Планирование Программа внеурочных занятий по формированию коммуникативных навыков учащихся старших классов школы VIII вида


Программа внеурочных занятий по формированию коммуникативных навыков старшеклассников VIII вида
Тема 1. Общение
1 часть
Словарь: общение, коммуникация, взаимодействие, взаимопонимание, связь, информация, сообщение, аудитория, индивидуальность, дружеское общение.

2 часть
Учитель предлагает группе обсудить вопрос «Что такое общение?», используя слова из первой части занятия. После того как каждый участник выскажется, необходимо попросить найти в словарях толкование терминов: общение, коммуникация, связь, взаимодействие. Затем группа находит общее и различное в определении терминов и под руководством учителя формулирует ответ на поставленный в начале занятия вопрос.
Учитель организует дискуссию по вопросу «В чем сходство и различие общения между людьми и животными? », подводя учащихся к выводу, что общение между людьми осуществляется с помощью речи и имеет гораздо более разнообразные цели, чем общение у животных.
Учитель предлагает обсудить цели общения между людьми. Учащиеся должны назвать одну из целей и проиллюстрировать примером, разыграв небольшую сценку. Остальные оценивают просмотренную ситуацию общения с точки зрения достижения цели коммуникации участниками сценки. Необходимо проследить, чтобы все учащиеся участвовали в предложенном задании.

3 часть
В специальных тетрадях учащиеся записывают определение общения и цели общения. В качестве домашнего задания учитель предлагает школьникам задать вопросы («Что такое общение?» и «Каковы цели общения?») родственникам, близким, знакомым, друзьям и кратко записать их ответы в тетрадь.
Тема 2. Средства общения

1 часть
Словарь: средства, вербальные, невербальные, эмоции, мимика, жесты, взгляд, поза, характер, заинтересованность.

2 часть
Начинается с проверки домашнего задания. Участники обсуждают ответы, которые дали на вопросы родственники, близкие, знакомые, друзья. Воспитатель обращает внимание на то, что данные определения не являются достаточно полными. Люди часто не задумываются над тем, чем владеют, не представляют четко целей коммуникации, не умеют правильно использовать технику общения. Воспитатель подводит итог, еще раз повторяя или побуждая учеников дать полное определение термина «общение», назвать цели общения.
Затем учитель просит подумать над тем, что такое средства общения и какие из средств коммуникации знакомы школьникам. Перечисленные учащимися средства общения записываются на доске. Учитель предлагает разделить их на две группы, побуждая сделать вывод о том, что лежит в основе классификации. Затем педагог называет эти две группы: вербальные и невербальные средства общения.
Группе предлагается подумать и определить, какое значение имеют вербальные и невербальные средства при коммуникации. Для иллюстрации возможен просмотр без звука и со звуком отрывков из кинофильмов, выступлений ораторов на заседании, отрывков из информационных программ, новостей. Затем школьники формулируют значение и необходимость использования вербальных и невербальных средств в процессе общения, дополняют при необходимости названия средств коммуникации на доске.

3 часть
Учитель предлагает учащимся по очереди прочитать отрывок из стихотворения наизусть, используя разные средства коммуникации: только вербальные, вербальные и невербальные, только невербальные. Затем школьники оценивают свое выступление, обсуждают трудности, возникающие при воспроизведении текста с помощью тех или иных средств, оценивают выступление товарищей с точки зрения полноты и качества использования вербальных и невербальных средств общения.

4 часть
Под руководством учителя учащиеся записывают классификацию средств общения и делают вывод о необходимости использования их в процессе коммуникации. В качестве домашнего задания учитель предлагает провести наблюдение по специально разработанной схеме.
Схема наблюдения

Дата наблюдения
Время наблюдения
Какие вербальные средства были использованы?
Какие невербальные средства были использованы?
Насколько хорошо ты понимал (а) собеседника?
(Оценка по 5-балльной системе)

