Доклад. Опыт в Финляндии в сфере образования


Опыт в Финляндии в сфере образования
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в Послании народу «Новый Казахстан в новом мире» отметил, что «практически все успешные современные государства, активно интегрированные в систему мирохозяйственных связей, сделали ставку на «умную экономику».   Это означает, что образование как источник знаний - основа развития общества. 
В связи с этим актуальнее прежнего становится обеспечение равного доступа всех казахстанцев к полноценному образованию.  В соответствии с интересами  и склонностями, независимо от материального достатка, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья каждый из нас должен иметь возможность на протяжении своей сознательной жизни беспрепятственно повышать образовательный уровень. А это во многом зависит от правовой базы и модели национального образования.
Строительство нового Казахстана поставило перед нами глобальную цель, а именно – формирование конкурентоспособной системы отечественного образования. Достижению этой важной цели будет способствовать новый Закон Республики Казахстан «Об образовании». Его структура предопределена концептуальной идеей создания совершенно  новой образовательной среды.
В 2011 году Президент Казахстана Назарбаев Н.А. поручил создать сеть колледжей мирового уровня в городах Астана, Алматы, Актобе и Шымкент. Для реализации поручения Главы Государства создан Холдинг «Кәсіпқор».
Холдингом «Кәсіпқор»совместно с Министерством образования и науки РК ведется работа по реализации программ повышения квалификации преподавателей и менеджеров системы технического и профессионального образования с участием зарубежных партнеров. На основании проведенного конкурсного отбора преподавателей общетехнических и специальных дисциплин и мастеров производственного обучения был определен список участников программы повышения квалификации совместно с Университетом наук JAMK (Финляндия) из Актюбинской области.
По данной программе приняло участие 20 кандидатов Республики Казахстан, которые повышали свою квалификацию в г.Тампере, Финляндия в октябре 2013 года.
leftcenterЭто были курсы для преподавателей спецдисциплин и мастеров п/о, имеющих незначительный стаж работы и проработавших более 20 лет.
Представителями учебного заведения ТАКК была подготовлена программа обучения, она была насыщенной и интересной. Финские коллеги ознакомили с историей основания города Тампере, с системой образования в Финляндии. Учебное заведение , в котором проходили курсы повышения специалистов, было образовано в 1962 году. Институт расположен в трех корпусах, готовят специалистов по 112 специальностям ,тесно сотрудничают с компаниями и предприятиями.
Профессиональное образование и профессиональные навыки в Финrightbottomляндии имеют большое значение для конкурентоспособности экономики и благосостояния населения. Профессиональное образование постоянно развивается на основе обширных общегосударственных проектов. В работе по вопросам развития образования, наряду со служащими сферы управления образованием, принимают участие представители деловой сферы, организаторы обучения, преподаватели и учащиеся . В последние годы основное внимание уделялось развитию следующих моментов: вопросам реагирования на изменяющиеся потребности в умениях и навыках трудовой жизни, сотрудничеству образования и трудовой жизни, качеству профессионального образования, признанию умений и навыков, повышению эффективности процесса подачи заявлений в учебные заведения, уменьшению числа учащихся, прерывающих учебу, повышению престижности и привлекательности профессионального образования.
Профессиональное образование состоит из начального и дополнительного образования. Оно предназначено как для молодежи, только начинающей трудовую жизнь, так и для взрослых, занятых в трудовой деятельности или по разным причинам оставшимся за ее пределами.
В Финляндии профессиональное образование взрослых в большой степени основано на системе демонстрационных экзаменов. Особым преимуществом этой системы является то, что с ее помощью профессиональные навыки того или иного человека могут быть признаны независимо от того, как они были приобретены: в процессе трудовой деятельности, учебы или каким –либо другим образом. Демонстрационный экзамен сдается путем показа (демонстрации) профессионального мастерства, предусмотренного базовым учебным планом, в процессе экзаменационных мероприятий.
