Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему: Козетта В. Гюго.


Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.
Тема урока: « Виктор Гюго. Козетта (отрывок «Отверженные»)».
Цель урока:
-познакомить учащихся с творчеством великого французского писателя В.Гюго;
-Рассказать о тяжелой жизни простого народа на примере героини отрывка из романа - девочки Козетты.
-Понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение о них, соотносить поступки с нравственными нормами.
-Развивать навыки выразительного чтения, образное мышление, устную монологическую и письменную речь. - Воспитывать в учащихся чувства сопереживания, сочувствия, участия. 
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Мотивация учебной деятельности.
Песня из мюзикла http://www.youtube.com/watch?v=us9VjVIdIAg- это песня грустная или весёлая?
-Может кто - то слышал или узнали героиню, роль которой исполняет артистка? (если нет, то внимание на слайд «Собери слово»
- предлагаю расшифровать слово - название произведения: АКТОЕТЗ.
- Кто может назвать автора этого произведения.
3. Знакомство с автором произведения и его биографией.
Подготовленные дети с информацией.
БИОГРАФИЯ ГЮГО.
08255Виктор ГЮГО (полное имя Виктор Мари) (26 февраля 1802, Безансон — 22 мая 1885, Париж), французский писатель, проживший почти столетие, стал свидетелем и участником исторических событий, потрясших XIX век.
Весенним днем, 26 февраля 1802 года, в городе Безансоне, в трехэтажном доме, где жил тогда капитан Леопольд Сижисбер Гюго, родился ребенок — третий сын в семье. Хилый младенец был, по словам матери, «не длиннее столового ножа», однако ему суждено было вырасти в человека могучего физического и духовного здоровья и прожить долгую и славную жизнь.
Детство Виктора Гюго прошло под грохот наполеоновских барабанов, под небом, еще освещенным зарницами революции. Вместе с матерью и братьями он сопровождал отца в походах, и перед глазами ребенка мелькали дороги и города Франции, Италии, средиземноморские острова, Испания, охваченная партизанской войной против французских захватчиков. Родители Виктора разошлись, и мальчик воспитывался под сильным влиянием матери. Отец сумел завоевать любовь и восхищение сына после смерти своей жены в 1821.
Гюго учился в лицее Карла Великого. Участвовал в конкурсах Французской Академии и Тулузской Академии. Его сочинения были высоко оценены.
Эпиграфом к жизни и творчеству талантливого писателя может послужить его собственное высказывание:
ДОСКА: «Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, умоляя могучих и неумолимых».
КНИГА ГЮГО ОТВЕРЖЕННЫЕ. А МЫ ИЗУЧАЕМ ОТРЫВОК.
Поскольку роман «Отверженные» очень большой, то мы будем знакомиться только с отрывком из этого романа, который расскажет нам о жизни маленькой девочки - Козетты. Вы видите иллюстрацию известного художника С. Михайлова к роману «Отверженные». На иллюстрации изображена Козетта. Прежде чем мы приступим к изучению произведения посмотрите на иллюстрацию и запишите какие ассоциации возникают у вас, глядя на эту девочку?
РАБОТА В ГРУППЕ: (листы, на листах написать эпитеты)
 (Беззащитная, хрупкая, слабая, потухшие глаза,  изможденная ,бедная ,убогая , в лохмотьях, страдание ,плакать, сгорбилась, маленькая) 
Действие происходит в 19 веке. Поэтому в тексте Вам могут встретиться незнакомые слова (смысл которых будет неясен). Поэтому я попросила двух учеников помочь мне подготовиться к данному уроку.
4. Словарная работа  (дети подготовленные заранее = картинка на экране
• Трактир - ресторан – гостиница низшего разряда. • Ставни - деревянные створки для прикрытия окон. • Лавка - небольшой магазин. • Мрак - отсутствие света, тьма. • Каштан - дерево из семьи буковых со съедобными коричневыми плодами; сам плод. • Гримаса - намеренное или невольное искажение черт лица. • Су - монета в пять сантимов.
Сантим - самая мелкая французская монета. 
5.Работа над произведением. 
А) Первичное чтение первой части Сейчас мы с вами поработаем с текстом и проверим правильность ваших догадок, связанных с образом Козетты.

- Чтение текста из учебника и далее на листах текст.
Какой предстала перед Вами Козетта в начале произведения?
ГРУППОВАЯ РАБОТА: ЛИСТЫ (крепкая, здоровая. С большими голубыми глазами, нарядная , безмятежная)
Б). Чтение текста в учебнике с,68 от слов –Какие у Вас хорошенькие дети, сударыня!
Задание №1
Почему женщина с ребенком на руках оказалась у трактира Тенардье?
(она осталась без работы, шла на родину в поисках заработка)
Задание №2
Почему Козетта оказалась в чужой семье? Какую цель преследовала мать Козетты? (увидев таких веселых, чистеньких детей, она подумала, что у них, должно быть, хорошая мать и что сам бог направил ее к трактиру Тенардье)
Задание № 3
Чем обернулся поступок матери для Козетты? Какой она стала по прошествии нескольких лет в семье Тенардье? (бедствием. Ее было не узнать)
В). Чтение второй главы. Лист №2
- Как жилось Козетте у Тенардье? 
2. Отношение Тенардье к Козетте (как одевали, кормили, называли девочку, место отдыха и сна ребёнка).
3.Занятия Козетты в доме Тенардье.
4. Зачеркнуть лишние слова в характеристике Тенардье.
Вспомните, какие права девочки были нарушены Тенардье, согласно Декларации прав ребёнка?
- Статья 1: Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. 
Статья 3: Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. 
Статья 4: Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии… 
Статья 5: Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию. 
Статья 24: Каждый человек имеет право на отдых и досуг.
Я вновь возвращаю Вас к Эпиграфу о жизни и творчестве талантливого писателя к его собственному высказыванию:
ДОСКА: «Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, умоляя могучих и неумолимых».
В. Гюго защищал малых и обездоленных, безработных , заботился о бедняках и голодных детях.
7.Рефлексия.- Что нового узнали на уроке? - Понравилось ли вам произведение? Почему? - Скажите, ребята, правы ли вы были, написав ассоциации о Козетте? 
Что еще вы могли бы добавить в свои кластеры в конце сегодняшнего урока?
- Какие чувства вы испытываете к этому литературному герою?
- Возьмите сердечки и на них напишите свои пожелания Козетте, прикрепите на доску.
С помощью фразы из рефлексивного экрана ребятам предлагается подвести итог урока. 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 4. Я понял, что… 5. Теперь я могу… 6. Я почувствовал, что… 7. У меня получилось … 8. Меня удивило… 9. Урок дал мне для жизни… 10. Мне захотелось…
Ученики выбирают фразу и заканчивают предложение.
8. Домашнее задание: дочитать отрывок из романа до конца
Домашнее задание:
- Нарисовать красками портрет Козетты до или после поселения в трактире Тенардье.
Чтение с. 67-68.
Задание №1
Почему женщина с ребенком на руках оказалась у трактира Тенардье?
(она осталась без работы, шла на родину в поисках заработка)
--------------------------------------------------------------------------------------------
Задание №2
Почему Козетта оказалась в чужой семье? Какую цель преследовала мать Козетты? (увидев таких веселых, чистеньких детей, она подумала, что у них, должно быть, хорошая мать и что сам бог направил ее к трактиру Тенардье)
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 3
Чем обернулся поступок матери для Козетты? Какой она стала по прошествии нескольких лет в семье Тенардье? (бедствием. Ее было не узнать)-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------