Презентация Осуществление коррекционной и развивающей работы с обучающимися начальных классов


ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя «Средняя школа №8» Подготовила педагог-психолог Резепова Н.Г. КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ И УТОЧНЕНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:ЦЕЛЬ: сформировать представления о величине, форме, размере предмета, восприятие направления, расстояния, целостное восприятие объекта, явления.Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентирование в окружающем пространстве, определение последовательности предметов или их изображений.Следующее по сложности задание – вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков. «Чего не хватает на этих рисунках?», «Какие предметы спрятаны на рисунках?», «Лабиринты», «Корректор», «Установи последовательность», «Размещение набора игрушек по словесной инструкции», «Размещение набора игрушек на основе наглядной инструкции», «Чья тень?», «Найти осколок», «Весёлый мим», «Узнать предметы по пунктирным изображениям», «Назвать изображения, перечёркнутые дополнительными линиями», «Назвать изображения с пропущенными деталями», «Показать и назвать изображения, наложенные друг на друга», «Из каких чисел состоит человечек», «Определить направление», «Заплатки», «Найти ошибки в последовательном изображении», «Игра в неделю» КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ:ЦЕЛЬ: тренировка произвольной слуховой, зрительной, моторной памяти.«Заучивание 10 слов», «Ряд знаков, предметов», «Что изменилось», «Беспорядок», «Подбери другое слово» КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ:ЦЕЛЬ: развитие объема, переключаемости внимания, его концентрации, умения устанавливать связи между предметами, явлениями, отношениями.«Найди 10 различий», «Найди фрагмент рисунка», «Разгадай послание», «Найти одинаковые предметы», «Выделить изображения предметов среди геометрических фигур», «Определить, чей силуэт», «Найти аналогичное изображение», «Разложить предметы по своим местам» КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:ЦЕЛЬ: формирование речевой активности, организация речевой практики, обучение речевой деятельности, формирование понятий. «Группировка предметов по общему признаку», «Подбор предметов по данному обобщающему понятию», «Исключение слов, не относящихся к данному понятию», «Составление предложений на основе образца», «Составление предложений с данным словом», «Составление предложений со словами, имеющими противоположное значение», «Словесное рисование», «Составление предложений по опорным словам» и т.д. КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И СЕНСОРИКИ:ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики, скоординированности движений обеих рук. «Дорисовывание симметричной половины изображения», «Упражнения на развитие динамической организации движений», «Пальчиковые игры» ( с речевым сопровождением; разведение и сведение ладоней; поочерёдная смена положений рук; без речевого сопровождения), «Упражнения с использованием предметно-практической деятельности» (конструирование из кубиков, палочек по образцу и по памяти; раскладывание и складывание разборных игрушек; складывание из спичек; работа с мозаикой; наматывание ниток на катушку, клубок; расстегивание – застегивание пуговиц, шнурование; раскрашивание, лепка, вырезание; обведение контуров; дорисовывание предметных изображений). КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:ЦЕЛЬ: формирование приёмов синтеза, анализа, обобщения, исключения, развитие наглядно-образного, практически-действенного, словесно-логического мышления, установление межпредметных связей и отношений, классификации, умозаключения. « Разрезные картинки», «Исключение лишнего», «Найди сходство и различия», «По каким признакам можно объединить предметы», «4 лишний», «Что на чем растет», «Назови противоположные признаки», «Узнать буквы по зеркальному изображению», «Показать правильную букву в зеркальном изображении», «Какая буква спряталась в рисунках», «Показать и назвать все цифры в определенной числовой последовательности», «Классификация на основе двух признаков», «Сравнение предметов», «Сравнение сюжетных картинок», «Определение ошибок художника», «Формирование умозаключений» (какой фигуры не хватает в ряду, лабиринты). КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ:«Упражнение на воспроизведение ритмических структур», «Узнавание ритма с опорой на зрительную модель», «Воспроизведение ритма».КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ:«Артикуляционная гимнастика», «Чтение слоговых таблиц» (отраженное воспроизведение, последовательное чтение, чтение вразбивку), «Узнавание звуков», «Определение наличия звука», «Подбор слов на заданный звук», «Добавление в слово недостающего звука», «Цепочка слов», «Найти ошибки в стихотворении», «Изменить слова по образцу», «Чистоговорки», «Слоговое лото».ЦЕЛЬ: развитие звукового анализа слов, развитие фонематического восприятия, дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики. ЦЕЛЬ: коррекция словесно-логического и наглядно-образного мышления, формирование приёмов анализирующего наблюдения, временной последовательности, навыков связной речи. ЦЕЛЬ: формирование пространственных представлений, целостного восприятия объекта, наглядно-образного мышления. Мишин друг Петя назначил встречу на площади слева от фонтана. Почему Миша не понял, где ему ждать друга? Можно ли показать место их встречи? ЦЕЛЬ: формирование пространственных представлений, целостного восприятия объекта, наглядно-образного мышления, объёма внимания. ЦЕЛЬ: формирование представлений о положении предмета в пространстве, восприятия пространства, развитие образного, абстрактно-логического мышления, способности устанавливать логические связи, сравнивать, находить сходства и различия предметов по ряду признаков, коррекция внимания, целостного восприятия. ЦЕЛЬ: формирование представлений о положении предмета в пространстве, восприятия пространства, развитие образного, абстрактно-логического мышления, способности устанавливать логические связи, сравнивать, находить сходства и различия предметов по ряду признаков, коррекция внимания, целостного восприятия. Найдите на рисунке двух одинаковых снеговиков. ЦЕЛЬ: развитие образного, абстрактно-логического