Статья.Основные направления логопедической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у первоклассников.


Основные направления логопедической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у первоклассников.
В настоящее время увеличилось количество детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в овладении навыками письма и чтения. В большинстве случаев трудности сопровождаются проблемами в освоении знаний по другим школьным дисциплинам, что может привести к тотальной школьной неуспеваемости. Именно поэтому данная проблема вызывает повышенный интерес современных исследователей в различных областях психологии, нейропсихологии, логопедии.
Как показывает теория и практика, в основе трудностей формирования письма лежат разнообразные механизмы, среди которых значительное место занимают нарушения устной речи.
В связи с этими профилактика и коррекция специфического нарушения письма – дисграфии – ориентирована прежде всего на развитие тех навыков устной речи, которые необходимы для письма. Это работа над звукопроизношением, фонематическим восприятием, звуковым анализом и синтезом, словарем и грамматическим строем речи.
Во-вторых, выделяются направления работы, связанные с развитием зрительных и зрительно-пространственных функций.
В то же время ряд исследователей обращает внимание на необходимость развития у младших школьников графо-моторных координаций и произвольной регуляции деятельности, несформированность которых усугубляет трудности усвоения грамоты.
Можно наглядно представить в виде таблицы возможные механизмы различных ошибок на первом этапе освоения письменности у первоклассников.
Типичные ошибки письма и их возможные причины.
Вид ошибки Возможные механизмы возникновения
Ошибки написания букв, неправильная траектория движений при выполнении графического элемента 1.Недостаточная сформированность зрительной памяти
2. Недостаточная сформированность зрительно-
пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций.
«Не видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы 1.Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительной памяти.
2. Нарушение произвольной регуляции, внимания.
Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые, разнонаклонные буквы, сильный или слабый нажим, тремор) 1. Недостаточная сформированность моторных функций.
2. Нарушение зрительно-моторной координации.
3. Направильная поза, неправильное положение ручки.
4. Выраженное функциональное напряжение и утомление.
Смешения букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляторным признакам звуки. 1. Нарушения акустического анализа звуков.
2. Нарушения кинестетического анализа артикулем.
Пропуски букв, персеверации и антиципации букв, недописывание слов. 1. Нарушения звукового анализа и синтеза.
2. Нарушения динамических моторных функций.
3. Нарушения внимания и контроля деятельности (произвольной регуляции).
4. Нарушения оперативной памяти.
Перестановки букв. 1. Нарушения звукового анализа и синтеза.
2. Нарушения динамических моторных функций.
3. Несформированность стереотипа деятельности слева направо у учащихся-неправшей.
Смешения графически сходных букв. 1. Нарушение зрительных и зрительно-пространственных функций.
2. Нарушения динамических моторных функций (серийной организации движений).
3. Нарушения кинестетического анализа артикулем.
Зеркальные ошибки, ошибки в пространственном расположении элементов букв (в-д). Нарушение зрительно-пространственных функций.
Ошибки согласования и управления слов 1. Проявление общего недоразвития речи.
2. Нарушение внимания.
3. Трудности слухо-речевой памяти.
Ошибки обозначения границ предложения и слова 1. Нарушения языкового анализа и синтеза.
2. Нарушения внимания и контроля деятельности (произвольной регуляции).
Трудности, с которыми сталкиваются при обучении письму младшие школьники, имеют самый разнообразный характер.
Поэтому наиболее эффективным является комплексный подход к коррекционной работе по устранению трудностей обучения грамоте.
В рамках этого комплексного подхода хотелось бы выделить следующие основные направления коррекционной работы с младшими школьниками:
- развитие речевых функций;- развитие моторных функций;
- развитие зрительных и зрительно-пространственных функций;
- развитие регуляторных функций.
Развитие речевых функций.
Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
При реализации этого направления решаются следующие задачи:
А. Совершенствование звукопроизношения и звукового анализа и синтеза.
Б Развитие фонематического восприятия (слуховой дифференциации звонких и глухих, твердых и мягких согласных, аффрикат и их компонентов, определение позиционных чередований).
Совершенствование звукопроизношения и звукового анализа и синтеза проводится по принципу от простого к сложному: сначала на материале отдельных звуков и букв, затем слогов типа СГ или ГС, затем односложных слов без стечения согласных, потом – двусложных слов без стечения согласных, и только после этого многосложных слов и слов со стечением согласных.
