Развитие УУД через реализацию курса внеурочной деятельности.


Развитие УУД через реализацию курса внеурочной деятельности.
Л.А. Передерина
МБОУ «Калининская СОШ», с.Калинино, республика Хакасия
Для успешного и надёжного формирования умения учиться школьники должны осваивать знания об общих способах выполнения УУД, затем систематически и осознанно применять их в своей учебной деятельности, осуществлять самоконтроль и при необходимости коррекцию по согласованному эталону-критерию.
Формирование у школьников любого умения проходит через следующие этапы:
Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
Приобретение знаний о способе выполнения действия.
Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
Контроль умения выполнять действие.
Именно так сегодня учатся младшие школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом. Следовательно, этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений.
Например, чтобы научить ребёнка ставить перед собой цель, надо:
вначале сформировать у него опыт целеполагания;
затем объяснить ему, что такое цель, почему важно самому уметь её ставить;
затем научить его сознательно применять алгоритм целеполагания;
постоянно контролировать его.
Каждый учитель может внести свой вклад в создание этого результата. Например, чтобы научить ребёнка самостоятельно выполнять проект, надо:
вначале сформировать у учащегося опыт участия в проектной деятельности;
раскрыть само понятие «проект», уточнить основные этапы проекта и причины, по которым необходимо уметь самостоятельно его осуществлять;
сформировать умение осознанно выполнять этапы проекта;
в завершение проконтролировать это умение ученика.
Для достижения успешного результата использую надпредметный курс «Мир деятельности», который является фундаментальной основой для формирования у учащихся 1–4-х классах умения учиться и дальнейшего саморазвития личности. Курс состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий.
I.Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II.Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия и т.д.
III.Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
IV.Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Данные линии включают в себя в полном объёме все виды УУД, определённые ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД). Основной линией данного курса является организационного-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения младшего школьника, которые определяют их умения учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в жизнь общества и самореализации. Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные младшим школьником, не принесут ожидаемого эффекта.
Действительно, человек живёт в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, он должен уметь чётко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурным способом выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и много из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.
Познавательная линия направлена на передачу учащимися инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат.
Новое надпредметное знание не даётся ученикам в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. Включение школьников в учебную деятельность на уроках по курсу «Мир деятельности», как и на предметных уроках включает в себя следующие шаги.
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).
Реализация построения проекта.
Первичное закрепление во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Включение в систему знаний.
Рефлексия деятельности на уроке.
Описанные этапы урока реализуются не сразу, а постепенно, в соответствии с возрастными особенностями развития детей. В 1-м классе учащиеся под руководством учителя приобретают лишь первичный опыт постановки цели и построения плана своих действий при открытии нового знания на предметных уроках. Во 2-м классе ученики узнают, как правильно ставить цель, знакомятся с понятиями, которые готовят их к дальнейшему изучению понятия «план». В 3-м классе дети изучают понятие «план», выводят алгоритм планирования, а затем на предметных уроках учатся самостоятельно и осознанно планировать свои действия. В 4-м классе учащиеся уточняют понятие «средство» для открытия нового знания и системно тренируются ставить цель и планировать свои действия как на предметных уроках, так и во внеурочной деятельности. К концу 4-го класса учащиеся знают все основные шаги учебной деятельности. В завершение данные умения контролируются.
Таким образом, с одной стороны, при формировании каждого универсального умения учащиеся проходят все 4 выделенных этапа формирования УУД . С другой стороны, данная работа проводится постепенно, поэтапно. Использование «Лесенки успеха» и «Копилки моих достижений» в рамках данного курса совместно с предметными уроками создают целостную систему формирования у учащихся способностей к рефлексии своей учебной деятельности и адекватной самооценке.
Учиться… А что это значит? Урок по данной теме начинает надпредметный курс «Мир деятельности» по формированию УУД у учащихся начальной школы. Он является ключевым в формировании регулятивных УУД, так как вся последующая учебная деятельность на всех предметных уроках строится на основе знания учащимися и выполнения двух основных этапов (шагов) учебной деятельности. Необходимым условием для формирования УУД является системное включение новых знаний, открытых учащимися на уроках по курсу «Мир деятельности», в предметные уроки. Данный урок рекомендуется проводить первым.
Тема: Учиться…А что это значит?
Основные цели:
Сформировать представление об учебной деятельности и её двух основных этапах.
Организовать выделение и фиксацию личностных качеств, необходимых для успешной учебной деятельности.
