Доклад по музыке «Роль Ассамблеи народов Казахстана в деле создания условий для реализации принципа поликультурности на уроках искусства»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Коммунальное Государственное Учреждение «Средняя школа №4 им. М. Маметовой»
отдела образования Федоровского района

Доклад


Тема: «Роль Ассамблеи народов Казахстана в деле создания условий для реализации принципа поликультурности на уроках искусства»

Выполнила : Камзина Диана Руслановна
учитель музыки
Федоровка 2016
«Мы казахстанцы - мы нация единого будущего. Этим все сказано. Никаких разделительных черт между этносами не должно быть, если мы - казахстанцы. Мы добились значительных успехов в развитии собственной модели стабильности и согласия в стране.» Н. А. Назарбаев
Базовыми принципами государственной национальной политики являются равные права для представителей всех национальных и конфессиональных групп и создание благоприятных условий для деятельности всех конфессий. Благодаря этому в Казахстане на протяжении более восемнадцати лет не произошло ни одного политического массового столкновения на этнической или религиозной почве.
В международном сообществе Казахстан признан как страна, ведущая последовательную внутреннюю политику, направленную на обеспечение толерантности, межконфессионального и межкуль- турного согласия представителей всех национальностей, проживающих в Казахстане и представляющих единый народ Казахстана — народ, который активно строит современное и конкурентоспособное светское государство. Казахстан заинтересован в расширении и углублении так называемого диалога цивилизаций, всегда поддерживал и сам выражал готовность выступить с международными инициативами, направленными на сближение понимания между Востоком и Западом по ключевым проблемам современного мироустройства.
В первые годы независимости республики в стране происходили весьма сложные процессы, связанные с духовной жизнью общества, его социальным самочувствием, возрождением национального самосознания. И именно тогда, в начале 90-х годов прошлого века, переосмыслив многое заново в нашей истории, во имя сохранения главного нашего достояния — дружбы народов — на 1-м форуме народов Казахстана в 1992 г. Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым была высказана идея о необходимости перевода этого форума на постоянную основу. А 1 марта 1995 г. на общественно-политической арене республики появился новый институт в области национальной политики —    Ассамблея народов Казахстана [2; 39].
Казахстан стал первой страной среди стран-участниц СНГ, в которой был создан уникальный институт — Ассамблея народа Казахстана. Этот институт во многом способствовал становлению и утверждению казахстанской модели полиэтнического общества, деятельность которого направлена на укрепление межэтнического и межконфессионального согласия. Ассамблея народа Казахстана с момента своего образования играла большую роль в укреплении мира и согласия между народами, проживающими в Казахстане. Но в последние годы ее роль в обществе стала особенно заметной.
Следует обратить внимание и на тот факт, что речь во внесенных поправках в Конституцию идет об Ассамблее народа, а не Ассамблее народов Казахстана. Как известно, до этого времени мы имели Ассамблею народов Казахстана, образованную Указом Президента. И это принципиально важная поправка, поскольку, вспомним, наша Конституция начинается словами: «Мы, народ Казахстана.». Мы единый народ страны. Но наш народ многолик по своему национальному составу. Так сложилось исторически. И эта поправка приводит всё в соответствие с Конституцией Республики. Кроме этого, следует иметь в виду, что все эти годы Ассамблею возглавляет Глава государства Н.А.Назарбаев. И этим изначально была подчеркнута исключительная важность этого органа. Более того, в Конституционном законе Республики Казахстан «О Первом Президенте Республики Казахстан», принятом 20 июля 2000 г., в п. 2 ст. 1, определяющем статус Первого Президента республики, подчеркнуто, что Первому Президенту республики, в силу его исторической миссии, пожизненно принадлежит право возглавлять Ассамблею.
20 октября 2008 г. был принят Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана». Закон определяет статус, порядок формирования и организацию работы Ассамблеи народа Казахстана, направленных на реализацию государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в Республике Казахстан и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений.
Ассамблея народа Казахстана — учреждение без образования юридического лица, созданное Президентом Республики Казахстан, способствующее разработке и реализации государственной национальной политики. Согласно этому закону [3] целью Ассамблеи является обеспечение межэтнического согласия в Республике Казахстан в процессе формирования казахстанской гражданской идентичности и конкурентоспособной нации на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности народа Казахстана при консолидирующей роли казахского народа.
Основными задачами Ассамблеи являются:
обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений, создание благоприятных условий для дальнейшего укрепления межэтнического согласия и толерантности в обществе;
укрепление единства народа, поддержка и развитие общественного консенсуса по основополагающим ценностям казахстанского общества;
оказание содействия государственным органам в противодействии проявлениям экстремизма и радикализма в обществе и стремлениям, направленным на ущемление прав и свобод человека и гражданина;
формирование политико-правовой культуры граждан, опирающейся на демократические нормы;
обеспечение интеграции усилий этнокультурных и иных общественных объединений для достижения цели и задач Ассамблеи;
возрождение, сохранение и развитие национальных культур, языков и традиций народа Казахстана.
23 октября 2008 г. состоялась XIV сессия Ассамблеи народа Казахстана с повесткой дня «Сила страны — в единстве». На форуме были рассмотрены вопросы дальнейшего развития уникальной площадки межэтнического и межнационального согласия. В частности, Президентом было предложено разработать доктрину национального единства для включения ее в Стратегический план развития страны до 2020 г.
6 марта 2009 г. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию» обратился к Ассамблее народа Казахстана, ко всем политическим силам: «Сейчас не на словах, а на деле проверяется, кто действительно думает о народе, а кто — нет. Давайте объединимся ради преодоления жесточайшего в истории планеты кризиса» [4; 2].