Упражнения:
1) Определите место заданного звука: на каком месте стоит? после какого звука? перед каким звуком? между какими звуками?
2) Из ряда букв выпиши только гласные буквы: б, д, е, а, р, о, с, ш, й, л, э, н, у, м, к, е, н.
3) Прочитай слова. Из ряда слов выпиши только те, где есть звук «д»:
Душ, дым, бык, рак, сад, шум, ода...
4) Рассмотри картинки. Подумай и скажи, какое ведро подойдет к какому колодцу? «Опусти» ведра в колодца. Прочитай и напиши получившиеся слова. Подчеркни гласные красной ручкой.

5) Замени в слове первый звук для получения нового слова: зайка — майка — чайка — гайка — шайка — сайка — лайка — Райка.6) Придумай слово на заданное количество звуков или подходящее под схему. Например: . а..а, .у..о.
7) Игра "Слово рассыпалось". Соберите слово из букв (записаны на доске):
Н О Т Е К Ж Ё И Т С Ь О Г Ь О Т С К
О М Т С Я М Е З П Ц Т И А Я Л Т Е Д
8) Произнеси названия картинок. По первым буквам составь слова и запиши.
Картинки: корова, осел, шапка, курица, автобус;свинья, арбуз, морковь, огурец, лимон, ёжик, тарелка;
шкаф, кастрюля, осленок, лиса, ананас.
9) Отгадайте загадки. Определите наличие и место звука А в каждом слове. Запишите слова в три столбика, соответственно схемам (а в начале слова, в середине, в конце):
Рыжий хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это ... (белка).
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
На носу повисла капля.
Ну конечно, это ... (цапля).
Лежит пузан на сельской грядке,
Сверху зелено, а внутри сладко. (Арбуз)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ... (машина).
Полосатая лошадка –
Вся как детская тетрадка.
Нет ни кляксы, ни пятна.
В Африке живет она. (Зебра)
Какое слово можно записать в два столбика? (Машина).
10) Вставить пропущенные буквы в слова: пл.щ, з.нт, вдр.г, л.сь, стр.ж, гр.м, п.рк, р.бак...
11) Упражнение «Буква заблудилась» (см. приложение В) на материале стихотворения А.Шибаева «Буква заблудилась», предложенное Садовниковой И.Н., развивает и речевое внимание, и логическое мышление.
12) Кроссворды. Ослик принёс необычную лесенку. Помогите ему вписать в ее ступеньки слова с буквой О. (Например: ох, осы, окна, окунь, остров.)

13) Придумать как можно больше слов из букв слова гастроном, апельсин, мороженое...
Развитие фонематического восприятия.
1) Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук.
2) Запиши только те слоги, в которых есть заданный звук.
3) Разложи картинки на три стопки: звук в начале слова, в середине, в конце. (Или запиши слова в три столбика).
4) Послушай рифмовку, найди «неправильное» слово и замени его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом.
В ней всего-то три окна,
И за ёлкой не видна.
Хоть бела, но маловатаНебольшая наша ВАТА. (ХАТА) Когда поранишь ты колено,
То покупаешь непременно,
Уверенный, что все пройдет,
Коричневую жидкость – МЁД.
(ЙОД)
Посмотрите в воду сами –
С очень длинными усами
Проплывает под мостом
Серый, скользкий, длинный ДОМ. (СОМ) Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ по горе.
(САНКИ)
Пес Барбос совсем не глуп,
Но не хочет рыбный ДУБ. (СУП) Не случайно у сестрички
С ФАНТИКАМИ две косички.
(БАНТИКАМИ)
Отругала мама зайку –
Не надел под свитер ГАЙКУ.
(МАЙКУ) Хулиганам не до шутки,
Если Рекс в собачьей ДУДКЕ.
(БУДКЕ)
5) Прослушай предложение, назови слова со звуком «р»:
Рома и Рая ходили по грибы, и нашли грузди, рыжики, подберёзовики.
6) Прочитай каждый столбик слов. Назови пропущенные буквы..русника.воздика.катулкаб.усникаг.оздикаш.атулкабру.никагво.дикашка.улкабрус.икагвоз.икашкату.ка7) Внимательно прочитай текст. Найди ошибки.