Профессиональное образование
Начальное образование
Обучение в учебном заведении Обучение на рабочем месте по договору
Ознакомительные и подготовительные курсы для желающих получить профессиональное образование Обучение, нацеленное на получение начального профессионального образования Обучение, нацеленное на сдачу демонстрационного экзамена Обучение, готовящее к сдаче демонстрационного экзамена Обучение, нацеленное на получение начального профессионального образования
Дополнительное образование
Обучение в учебном заведении Обучение на рабочем месте по договору
Обучение, готовящее к сдаче демонстрационного экзамена Обучение, не дающее образования Обучение, готовящее к сдаче демонстрационного экзамена Обучение , не дающее образования
Организованы экскурсии на предприятия и учебные заведения:
По учебному заведению ТАКК экскурсию провели мастер п/о Юкка Виртанен и студент 4 курса Мустонен Дмитрий. leftbottom Для работы и практических занятий имеется достаточное оснащение. Для студентов применяется 3-х бальная система оценки знаний. Экзамен проводится в виде демонстрационного показа- монтаж кабинок все приближенно к нормальным условиям (обои, линолеум, покраска). На всех этапах учебы и практических занятий используется самооценка учащихся.
Рядом с учебным заведением расположен полигон, где студенты занимаются проведением высоковольтных линий, линий электропередач. Создают ситуационные проблемы, например завалы деревьев на ЛЭП с целью правильного устранения неполадок и закрепления теоретических знаний на практике.
Учебное заведение «ТРЕДО» - информацию предоставили Vesa Helminen и Juha Parikka.
Обучаются после 9 классов, применяется трех бальная система оценки знаний. Обучение длится 3-4 года в зависимости от профессии. Всего по учебному заведению 38 групп -650 студентов.righttop00 Все теоретические и практические работы выполняют на местах, домашнего задания не задают. В день обучаются по одной спецдисциплине. Практику проходят в самом заведении и на заводах. На каждую работу выдается лист задание (какую работу нужно выполнять), рядом всегда находится наставник.
За весь курс обучения сдаются 4 работы, делают оценку учитель, сам ученик и совместно. Подход к учебе индивидуальный. Четыре раза в год собираются (куратор, мастер, психолог, соцработник) по обсуждению проблем по каждому учащемуся, выносят предложения и решения. Учащиеся работают спланированно, индивидуально, но в основном в парах. Кто быстрее выполняет задание, выдают задание по сложней. Проводятся конкурсы между школами и международного уровня.
В одном из корпусов центра ТАКК в институте сельского хозяйства АХЛАМАН, готовят специалистов для фермерских хозяйств, поваров, специалистов для работы в зоомагазинах и официантов, специалистов по флористики.
lefttop00При посещении института сельского хозяйства достаточно на высоком уровне поставлено обучение на производстве ( коровник, где учащиеся на рабочих местах ухаживают за крупным рогатым скотом, занимаются доением и одновременно проводится занятие в учебном классе). В мастерской у флористов показали выполнение практических работ (заказов). Было много цветов и комнатных растений, за которыми они бережно ухаживают. Учащиеся плели панно, составляли композиции из цветов.
В ресторане института ознакомились и осмотрели производственные помещения (цеха) по производству готовой продукции. Они оснащены современным оборудованием, на котором очень удобно работать, инвентарем и посудой. Учащиеся по квалификации повар, занимались приготовлением пищи, обслуживали обучающихся и персонал института. rightcenter
Было посещение дизельного завода AGCO POWER - по производству и выпуску дизельных двигателей . На заводе применяется система 5S. Это система организации рабочего места, которая позволяет значительно повысить эффективность и управляемость операционной зоны, улучшить корпоративную культуру, повысить производительность труда и сохранить время.
Большинство предприятий внедрили один из способов управления производством – LEAN (бережливое производство). Предприятия, которые внедрили систему LEAN , более рентабельны. Производительность повышалась на 20-60% ,промежуточные склады заполнялись продукцией на 50%, на 70-95 % увеличилась уверенность в получении товара. У LEAN есть задача- чтобы была мотивация. Главной целью является влиять не на процесс , а на качество.
В учебных заведениях восхищает очень четкое и грамотное планирование производственного обучения, имеется непосредственный контакт ученика и наставника. На практике присутствует желание научиться навыкам и умениям со стороны учащихся и ответственности, качественному обучению со стороны наставника.
centerbottom00Используя полученный опыт, мы будем использовать в нашей педагогической деятельности элементы обучения, характерные для Республики Финляндия, адаптируя и интерпретируя их под условия казахстанского образования.