Сообщение на тему Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья


Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вспомогательная школа ставит перед педагогами три основных задачи- дать ученикам знания, умения и навыки по предметам, труду, воспитать у них положительные личностные качества – честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, скоррегировать у них имеющиеся дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей. Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и во внеурочное время, изменяются только акценты в зависимости от основных целей.
Для успешной работы с умственно отсталыми детьми учителю и воспитателю важно уметь устанавливать контакт со школьниками, владеть сведениями о определенной возрастной группе. Знания особенностей детей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия, т.е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам, продвинуть их в плане общего развития.
Каковы же общие особенности психики данных детей?
Преобладающее большинство всех умственно отсталых детей составляют дети – олигофрены. Поражение мозговых систем, главным образом наиболее сложных и поздно формирующих структур, обуславливающих недоразвитие и нарушение их психики, возникает на ранних этапах развития – во внутриутробном развитии, при рождении или в первые годы жизни.
Дети – олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно четко обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностные проявления, и познания. Эти дети способны к развитию, но их развитие осуществляется замедленно, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.
Структура психики таких детей чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушение познавательной деятельности и личности ребенка можно наблюдать в разных проявлениях: в поведении и т.д.
Развитие детей – олигофренов определяется биологическими и социальными факторами. К числу биологических факторов относят тяжесть дефектов, время его возникновения. Социальные факторы – это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет, взрослые и дети, с которыми ребенок общается и, конечно школа. Психология утверждает, что воспитание, обучение и трудовая подготовка для таких детей более значимы, чем для нормально развивающихся. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями олигофренов самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды. Определенное значение имеет сниженная активность, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие проявления эмоционально-волевой сферы.
Очень важное направление коррекционной работы предусматривает совершенствование эмоционально-волевой сферы учеников, которая играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, и в установлении контактов с окружающими, и в социальной адаптации учащихся в школе и вне ее.
У умственно отсталых детей, для которых свойственны резкие нарушения мышления, существенно страдают волевые процессы. Слабое развитие волевых процессов характерно для обучающихся младших классов. Эти дети безинициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью подчинить ее отдельной цели, не всегда могут сосредоточить усилия для преодоления даже незначительных препятствий, возникающих по ходу той или иной работы. Обучающимся свойственны импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия, неумение противостоять воли другого человека. Вместе с тем некоторые дети проявляют значительную настойчивость и целеустремленность в решении поставленной задачи, прибегают к элементарным хитростям и уловкам, стремясь добиться желаемого результата, большей частью связанного с удовлетворением житейских потребностей.
У старшеклассников наблюдается определенное развитие воли. Они могут неплохо ориентироваться в бытовых, практических вопросах.
Большая проблема возникает с эмоциями. Они отражают смысл явлений и ситуаций и проявляются в форме непосредственных переживаний – удовольствия, радости, гнева, страха и т.д. Формирование эмоций – одна из самых важных условий становления личности человека. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, вся жизнь, которая окружает ребенка и постоянно воздействует на него. Развитие эмоциональной сферы в значительной мере определяется внешними условиями, важным из которых является правильная организация всей жизни. Свойственные таким детям импульсивные проявления злобы, обиды, радости и т.д. могут быть постепенно сглажены путем целенаправленного воспитания ребенка, способствующего осмыслению им своих действий и поступков, помогающего формированию положительных привычек и правильного поведения в быту, необходимых для социальной адаптации. У этих детей эмоциональные реакции разнообразны. Для одних характерны вялые, заторможенные, стереотипные реакции. Дети остаются безразличны к воздействующим на них раздражителям. У других реакции чрезмерно буйные, по своей силе не соответствующие вызвавшим их причинам, в ряде случаев – неадекватные. У третьих не прослеживается грубых нарушений эмоциональной сферы, хотя в отдельных случаях наблюдаются отклонения и не всегда объяснимые поступки. Однако всем детям свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья.
Сложные эмоции социально-нравственного характера, оттенки чувств остаются недоступными многим выпускникам школ. Основной причиной таких состояний является болезненное переживание чувства собственной неполноценности, нередко осложняемой инфантилизмом, неблагоприятной средой и другими обстоятельствами. Обучающиеся слабо контролируют свои эмоциональные проявления и часто даже не пытаются этого делать. Подростки не очень глубоко и четко, но понимают свои чувства и чувства окружающих людей, в той или иной степени регулируют свои внутренние переживания, устанавливают определенные отношения и контакты, в основном правильно ведут себя в коллективе. А это значит, что в эмоциональном развитии умственно отсталых детей за время школьного обучения происходят большие положительные сдвиги.
У обучающихся средних и старших классов структуры деловых и личностных отношений отчетливо разделены и не всегда совпадают. Высокое положение обучающегося в коллективе определяется его активностью, самостоятельностью, физической силой, трудовыми умениями и навыками. Критерии морального порядка обычно играют большую роль, чем успехи обучающегося по общеобразовательным предметам.
К старшим годам обучения в самосознании обучающихся происходят существенные положительные сдвиги. Они более правильно оценивают себя, свои поступки, черты характера, достижения в учебе, для подтверждения правильности своих суждений приводят конкретные нередко адекватные примеры, обнаруживая при этом определенную самокритичность. В оценке своего интеллекта обучающиеся менее самостоятельны. Уровень притязания большинства обучающихся приобретает реалистичность. Резко возрастает значимость трудовой деятельности, достижений в овладении элементами той или иной специальности. Они хотят работать, жить достойно, принося пользу обществу.