Май – месяц зелёного наряда. Зеленым корвом сочных трав оделись поля и рощи. В изумруд листвы наряжаются берзки, пахучие тополя. Иргают ветры молдой листвой.
Развитие языкового анализа и синтеза.
1) Формирование языкового анализа и синтеза на уровне текста.
Могут быть предложены следующие виды работ:
Выделение слов и предложений в слитном тексте. ПАДАЮТЛИСТЬЯДУЕТВЕТЕРЛЬЮТДОЖДИ
Соединение частей разорванных предложений:
Падает липкий. Снег громко лает. Шарик.
Падает липкий снег. Громко лает Шарик.
Исправьте ошибки в тексте на доске.
Дети выходят к доске, стирают ошибку, пишут правильно.
На доске написано:
Ярко светит, солнце поют, птицы дует, весенний ветер.
Надо исправить:
Ярко светит солнце. Поют птицы. Дует весенний ветер.
2) Формирование языкового анализа и синтеза на уровне предложения.
На этапе коррекционной работы на синтаксическом уровне можно предложить следующие упражнения:
1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
3. Увеличить количество слов в предложении.
4. Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).
5. Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.
6. Поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
7.  Составление предложений по схемам:

Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям.
8.            Составление предложений по интонационной схеме:

Затем предлагается одно и то же предложение произнести с разной интонацией, учитывая конечный знак, либо подобрать несколько предложений к одной схеме.
9. Составить предложение из слов, данных в нужной грамматической форме.    Юли, красивая, кукла, у.
10. Составить предложение из слов, данных в начальной форме:
Лариса, читать, бабушка, интересная, книга.
Дождь, на, листва, капли, с падать, опавшая, шум.Расположить, на, берег, ночлег, лесной, на, туристы, озеро.
11. Исправьте ошибку, вставив пропущенное слово.
а) Пропуск предлогов:
Мы гуляли ... лесу. Кошка сидит ... окне.
б) Пропуск существительных:
Яблоки растут на ... Мама положила книгу в ...
... играет с куклой. ... вяжет носки.
в) Пропуск прилагательных:
Летом листья клена зеленые, а осенью ..
Дай, пожалуйста, ленту не короткую, а ...
У белочки зимой шкурка серая, а летом ...
г) Пропуск наречий (Легче всего такой вид заданий давать на материале антонимов):
Скажу я слово высоко, а ты ответишь ... (низко).
Скажу я слово далеко, а ты ответишь ... (близко).
д) Пропуск глаголов:
Саша ... машину. Папа... из машины. Дети ... конфеты.
12. Закончите логически фразы:
Врач — это человек, который ... (лечит).
Ткачиха — это человек, который ... (ткет).
Портниха — это человек, который ... (шьет).
Чтобы волосы на голове были аккуратными, их надо ... (мыть, причесывать, заплетать, стричь).
Чтобы книга не портилась, ее необходимо ... (беречь).
Развитие слогового анализа и синтеза.
В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умении выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить и предупредить такие ошибки письма, как пропуски гласных звуков, добавления гласных.
Упражнения:
1) Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
2) Игра «Зашифрованное слово»: учитель на доске записывает ряд слов. Например: аромат, капелька, керосин. Детям предлагают из первого слова взять первый слог, из 2-го — второй, из 3-го — третий и образовать из них слово (апельсин).
3) Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.
Например, СА: Сани, Сахар, Салют; поСАдка, уСАдьба, расСАда; лиСА, коСА, полоСА.
4)   Составление схем слогов с использованием цветных фишек: для гласного звука — красный цвет, для твердого согласного — синий цвет, для мягкого согласного — зеленый цвет. А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.
5)   Чтение слогов по слоговым таблицам.
6) Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д.
Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ.
Придумаем слова с данным слогом: УМный, УМник, УМница.
Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог?
Увидели — МУ. Вспомним слова с этим слогом: МУка, МУха, МУзей, МУсор — в начале слова; эМУ, почеМУ, панаМУ, (взял) — в конце слова; заМУтить, заМУчить, приМУла — в середине слова.
7) Подбор слов к слоговым схемам: _ _ˈ _; _ _ _ˈ _; _ˈ _ и т.д.
8) Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку:
та — дом, рак, лифт, пень, ...
