Конспект урока технологии на тему Работа в технике аппликации городецких росписей4 класс

РАБОТА В ТЕХНИКЕ АППЛИКАЦИИ ПО МОТИВАМ городецких росписей”.
Подготовила учитель начальных классов Соломенцева О.Н.

Цели: продолжить знакомство детей с народным творчеством,
с созданием народного орнамента;
обучать умению различать элементы узора,
их форму, расположение, цветовое сочетание;
развивать чувство формы, цвета,
желание составлять узор в духе национального творчества,
уточнить способы разметки материалов ( с помощью циркуля),
развивать эстетический вкус, фантазию;
воспитывать любовь к народному творчеству.

Объект труда: коробочка - подарок с орнаментом.
Оборудование: таблица с построением орнамента.
Материалы: цветная бумага, клей, коробка.
Инструменты: циркуль, ножницы.
Литература: Аппликационные работы в начальных
классах: начальных классах: Кн. Для учителя/
И.К. Щеблыкин. - 2 – е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1990. – 191 с.

Ход урока.

I. Организационный момент.
Учитель проверяет наличие инструментов и материалов.
II. Постановка цели учебной работы.
Мы с вами на уроке продолжим знакомство с народным творчеством, с созданием народного орнамента, будем учиться различать элементы узора, их форму, расположение, цветовое сочетание развивать чувство формы, цвета, желание составлять узор в духе национального творчества, развивать эстетический вкус; воспитывать любовь к народному творчеству.
Мы выполним по мотивам городецких росписей цветок, цветок счастья, которым будем украшать коробочку – подарок для мамы( сделанную на предыдущем уроке). Так можно украсить и закладку, и обложку для книги или тетради, открытку, панно и другие вещи. Но выполним его в технике аппликации.


