Методическая разработка на тему: Коррекционные приемы, направленные на развитие мыслительной деятельности у обучающихся с нарушением интеллекта на занятиях учебной практики.

Областное казенное учреждение социального обслуживания «Курский социальный профессионально-реабилитационный центр»







Методическая разработка на тему:

Коррекционные приемы, направленные на развитие мыслительной деятельности у обучающихся с нарушением интеллекта на занятиях учебной практики.







Разработал:
старший мастер
производственного обучения
Шалдырван М.И.






2016 г.
Существует определенный процент людей, нуждающихся в специальной помощи для того, чтобы суметь полностью развить все свои способности и реализовать свой потенциал, суметь справиться с различными трудностями, вызванными свойственным им дефектом, нарушением или аномалией.
Индивидуальный подход – один из основных принципов обучения. Он понимается как ориентация на индивидуально – психологические особенности обучающихся с ограниченными возможностями, включение в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным особенностям, осуществляемых с помощью индивидуализации обучения. Индивидуальный подход проявляется в выборе и применении методов обучения, дозировки нового материала и домашнего обучения, при определении вариантов самостоятельных работ (по степени трудности) и во много другом.
Различная структура дефекта вызывает различные формы умственной отсталости. Наиболее многочисленную группу среди умственно отсталых детей составляют дети-олигофрены.
Развитие олигофренов осуществляется замедленно, со многими подчас весьма резкими отклонениями от нормы, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в познавательную деятельность таких подростков. Этими изменениями обуславливается возможность социально-трудовой адаптации умственно отсталых выпускников учебных заведений, их интеграция в окружающее общество.
Для продвижения умственно отсталого обучающегося в развитии, в умении адаптироваться в окружающей среде важным фактором является специально организованное обучение. Его необходимость вызвана своеобразием личности и познавательной деятельности, свойственной этим обучающимся. Такое обучение дает им определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме.
Выпускники вспомогательных и коррекционных школ способны к овладению несложными профессиями и могут успешно работать на многих производственных предприятиях. Вместе с тем, их возможности в плане профессиональной подготовки существенно ограничены. Трудность решения этой задачи обусловлена недостатками психического развития, которые свойственны лицам с нарушением интеллекта. На развитие трудовых возможностей обучающихся влияет вся система учебно-воспитательной работы, но непосредственная их подготовка к трудовой деятельности осуществляется на уроках учебной практики в учебных мастерских и во время производственной практики.
Олигофренопедагогика пользуется дидактическими принципами общей педагогики, но процесс обучения лиц с нарушением интеллекта имеет свои особенности. Он носит коррекционный характер, т.е. все обучение направленно на коррекцию главного недостатка – нарушение познавательной деятельности.
Уроки производственного обучения создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих обучающимся с нарушением интеллекта, в трудовой и познавательной деятельности.
Хотя интеллектуальная недостаточность рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Коррекционная работа должна рассматриваться в качестве необходимого компонента обучения. Поэтому при решении конкретной учебной задачи выполняется три функции: образовательная, воспитательная, развивающая.
Образовательная и воспитательная функции способствуют развитию мыслительной деятельности у обучающихся.
Олигофрены характеризуются нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности. У них могут проявляться по-разному эмоционально-волевые нарушения.
В одном случае это будет повышенная возбудимость. Подростки этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: то они чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными. Таким обучающимся задания надо разбить на пункты. По каждому пункту поставить цель и задачу. Подросток будет увлечен полученным заданием, успешно выполнит задачу, не испытывая утомления и не теряя интерес.
Другую категорию, напротив, отличает пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие подростки с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты, боязнь неудачи и т.д.). Для того чтобы работа такого подростка оказалась плодотворна, он сам в первую очередь должен быть заинтересован в ней. Мастер должен объяснить, почему это задание надо выполнить. Например: "Ты должен научиться выполнять стачной шов, потому что это самый главный шов, им соединяются плечевые и боковые срезы, шаговые, втачиваются рукава и воротник. Его не трудно выполнять. Надо лишь уровнять два среза и проложить строчку на 10 мм. Надо смотреть не на иголку, а на правый срез лапки и выпустить материал на 3-5 мм за лапку и контролировать это расстояние". Показать такому обучающемуся выполнение этого шва индивидуально.