тА-та — осень, кошка, санки, ...
та-тА — вода, коньки, лицо, ...
тА-та-та — Ванечка, девочка, улица, ...
та-тА-та — корова, подушка, малина, ...
та-та-тА — бегемот, телефон, пироги, ...
9) Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами.
Например:

Дается также обратное задание: необходимо выделить только гласные звуки (буквы) из приведенных слов. Желательно подбирать такие слова, в которых написание звука и буквы не различается.
10)        Составление слова из данных слогов (вначале слоги даны по порядку, затем врассыпную): мо, ряк; ста, рик; ти, ши, на; бро, та, до; лон, со,ка; ро, во, на.
11)        Разделение слова на слоги, а затем их перестановка. Например: на-вес (весна), мон-ли (лимон).
12) Игра «Зашифрованное слово»: учитель на доске записывает ряд слов. Например: аромат, капелька, керосин. Детям предлагают из первого слова взять первый слог, из 2-го — второй, из 3-го — третий и образовать из них слово (апельсин).
Развитие словаря в системе коррекционной работы в школе неразрывно связано с развитием грамматического строя речи.
Содержанием занятий по развитию лексико-грамматических средств языка является:
- уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей;
- дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, так и в процессе развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение значений используемых детьми синтаксических конструкций;
- дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями. Связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Для работы над развитием словарного запаса и языкового чутья учащимся могут быть предложены лексические упражнения, которые побуждают детей вдумываться в значение слов.
Ответьте на вопросы: С каким деревом «дружит» гриб подберезовик? Как поет кукушка? Почему растение назвали шиповником?
Подумай и подбери в каждое предложение подходящее по смыслу слово (из стоящих в скобках).
Три дня мы прожили в ... . Хозяева встречали гостей в ... . (гостиная, гостиница)
В ... доме открылась детская библиотека. Петр ходил смотреть футбол с ... мальчиком. (соседний, соседский)
... голодного не разумеет. Завтрак был очень ... .(сытный, сытый)
Подумай, правильно ли подобраны слова в предложениях. При необходимости исправь ошибки и докажи правильность своего выбора.
В саду росли пожилые березы. Артисты выступали с пожилой программой. В нашей школе много старых учителей.
На поляне рос полный дуб. Теплоход шёл толстым ходом. Нам повстречался толстый человек.
Отец отправился в иностранную командировку. Наш город посещает много заграничных туристов.
Прочитай. Выбери из ряда слов-синонимов подходящие по смыслу и впиши их в предложения (Слова для справок: идти, ковылять, шагать, плестись, возвращаться, мчаться, ходить, скакать, двигаться, переступать).Ребята бодро ... по дороге. Им нравилось ... в поход вместе. Они ... и весело пели песню. Ребята интересно провели время. Вечером они ... домой. Валера натер ногу и ... по обочине. Оля с Леной устали и еле ... .
Изменить окончания (в скобках) так, чтобы слова в словосочетании были связаны: сочн(ый) груша, грустн(ый) музыка, остр(ый) ножи, морозн(ый) дымка, глубок(ий) озёра. Выделить окончание.
Составить предложения из данных слов, изменяя, если нужно, окончания. Выделить окончания:
Ваня, обед, делает, уроки, после.
Вечер, мы, пили, чай, самовар, из.
Мохнатый, шмели, над, кружились, цветок.
Записать слова с предлогами, изменив окончание: над( цветы), по (дорога), из-за (туча), из-под (стол), в (болото), с (Нина), за (пригорок).
Игра «Один – много». Образовать форму множественного числа слов: стул – стулья, кол - …, перо - …, крыло - …; лев – львы, пень - …, сон - …, день - …, лоб - …. Записать пары слов, выделить окончание.Назовите ласково: Оля – Олечка, Наташа – Наташенька, Саша - …, Алеша - …, Юра - …, Таня - …, Боря - …
Прочитай. Что надо сделать, чтобы предложения стали понятными? Составь правильно предложения. Запиши их. Выдели в словах окончания.
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную (тарелка) рубленных яиц. Она ставила (тарелка) возле (куст), а сама уходила. Как только утята подбегали к (тарелка), из (сад) вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними. Она так страшно стрекотала, что (перепуганный) утята убегали и прятались в (трава).