III. Вступительная беседа «Цветок счастья».
У каждого русского промысла своя легенда. Есть такая легенда и у городецкого промысла. Охлебаиха, Репино, Курцево, Косково так называются деревни, прильнувшие к Узоле, что в 15 километрах от Городца. Места здесь очень красивые. Правый берег высокий, овражистый, все деревни на нем. Избы в деревнях ладные, высокие, с большими окнами, с богатой резьбой, весело раскрашенные. И почти каждый житель вспоминает, как у них здесь справляли когда-то Иванов день.
Был такой праздник. В одних краях назывался Иваном Купалой, в других Иваном Травником, но везде справлялся в ночь с 23 на 24 июня.
- Кто знает, что делали в народе на этот праздник?
- Да, в этот день принято собирать травы. У трав в эти дни кончается буйный рост, начинается созревание злаков, и суеверный человек считал, что нечистая сила именно тут-то и пытается принести им наибольший вред, погубить, уже наметившийся урожай. Эту нечистую силу надо уничтожить, и лучше всего огнем, потому что после огня уже ничего не поднимается и не живет.
И в эту короткую, самую ясную ночь люди зажигали высокие костры, проводили между кострами скот, прыгали сами через костер, а отогнав таким образом злых духов, начинали веселиться: водили хороводы, пели, играли в разные игры, иногда гадали, пускали по рекам венки к какому месту приплывает, оттуда и суженый будет.
И каждый норовил в эту ночь нарвать полезных трав. В растениях, действительно, в этот период собираются все их лучшие соки. А у кого сердце беспокойное и непугливое, те уходили в Иванову ночь в глухие лесные чащобы и овраги. Уходили за таинственным цветком папоротника, который цветет, говорят, только в эту единственную ночь, даже не в ночь, а всего лишь в какой-то час, отделяющий одну зарю от другой. Каков из себя тот цветок, никто точно и не знает: одни утверждают, что огненно-желтый, светящийся, как язык пламени в костре, другие сказывали, что тлеюще-алый, похожий на уголек, а третьи тоже говорили, что он светится, но только не желтым, не алым, а вроде бы синим-синим цветом. Вот и пойми тут. Но все говорили, что красоты он необыкновенной. Совсем вроде простой, но лучше всех цветов на свете. Потому что цветок папоротника это ведь цветок счастья.
Здесь, в этих нижегородских деревнях, вблизи города Городца и зародился старинный промысел. Он берет начало в XVIII веке с украшений прялочных донец. Прялки выполняли с инкрустацией и резьбой. Но скоро, с середины XIX века, мастера перестали делать резьбу на прялках, а просто расписывали их. Росписью городецкие умельцы украшали жилища (ставни, двери, ворота), предметы быта (прялочные донца, детскую мебель, резную игрушку и др.), позднее в ассортименте городецких расписных изделий появилось декоративное панно.
Ярко расписывают предметы городецкие мастера. На больших вещах это обычно сценки из городской и сельской жизни. Сценки были в основном веселые, праздничные: разные застолья, катания в экипажах, гулянья (и везде нарядные барышни и кавалеры). А между картинками цветы невиданной формы. А стали их звать розами купавками. Но на розы они не похожи. Ни на что не похожи. А выглядят так: на широкой чашечке с овальными лепестками сидит круглый бутон, а на нем шарик вроде коробочки, и все это в белых упругих полосках оживках; напруженный получился цветок, вот-вот лопнет, раскроется. А вокруг него зеленые веерные листья папоротник. А сам цветок то алый, то желтый, то синий, то даже черный. Таким образом, русский мастер хотел удержать при себе необыкновенный цветок цветок счастья. Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок и др.), как правило, расписаны растительными и животными орнаментами. Характерные мотивы: пышные розаны (все те же цветы счастья), яркие розетки, мелкие цветочки, ягодка с листиками, черные кони с всадником или без него, птицы типа павлинов...
Современная Городецкая роспись выполняется на цветном или светлом естественного цвета древесины фоне.
Основные цвета росписи: желтый, черный, зеленый, красный, синий. Цветов немного, но смешанные между собой или разделенные, они дают дополнительные оттенки: розовый, голубой, вишневый и др.
Яркие цвета, положенные на желтый фон, создают праздничное настроение, а силуэты коней, птиц, всадников, цветов, отделанные белильными мазками, делают изображение как бы объемным.
Это замечательно, что есть русские умельцы, в которых до сих пор живет мечта мечта о цветке счастья! Замечательно и то, что они делятся этим цветком счастья с нами, радуют нас своими работами, поднимают нам настроение, помогают украсить наш быт.
IV. Объяснение последовательности работы.
Мы с вами на уроке тоже выполним по мотивам городецких росписей цветок, цветок счастья, которым будем украшать коробочку – подарок для мамы, но выполним его в технике аппликации.
- Рассмотрим еще раз основные формы цветов, которые рисуют Городецкие мастера.
-Продумайте, какие приемы аппликационных работ здесь можно использовать, чтобы передать характерные особенности данного промысла.