Оборудование: 1) Демонстрационный материал (пособие). 2) Разрезной материал. 3) Эталон к уроку. 4) Презентация к уроку (слайды 1–5)
Мотивация к учебной деятельности.
– К нам в класс пришёл гость.
Открыть на доске изображение Смайлика презентацию (Слайд 2)
– Знакомьтесь, это Смайлик – житель Маленькой страны (начальной школы) и ваш новый друг. Он, как и каждый из вас, пришёл в школу первый раз и тоже в первый класс. Зачем вы пришли в школу? (Учиться.)
– Смайлик тоже пришёл в школу, чтобы учиться. А что значит учиться? (…)– Учиться – это особая работа. Теперь у вас тоже есть такая работа – УЧИТЬСЯ. Когда-то давным-давно добрая волшебница помогла Смайлику узнать один секрет о том, что значит учиться, и вот теперь он решил поделиться им с вами. Слушайте и помогайте Смайлику и мне рассказать эту необычную сказочную историю. А о чём будет история? (О том, что значит учиться.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
– Смайлик никогда не грустил и всем дарил свою улыбку. Смайлик – от английского слова «smile», что значит … «улыбка». Посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки.
– Но вот однажды улыбка исчезла с лица Смайлика. (Слайд 2, анимация 1)
«Чтобы читать самые интересные книги, – рассуждал Смайлик, – нужно уметь читать. Чтобы посчитать, сколько у меня друзей, нужно уметь считать. Значит, чтобы учиться, нужно уметь…» Что делать? (Учиться.)
– «А я, – думал Смайлик, – даже не знаю, что значит учиться». ( Слайд 3)
– Прочитаем вместе, о чём думал Смайлик. ( Учиться ... А что это значит?)– Так будет звучать тема нашего урока.
Задание на пробное действие:
– А сейчас я вам предложу необычное задание: закройте глаза и поднимите руку те, кто точно знает, что значит учиться. Не опуская рук, откройте глаза и посмотрите, что получилось. Что видите? (Кто-то поднял руку, а кто-то нет.)
– Кто поднял руку, расскажите, что значит, на ваш взгляд, учиться? (Учитель выслушивает разное мнение детей)
– Вот видите, у каждого из вас свой ответ или нет ответа. А Смайлику надо было найти один общий на всех ответ, ведь мы теперь учимся вместе! На какой вопрос вы не смогли найти общий ответ? (Не смогли найти общий ответ на вопрос «Что значит учиться?»)
– Когда что-то не получается, надо подумать.
3. Выявление причины затруднения.
– Давайте подумаем вместе, вы знаете правильный ответ на вопрос «Что значит учиться?» (Нет, мы не знаем правильного ответа на вопрос «Что значит учиться?»)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
– Значит, что вам надо узнать? (Нам надо узнать правильный ответ на вопрос «Что значит учиться?»)
– Это и будет цель нашего урока.
5. Реализация построенного проекта.
1. Смайлик искал ответ на вопрос «Что значит учиться?» – никто не смог дать точный ответ. И вот однажды добрая волшебница подарила Смайлику две картинки и сказала: « На этих картинках нарисован ответ на твой вопрос. Но увидеть их ты сможешь, только если сам узнаешь, что значит учиться». (По ходу рассказа учителя на слайде появляется изображение волшебницы (Слайд 3, анимация 1, 2, 3) Слова волшебницы включены в презентацию.
– Как вы поняли, что сказала волшебница? (Она сказала, что увидеть картинки будет возможно, если сам узнаешь, что значит учиться.)
– Сказала и … исчезла. А на месте доброй волшебницы остались детали головоломки. (Учитель показывает детали головоломки)
– Как вы думаете, для чего добрая волшебница оставила детали? (Это поможет узнать ответ на вопрос « Что значит учиться?»)
– Что будете делать с деталями? (Попытаемся собрать головоломку.)
– А почему волшебница сказала, что сделать это надо обязательно самому?
– Вспомните случаи из жизни, когда вы чему-то хотели научиться и научились. (…)– Значит, вы тоже сами учились или кто-то учился за вас? Все-все сами?
– Какое же самое главное правило учения – одно для всех? ( Учиться надо самому!)
– Молодцы! Конечно, учиться можно только самому, чего бы вы ни делали – катались на коньках, играли в футбол, на музыкальных инструментах… (На слайде презентации в облачке вместо «Учиться…Что это значит?» появляется табличка «Делаю сам!» Слайд 4)
2.Как вы думаете, если только начинаешь чему-то учиться, сразу всё получается? (Может не получиться.) Раздать детям детали головоломки.