Мышление является главным инструментом познания обучающихся с нарушением интеллекта и развивается по тем же законам, что и в норме. Оно протекает в таких формах, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Однако мыслительная деятельность обучающихся с нарушением интеллекта развивается значительно медленнее, мыслительные операции протекают своеобразно. Наблюдается фрагментарность анализа и синтеза, сравнение предметов по несущественным признакам, чрезмерное расширение или, наоборот, неправомерное ограничение оснований для обобщения. Типичным для этой категории обучающихся является ошибочное применение способов решения, основанное на поверхностном анализе предполагаемых условий. Наблюдается отсутствие сличающей деятельности, направленной на сопоставление своих действий с предложенным условием.
Эффективны такие формы обучения, как использование видеосюжетов, различных игр, карточек, кроссвордов, ребусов и т.д. Использование игровых моментов позволяет значительно активировать учебный процесс, повышает интерес к профессии, вырабатывает у обучающихся умение логически грамотно излагать свои мысли, а это ведет к более прочному усвоению материала.
Мышление обучающихся с интеллектуальной недостаточностью значительно отстает от условной возрастной нормы. Поэтому одной из задач при разработке ребусов, заданий, игр на занятиях учебной практики является развитие всех мыслительных операций: анализа, обобщения, умения устанавливать логические связи.
Для развития процессов анализа и синтеза можно использовать задания – карточки, где предлагается подобрать недостающие фрагменты рисунка из предложенных ниже вариантов. Такое же назначение имеют и обучающие карты. Из комплекта карт необходимо подобрать те, которые соответствуют образцу и разложить (или пронумеровать) их в порядке выполнения операции. Кроме способностей анализировать развивается умение выстраивать логическую цепочку.
С целью развития способностей к установлению последовательности событий применять карточки-задания, где предлагается пронумеровать зарисовки узлов в порядке изготовления изделия. Можно использовать задания, где надо соединить кружочки с изображением обрабатываемых узлов, соблюдая порядок операций изготовления изделия. Использование зарисовок узлов, деталей развивает зрительную память.
Задание дорисовать эскиз изделия, деталей в соответствии с предложенными ниже инструкциями позволяет развивать у обучающихся умение следовать инструкции. Так же этой цели соответствует технологический диктант. Обучающимся выдается комплект карточек с поэтапной обработкой заданного узла и зарисовка (или образец) узла. Мастер зачитывает текст последовательной обработки данного образца, а обучающиеся по тексту раскладывают карточки.
Для развития логического мышления, внимания, сообразительности можно разработать различные ролевые игры, которые помогают не только развивать мыслительные операции памяти, но и сделают процесс обучения гораздо интереснее.
Успешное овладение профессиональными навыками и умениями обучающимися с нарушением интеллекта зависит от грамотной деятельности мастера производственного обучения.
Чтобы добиться достижения цели по обеспечению прочного и сознательного овладения профессией обучающимися важно заинтересовать и убедить их в том, что профессия нужна для дальнейшей самостоятельной жизни. Применение коррекционных приемов, направленных на развитие мыслительной деятельности у обучающихся с нарушением интеллекта, разнообразных методов активизации познавательной деятельности помогают мастеру производственного обучения повысить качество процесса обучения, лучше узнать и понять особенности своих обучающихся. При успешном освоении программы после окончания обучения они хорошо адаптируется на предприятии и смогут работать по специальности, конечно же сначала под контролем мастера-наставника.



























Используемая литература.
1. Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушением интеллекта. Москва 2006 г.
2. Калитинова В.В. г. Димитровград 1995г. Игровые ситуации на уроках производственного обучения.
3. 1000 умных игр. Москва "РОСМЭН" 2007г.
4. Практикум по производственному обучению "портной" Москва 2006г.
5. М.К. Акимова, В.Т.Козлова. Психологическая коррекция умственного развития школьников.
6. Маймайчук И. И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии». – СПб.: Речь, 2004. – 400 с.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




15