1
1.10.
18.00.
Устная речь
Поза, взгляд, жесты, мимика
5

2






3







Тема 3. Невербальные средства общения
Учитель входит в класс. Жестом приглашает учащихся занять свои места и подготовиться к работе. Затем задает вопрос: «Почему вы поняли меня? Я не произнес(ла) ни одного слова». Учащиеся вспоминают предыдущую тему, отвечают на вопрос. Анализируются результаты наблюдений школьников, делается вывод о том, какие средства общения используются наиболее часто, какие помогают максимально хорошо понимать говорящего, какие необходимы для передачи чувств, настроения человека. Учитель предлагает более подробно обсудить невербальные средства общения.
1 часть
Словарь: чувства, отношения, близость, роль, регулирование, характер, интенсивность, доминирование, превосходство, целесообразность.
2 часть
Учитель раздает учащимся карточки с названиями различных чувств, эмоций. Возможно использовать материалы, изложенные в работе О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой «Внутренний мир человека опыт...» // Дефектология, 1998, № 3. Школьники по очереди, используя невербальные средства, должны изобразить их. Остальные пытаются угадать, что изобразил товарищ. Каждый участник после демонстрации должен рассказать, с помощью каких средств он передавал то или иное чувство, эмоцию, а группа анализирует, насколько успешно удалось выполнить задание и какие еще средства можно было задействовать.
Затем учитель предлагает более подробно остановиться на характеристике каждого из невербальных средств общения. Перед обсуждением возможен просмотр отрывков из художественных, телевизионных, мультипликационных фильмов. При отсутствии оборудования необходимо обсуждение иллюстрировать инсценировками, которые разыгрывают школьники, или наблюдениями из окна школы за идущими по улице людьми. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что с помощью наблюдения за использованием невербальных средств коммуникации можно выявить возраст, физическое и психическое самочувствие, эмоциональное состояние, род занятий, отношение человека к окружающим.
Обсуждаются следующие наиболее значимые невербальные средства: походка и осанка, мимика, жесты, позы, взгляды, пространство общения, одежда.
Необходимо отметить, что обсуждение темы «Невербальные средства общения» вызывает особый интерес у учащихся, позволяет им овладеть теоретической информацией и практическими навыками, способствующими эффективно оценивать партнеров по общению и управлять процессом коммуникации. В связи с этим рекомендуем посвятить этой теме несколько занятий. Предлагаем дополнительно некоторые тренинговые упражнения, которые могут быть использованы в этом цикле занятий. Предложенные варианты игр могут быть изменены в зависимости от контингента участников.

«Угадай, кто я?»
Выбирается один ведущий. Все остальные участники задумывают и пишут на карточках следующую информацию: сколько лет, род занятий, самочувствие и эмоциональное состояние. Затем по очереди стараются изобразить человека с характеристиками, которые указали в карточках. Участники двигаются в направлении от ведущего, не поворачиваясь к нему лицом. Задача ведущего определить возраст, род занятий, состояние здоровья и настроение изображаемого человека, анализируя осанку и походку. Затем игроки могут обмениваться карточками и повторять игру с новым ведущим. Важно, чтобы каждый ученик побывал в роли ведущего.
«Угадай пословицу»
Всем участникам раздаются карточки с написанными на них пословицами. Задача игроков по очереди, используя только мимику и жесты, показать полученную пословицу так, чтобы ее отгадали.
«Не дыши в затылок» (разработка Г.И. Марасанова)
Один игрок-ведущий выходит в центр комнаты. Двое располагаются перед ним на расстоянии около 2 метров. Это «живое зеркало». Остальная группа уходит за спину ведущего. Ведущий стремится угадать, кто в данный момент приблизится к нему сзади. В этом ему помогает «живое зеркало»: игроки стараются мимически и пантомимически изобразить члена группы, подошедшего к ведущему сзади (слова использовать нельзя). В случае ошибки ведущий меняет кого-либо в «живом зеркале», на его место встает тот, кто " был сзади, а освободившийся участник «живого зеркала» переходит в основную часть группы.
«Кто не выучил урок?»
Выбирается ведущий это «учитель». Он выходит из класса. Остальные договариваются между собой о степени готовности к уроку: не выучил урок; выучил плохо; выучил, но сомневается в твердости знаний; выучил отлично. В соответствии с выбранной степенью готовности к уроку учащиеся продумывают свое поведение. Затем в класс приглашают «учителя». По поведению учащихся «учитель» определяет степень готовности их к уроку. Важно, чтобы все члены группы побывали в роли «учителя».
«Главный не главный»
Ведущий выходит за дверь. Участники получают карточки с надписями «Главный» или «Не главный». Стараются изобразить позу главного не главного, начальника подчиненного, директора рабочего, учителя ученика. Затем входит ведущий и определяет по позе роль участников. Каждый член группы должен побывать в разных ролях.