– Попробуйте собрать головоломку сами.
– Получается?
– Смайлик тоже пробовал собрать головоломку – не получается. Что делать? (Надо подумать)
– Подумайте, чего вы и Смайлик не знаете? (Не знаем, как собрать головоломку.)
– Молодцы! Вы правильно определили, что вы не знаете. И как только Смайлик это понял, открылась первая картинка доброй волшебницы. (Слайд 4, анимация 1).
– Вы, как и Смайлик, пробовали сами собрать головоломку. У вас не получилось. Вы остановились и стали думать, чего вы не знаете? Значит, когда сам что-то делаешь и не получается, что надо сначала понять? Прочитайте. (Что я не знаю?)
– Поэтому Смайлик решил сам найти способ как собрать головоломку. Предлагаю и вам самим придумать, как собрать головоломку. Обратите внимание на лучики, что они напоминают? (Пока учащиеся собирают головоломку, открывается слайд 4, анимация 2)
– Вы так увлеклись головоломкой, что не заметили, как открылась вторая картинка. Что видите?
– Что же значит учиться? (Дети пытаются дать свои ответы)
– Итак, учиться – это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, чего не знаешь, а во-вторых, самому найти способ и сделать то, что раньше не получалось.
– Вот так головоломка помогла вам и Смайлику узнать ответ на вопрос, что значит учиться.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
6.Первичное закрепление во внешней речи.
– Теперь повторите сначала до конца хором – что значит «я учусь»? Это значит, что когда я что-то делаю сам и не получается, во-первых, я должен понять…(что я не знаю), и во-вторых…(сам найти способ) и сделать то…(что раньше не получалось).
– А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
– У вас на партах лежит ещё одна головоломка-круг.
– Вы когда-нибудь раньше собирали круг из таких деталей? (Нет.)
– Хотите научиться? (Хотим.)
– Картинки Смайлика помогут вам. Расскажите, как вы будете действовать? (Мы будем собирать круг сами.)
– Сделайте первый шаг. Назовите, чему вы должны научиться, чего пока не знаете? (Мы не знаем, как собрать круг из этих деталей.)
– Что дальше? (Мы будем искать способ, как собрать круг.) Дети собирают головоломку. Учитель при необходимости индивидуально помогает детям найти логику сборки, затем вывешивают правильный вариант сборки на доску.
– Посмотрите внимательно! У вас так получилось?
8. Включение в систему знаний.
– Смайлик очень обрадовался тому, что сам смог найти ответ на вопрос, что значит учиться. Он светился, как солнышко. Что бы вы дорисовали Смайлику, чтобы он стал похож на солнышко? (Лучики.)
– Лучики лежат на ваших партах. Прочитайте, что написано на каждой стороне лучика. Повесьте лучик той стороной, на которой написано, какими вы хотите быть.
– Открою вам маленький секрет. Те качества, которые вы выбрали, помогут вам учиться. Смайлик-солнышко будет вашим талисманом. Он будет помогать нам становиться лучше, учиться, быть успешными учениками.
9. Рефлексия деятельности на уроке.
– Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на своём первом в вашей жизни уроке? (Мы узнали, что значит учиться.)
– Учиться… А что это значит? (Это значит, когда сам что-то делаешь и если не получается, во-первых, понять, чего не знаешь, а во-вторых, самому найти способ и сделать то, что раньше не получалось.)
– Пригодится это вам в дальнейшем? Где?
– А теперь возьмите «Лесенку успеха». Если вы не поняли, что значит учиться, нарисуйте человечка на нижней ступеньке лесенки. Если вы всё поняли и можете рассказать о новом знании, нарисуйте человечка на верхней ступеньке. А если вы не до конца уверены в своих знаниях – на 2-й или 3-й ступеньке, а на какой именно, каждый решит сам.
– Кто из вас может рассказать, где и почему нарисовал человечка? (По возможности выслушать разные мнения.)
– На всех уроках вы будете учиться проходить два шага учебной деятельности. А как это у вас будет получаться, вы будете оценивать на карточке «Копилка моих достижений».
– Поблагодарим за работу на уроке друг друга и Смайлика!
В течение недели при проведении предметных уроков учитель опирается на новое знание учащихся о двух этапах учебной деятельности. В конце каждого дня или определённого урока по итогам работы заполняется «Копилка моих достижений», в которой дети фиксируют уровень своих знаний по данной теме и первичное умение выполнять эти два этапа во время уроков, правильно называть последовательность этапов, фиксировать прохождение этапов во время урока, определять цель и результат каждого этапа.