мышления, способности устанавливать логические связи, сравнивать, находить сходства и различия предметов по ряду признаков, коррекция внимания, целостного восприятия. НАЙДИТЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ РИСУНКАМИНАЙДИТЕ КВАДРАТ, КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ РИСУНКА ЦЕЛЬ: развитие образного, абстрактно-логического мышления, способности устанавливать логические связи, сравнивать, находить сходства и различия предметов по ряду признаков, коррекция внимания, целостного восприятия. ЦЕЛЬ: развитие образного, абстрактно-логического мышления, способности устанавливать логические связи, сравнивать, находить сходства и различия предметов по ряду признаков, коррекция внимания, целостного восприятия. НАЙДИТЕ КВАДРАТ, КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ РИСУНКА ЦЕЛЬ: формирование основных свойств внимания: объёма, распределения, концентрации, устойчивости и переключения; развитие образного, абстрактно- логического мышления, способности устанавливать логические связи, обобщать, анализировать; восприятие целостного предмета. ЦЕЛЬ: формирование основных свойств внимания: объёма, распределения, концентрации, устойчивости и переключения; развитие образного, абстрактно- логического мышления, способности устанавливать логические связи, обобщать, анализировать; восприятие целостного предмета. Прочитайте и отгадайте загадку. ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики и сенсорики, формирование представлений о величине, форме; формирование восприятия основных и смешанных цветов; тренировка моторной памяти; коррекция устойчивости, распределения, концентрации и переключения внимания. 1 – жёлтый, 2 – белый. 3 – голубой, 4 – розовый, 5 – красный, 6 – фиолетовый,7 – светло-зелёный, 8 – тёмно- зелёный 1 – светло-зелёный, 2 – тёмно-зелёный, 3 – голубой, 4 – розовый, 5 – фиолетовый, 6 – оранжевый, 7 - жёлтый1 – светло-зелёный, 2 – тёмно-зелёный, 3 – голубой, 4 – розовый, 5 – фиолетовый, 6 – оранжевый, 7 - жёлтый ЦЕЛЬ: формирование основных свойств внимания: объёма, распределения, концентрации, устойчивости и переключения; развитие образного, абстрактно- логического мышления, способности устанавливать логические связи, обобщать, анализировать; восприятие целостного предмета. ЦЕЛЬ: формирование основных свойств внимания: объёма, распределения, концентрации, устойчивости и переключения; развитие образного, абстрактно- логического мышления, способности устанавливать логические связи, обобщать, анализировать; восприятие целостного предмета. ЦЕЛЬ: формирование основных свойств внимания: объёма, распределения, концентрации, устойчивости и переключения; развитие образного, абстрактно- логического мышления, способности устанавливать логические связи, обобщать, анализировать; восприятие целостного предмета. Назовите по порядку, какие настроения у гномов. Почему вы так думаете? Что характеризует настроение? Как художник передал настроение? Цель: обучение умению определять эмоциональное состояние и настроение героя по выражению его лица; знакомство с разными настроениями, формирование умственного приёма синтезирования, восприятия объекта как целого. Из каких геометрических фигур состоят флажки?Чем похожи и чем различаются домики? ЦЕЛЬ: формирование приёмов синтеза, анализа, обобщения, исключения, развитие наглядно-образного, практически-действенного, словесно-логического мышления, установление межпредметных связей и отношений, классификации, умозаключения. ЦЕЛЬ: коррекция восприятия формы и величины предмета, формирование представлений о размерах предмета; тренировка основных свойств внимания; развитие образного мышления, умения устанавливать логические связи. КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ЦЕЛОСТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ, ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ, СЕНСОМОТОРИКИ УПРАЖНЕНИЯ НА КОРРЕКЦИЮ ЦЕЛОСТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ, ОБЪЁМ И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ, ЗРИТЕЛЬНОЙ И МОТОРНОЙ ПАМЯТИ «Узнать предметы по пунктирным изображениям» «Назвать изображения, перечёркнутые дополнительными линиями» КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ «Какие предметы спрятаны на рисунках?» «Назвать изображения с пропущенными деталями» УПРАЖНЕНИЯ НА КОРРЕКЦИЮ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ВНИМАНИЯ УПРАЖНЕНИЯ НА КОРРЕКЦИЮ ЦЕЛОСТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ «Выделить изображения предметов среди геометрических фигур» «Определить, чей силуэт» КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ «Показать и назвать все цифры в определенной числовой последовательности» «Определить, чей силуэт» «Какие числа вы видите на рисунке» «Дорисовывание симметричной половины изображения» «Ералаш» КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, СЕНСОРИКИ, МОТОРИКИ «Упражнения на воспроизведение статики движений» (праксис позы) УПРАЖНЕНИЯ НА КОРРЕКЦИЮ МОТОРИКИ И СЕНСОМОТОРИКИ КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ, МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБЪЕКТА КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ, МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБЪЕКТА КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ, МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБЪЕКТА КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА формирование приёмов анализирующего наблюдения и пространственного анализа (приёма выделения элементов объекта с последующим соотнесением их пространственного расположения), развитие тонкости анализа. КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА формирование приёмов выделения признаков объекта и определения изменяющихся признаков, формирование умения располагать предметы (объекты) в ряд по какому-либо признаку. * Рассмотри рисунки. Назови, что изменяется от одного рисунка к другому. Не нарушая данного условия, дорисуй ряд. УПРАЖНЕНИЯ НА формирование приёма синтезирования, восприятия объекта как целого. *Рассмотри картинки. На них изображены начало и конец истории, которая произошла с мальчиками. Придумай, что случилось с мальчиками на реке. Нарисуй две недостающие картинки. УПРАЖНЕНИЯ НА развитие умения понимать временную последовательность событий, составлять рассказ по серии картинок.