«Расставь стулья»
Ведущий выходит из класса. Участникам предлагается расставить стулья для одной из перечисленных ситуаций: сдачи экзаменов; деловых переговоров; дружеской беседы; беседы родителей с учителем; празднования дня рождения. Участники прикрепляют на одежду таблички с обозначением ролей: учитель, директор школы, родитель, ученик, иностранная делегация и т.д. и рассаживаются на стулья. Задача ведущего определить, какая из ситуаций общения представлена группой. Сначала предлагаются простые варианты (иностранная делегация на переговорах с директором и учителями школы), затем более сложные (иностранная делегация на праздновании дня рождения ученика школы).
«Что тебе хочу сказать?»
Игроки пишут на карточках названия чувств, эмоций (положительных и отрицательных), карточки собираются в коробку. Затем каждый участник берет по одной карточке и старается передать чувство или эмоцию, используя взгляд (использование других невербальных средств ограничено). Задача группы определить «знак» эмоции (положительная или отрицательная), а также (по возможности) назвать ее.
«Мое отношение»
Учитель предлагает обсудить поступок человека в определенной ситуации. Свое отношение участники могут выразить с помощью взгляда. На доске или индивидуальных карточках указаны характеристики, помогающие оценить ситуацию и продемонстрировать взглядом свое отношение к ней (презрительное, неодобрительное, отрицательное, положительное, равнодушное, восхищенное и т.д.). Участники угадывают, какое отношение к ситуации у каждого из игроков.
«Видеозапись»
С помощью видеокамеры записываются фрагменты урока, перемены, школьных праздников, специально организованные выступления перед камерой, тренинговые упражнения. На занятиях отснятые материалы просматриваются и анализируются.
3 часть
В зависимости от темы в предложенном цикле занятий учащиеся получают различные домашние задания, связанные с наблюдениями, решением практических задач, подготовкой и инсценировкой ситуаций коммуникации. По мере изучения данной темы необходимо постоянно активизировать у учащихся знания, полученные на предыдущих занятиях. Это возможно с помощью постановки проблемных вопросов, сравнения ситуаций общения, составления и отгадывания кроссвордов и т.д.
Необходимо отметить, что по мере изучения данной темы должно происходить постоянное повторение уже изученного материала. Активизация знаний у учащихся может проводиться с помощью решения проблемных вопросов, коммуникативных задач, сравнения ситуаций общения и т.д.
Последнее занятие по теме может проходить в форме КВНа, на который приглашаются учащиеся разных классов. В качестве заданий можно использовать предложенные тренинговые упражнения.
Тема 4. Вербальные средства общения
1 часть
Словарь: речь, устная речь, словесная речь, письменная речь, мышление, оратор, монолог, диалог, полилог, язык, культура.
2 часть
Учитель предлагает подумать, в каких ситуациях общения (с кем, где) чаще всего приходится взаимодействовать детям или взрослым. Постепенно в процессе рассуждений школьники приходят к выводу, что общение может происходить в официальной и дружеской обстановке, причем во всех ситуациях общения используются как вербальные, так и невербальные средства. Для каждой ситуации взаимодействия в обществе приняты свои правила, в том числе и по использованию различных видов речевой деятельности. Воспитатель организует дискуссию, целью которой является формулирование этих правил.
3 часть
Учитель предлагает просмотреть фрагменты фильмов и определить, каким в них является общение официальным или дружеским, а также постараться аргументировать свой вывод. Затем воспитатель предлагает каждому из группы представиться, рассказать свою автобиографию в официальном и дружеском стиле. Задача участников по возможности не использовать прозвучавшие в представлениях других стандартные фразы и выражения, а придумать свои. Дальнейший анализ выступлений учащихся позволяет сформулировать правила представления и изложения автобиографии.

4 часть
Учащиеся записывают основные правила общения как в официальной, так и в дружеской обстановке, варианты представлений и автобиографий. В качестве домашнего задания школьникам предлагается составить официальное и дружеское поздравление с каким-либо праздником. При этом главное правило не использовать шаблонные фразы.
В дальнейшем рекомендуем проводить занятия по следующим темам: «Виды речевой деятельности», «Речевой этикет» , «Особенности устной речи и создание устного текста», «Составление деловых документов», «Межличностные деловые переговоры», «Правила участия и взаимодействия в диалоге».

15