Системно-деятельностный подход в обучении учащихся на уроках технологии

Системно-деятельностный поход в обучении учащихся на уроках технологии

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями технологии стоят задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных учебных действий, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на высоком качественно новом уровне. Реализация задач в полной мере зависит от профессиональной компетентности учителя нового поколения, от его умения применять и использовать системно-деятельностный подход в обучении, согласно требованиям новых стандартов.

Как известно, каждый ученик индивидуален, своеобразен, имеет свои психолого-педагогические особенности. Мы, учителя технологии, обязаны изучать и учитывать эти особенности при обучении детей.
Свои уроки я планирую с учётом возраста, возможностей учащихся, создаю и организовываю деятельность учащихся для успешного изучения, первичного закрепления, овладения новыми знаниями и универсальными учебными действиями.


На этапе мотивации, включения в учебную деятельность на личностно- значимом уровне организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке.
Технология   системно - деятельностного   метода  позволяет учащимся осуществлять постановку темы и целей урока, учебной проблемы и поиск ее решения в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Дети, отвечая на мои вопросы, осознанно могут назвать тему, цели и задачи урока.
Например: организация неожиданности входа в урок – ученик 2 класса въезжает в мастерскую на деревянном черенке.
Наш диалог с учеником:
Я: - что за вид транспорта у тебя?
У: – это мой велосипед
Я: – это просто палка. Мы тебе создадим тебе то, что ты хочешь.
У:– спасибо.

При помощи этого диалога пятиклассникам понятна тема урока.
Дальнейшие мои вопросы помогают детям определить цели, задачи и проблемы урока.
Такое начало урока способствует созданию благоприятного психологического климата и ситуации успеха учащихся.
На этапе актуализации знаний и фиксирования индивидуального затруднения создаю условия для развития мыслительной деятельности детей. Они должны осознать потребность к изучению нового материала, воспроизведению учебного содержания.
На этапе выявления и фиксации места и причины затруднения я опять же при помощи направленного диалога предлагаю ученикам вспомнить пройденный материал и справиться с трудностями.
ДИАЛОГ (сократовский диалог, который состоит из 3-х этапов)
- Согласие - Сомнение - Аргументация
Я:– дети вы умеете строить велосипед?
У:– нет
Я:– Как вы думаете его легко создавать?
У:– нет
Я:– а знаете ли вы, как его построить?
У:– нет
Я:– хотите научиться строить велосипед?
У: – да!
На этапе построения проекта выхода из затруднения мотивирую детей на нахождение способов и средств выхода из трудной ситуации.
ДИАЛОГ:
Я: – что необходимо для того, чтобы построить велосипед?
У:– схема, инструмент, материал.
Диалог продолжается по ситуации.
На этапе построения и фиксации нового знания в типовых заданиях внимание детей обращаю на выполнение требуемого задания, организую подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового материала, которое фиксируется знаками и с помощью схем.
Предлагаю учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового.
На этапе первичного закрепления ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.
При проведении самостоятельной работы с самопроверкой использую индивидуальную форму работы. Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать. При этом очень важно создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка.
Следующий этап - включение в систему знаний и повторение. На этом этапе мои дети и я, как равноправный партнёр своих учащихся, определяем границы применимости нового знания, тренируем навыки его использования совместно с раннее изученным материалом, и повторяем содержание, которое потребуется на следующих уроках. При повторении мы используем поделки, выполненные руками детей. Это способствует положительному эмоциональному фону, развитию у детей интереса к урокам.
На этапе рефлексии подведения итогов дети учатся самооценке своей учебной деятельности и согласовывают с учителем домашнее задание. Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.
Таким образом, использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников даёт мне возможность реализовывать задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных учебных действий, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на высоком качественно новом уровне.
Учитель технологии – это не только уроки, учитель технологии – это наставник подростков во внеурочное время. Я уделяю серьёзное внимание кружковой деятельности не только с мальчиками, но и с девочками. Мои подопечные участвуют во многих мероприятиях: НПК, дистанционных, школьных и городских, всероссийских олимпиадах, блиц-турнирах, конкурсах, выставках и т.д., имеют призовые места, грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, призы.
Я – учитель технологии, очень этим горжусь! Подумайте сами, и я уверен, вы со мной согласитесь, что мы – самые главные учителя и наставники детей в школе. Мы учим их, не потерять себя в этой жизни. Не все ученики, особенно мальчишки, пойдут в ВУЗы и станут учёными. Но все они должны будут удачно и успешно устроить свою жизнь после школы. Каждый юноша должен быть готов трудиться на любом производстве. И мы – учителя технологии, за это в ответе!











15