V. Объяснение последовательности работы над основными элементами росписи ( к анализу привлекаются учащиеся), с одновременным показом.
Выполнение бутонов (рис. 1).
Здесь целесообразно использовать прием: «приклеивание деталей одинаковой формы, но разного размера и цвета к одному (условно выбранному) центру».
Подобрав цвет (бордовый, белый, красный; бордовый, белый), вырезают разного размера детали круглой формы (рис. 1, а);
условно выбирают центр на детали большого размера (бордовой) и ставят точку (рис. 1, б);
к этому центру поочередно приклеивают детали (рис. 1, в);
затем оформляют бутон; это можно сделать по-разному: или же опять с использованием названного приема (рис. 1, г), или же из белой бумаги вырезают лепестки, капельки, которые приклеивают на верхнюю часть бутона; или же с использованием других приемов (рис. 1, д).
Выполнение листиков (рис. 2)
В выполнении листиков можно использовать приемы «придания выразительности и живописности предметам» и «вырезывание симметричных форм».
Рассмотрим последовательность выполнения листика:
сложив бумагу вдвое (экономно расходуя), от центра сложенного листа разметить половину формы листика (рис. 2, а), не разворачивая бумагу, листик вырезать (рис. 2, б) в данном случае использован прием «вырезывание симметричных форм».
Оформление листика осуществляется с использованием приема «придание выразительности и живописности предметам»:
на обратной стороне листика разметим карандашом прожилки (рис. 2, в), вырежем их (рис. 2, г);
на обратную сторону листика нанесем клей и наклеим на черную бумагу (рис. 2, д);
вырежем форму листика (рис. 2, ё).
Выполнение цветов-розанов (рис. 3)
На обратной стороне листа цветной бумаги (в данном случае голубой) разметить цветок-розан (рис. 3, а);
вырезать его (рис. 3, б);
оттенить цветок, используя прием «кант»: на оттеночную бумагу (в данном случае на синюю) приклеить вырезанный цветок и, повторяя форму цветка, увеличить его до нужного размера (приблизительно на 3 мм), (рис. 3, в)
вырезать цветок с кантом (по внутренней стороне разметки) (рис. 3, г);
оформить цветок, используя приемы работы, рассмотренные при выполнении бутонов (рис. 3, д)
приклеить бутон; цветок готов (рис. 3, ё).
Если цветок выполнен с вертикальными «оживками», можно вновь использовать прием «придание выразительности и живописности предметам» (рис. 4).
На обратной стороне вырезанного цветка разметить «оживки» (рис. 4, а);
вырезать их (рис. 4, б);
на обратную сторону цветка нанести клей и приклеить его на белую бумагу (рис. 4, в);
срезать лишнюю бумагу (выровнять цветок по форме) (рис. 4, г) и оформить (рис. 4, д).
Выполнение розетки также несложно. Рассмотрите последовательность работы на рисунке 5 (а, б, в, г, д, е).
Рассмотрите и другие варианта выполнения цветов с использованием приемов работ в аппликации по мотивам городецких росписей (рис. 6). Продумайте последовательность их выполнения.


VI. Планирование предстоящей трудовой деятельности.
1. Составьте эскиз аппликации по мотивам городецких росписей.
2. Продумайте, какие приемы работы целесообразно использовать в каждом предмете (цветке, листике, птице).
3. Выполните аппликацию, соблюдая все правила работы (разметка предметов, нанесение клея, работа ножницами и циркулем).
VII. Самостоятельная работа.
1.Приспупая к самостоятельной работе, необходимо напомнить учащимся о культуре труда, об экономии материалов и о технике безопасности.
2.Самостоятельная работа. В ходе нее учитель оказывает индивидуальную помощь, указывает на недостатки.
3.Текущий инструктаж ( проводится при необходимости).
Это может быть в тех случаях, когда многие учащиеся повторяют одну и ту же ошибку, и учитель вынужден прервать их работу и показать правильный вариант.
VIII. Оценка работ, подведение итогов.
1.За 5-7 минут до конца урока дети должны прекратить работу и принять участие в сравнении выполненных работ.
2.Затем оцениваются работы каждого ученика, даже если они не завершены. Важно то, как работал ученик на уроке.

Делается вывод: используя основные приемы работы в аппликации, можно выполнить аппликацию по мотивам других русских промыслов: Хохломской, Жостовской, Гжельской и другим росписям, Дымковской, Филимоновской игрушкам и т. д.

IX.Уборка рабочего места.
.



Приложение.
Правила работы с циркулем.
Циркуль готов к работе, когда иголка и карандаш находятся на одном уровне и винт туго завернут( если работа ведется « козьей ножкой», винт завертывается после установки нужного размера.)

2.Чтобы взять нужный размер, иголку циркуля поставьте на отметку линейки против нулевого деления, а карандаш- на отметку нужного размера.

3.При проведении окружности острие циркуля поставь в центр, циркуль держи за головку, а» козью ножку» за карандаш.

4. После работы циркуль положи в футляр.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15