Казахстан, на территории которого мирно сосуществуют представители более 130 национальностей, 3 тыс. религиозных объединений, представляющих свыше 40 конфессий, идеально подходит для проведения Съезда мировых религий. 1-2 июля 2009 г. в Астане состоялся третий съезд мировых и традиционных религий. Съезд лидеров мировых и традиционных религий, инициированный Казахстаном для развития вопросов межрелигиозного согласия, стал эффективным инструментом по развитию межрелигиозного согласия и площадкой для встречи представителей мировых конфессий.
25  октября 2009 г. состоялась XV сессия Ассамблеи народа Казахстана с повесткой дня «Национальное единство — наш стратегический выбор» [5; 1]. Глава государства поделился своим видением процессов, которые должны вывести деятельность Ассамблеи народа Казахстана на качественно новый уровень, указав на необходимость разработки целостной программы действий государства и общества по всему комплексу межэтнических и межконфессиональных отношений.
В работе сессии приняли участие руководители республиканских и региональных этнокультурных объединений, депутаты Парламента, руководители центральных исполнительных органов, политических партий, религиозных конфессий, НПО, главы дипломатических миссий иностранных государств, представители международных организаций и СМИ.
Н.А.Назарбаев в своем выступлении на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана предложил для укрепления потенциала межэтнического согласия осуществить ряд мер.
Прежде всего, необходимо развивать гражданскую идентичность, толерантность в казахстанском обществе через систему образования и воспитания, корректное освещение темы межэтнических отношений в СМИ, повышение правовой культуры казахстанцев. Предполагается разработка концептуальных предложений по развитию этно- и поликультурного образования с учетом специфики казахстанского общества. Весьма ценным представляется предложение о внедрении в школах и вузах факультативного курса «Основы толерантности».
На сессии Ассамблеи народа Казахстана утверждалось, что условием стабильности казахстанского общества является создание условий для свободного развития родного языка, культурного наследия и традиций всех этносов, проживающих в Казахстане.
Важной составляющей национального единства выступает межконфессиональное согласие в нашем обществе. В Казахстане незыблемы принципы законодательного равенства и диалога религий. В то же время государство будет противостоять деятельности псевдо религиозных объединений. В этом потребуется и активная позиция всех религиозных объединений страны.
Прочность национального единства напрямую связана с повышением эффективности работы Ассамблеи народа Казахстана и всех этнокультурных объединений. Прежде всего, следует усилить координирующую роль Секретариата АНК, создать при ассамблее Ақсақалдар алқасы (Совет старейшин). Активнее должен работать Научно-экспертный совет при АНК. Надо учредить грант для ученых, ведущих прикладные исследования по вопросам межэтнических отношений. Ассамблее народа необходимо больше работать с Конгрессом молодежи, например, совместно провести Общенациональный форум «Молодежь за единство народа Казахстана». На уровне Правительства и областных акиматов следует глубже проработать вопрос о расширении государственной поддержки этнокультурных объединений, в том числе через механизм социального заказа.
Надо шире распространять казахстанскую модель межэтнических и межконфессиональных отношений. Перед Секретариатом Ассамблеи поставлена задача обобщения казахстанского опыта межнационального согласия и на этой основе предполагается выпуск на основных европейских языках специальных изданий под названием «Казахстан: интегральная матрица единства и согласия».
В целях реализации поручения Главы государства, данного им на XIV сессии Ассамблеи народа Казахстана 23 октября 2008 г., разработан проект Доктрины национального единства, в котором сформулированы цели, задачи, принципы национальной политики, а также основные направления ее реализации [6]. Доктрина, которая была принята в этом году, является основой для разработки программ, законодательных и других нормативных правовых актов, направленных на формирование благоприятных условий для дальнейшей консолидации общества. Доктрина национального единства станет еще одним фактором, который сыграет особую, объединяющую роль, будет способствовать консолидации казахстанского общества.
Крупнейшие современные политики, духовные лидеры и представители общественных организаций дают самую высокую оценку опыту Казахстана по укреплению межнационального и межкон- фессионального согласия. Так охарактеризовал деятельность Казахстана руководитель парламентской Германо-Центральноазиатской группы Бундестага Хеди Вегенер: «Страна, на территории которой проживают представители более 120 различных народов, этнических групп и которая смогла организовать их мирную жизнь, представляет огромный интерес. Ассамблея народа является инструментом, мостом между ними».
«Руководство Казахстана предлагает конкретные механизмы, практические пути и меры в направлении развития межкультурного и межрелигиозного диалога. Ассамблея народа Казахстана готова сотрудничать с ООН в этом направлении», — заявил заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана Е.Тугжанов в интервью Радио ООН.
Создание Ассамблеи стало логическим продолжением внутренней и внешней политики Казахстана и его лидера с момента обретения независимости. Казахстан изначально взял курс на построение современного, светского государства, приверженного идеалам мира, толерантности и конструктивного диалога. Создание Ассамблеи народа Казахстана стало институциональным оформлением сферы межэтнических отношений в республике, своего рода органом народной дипломатии. Ассамблея создавалась как принципиально новый институт гражданского общества, не имевший на тот момент аналогов как в предшествующей советской эпохе, так и в мировой современной практике. Сейчас можно с уверенностью сказать, что благодаря Ассамблее удалось избежать политизации межэтнических отношений, направить имеющийся на то время конфликтный потенциал в конструктивное русло [7; 3].
В Астане во Дворце мира и согласия с участием Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева состоялась 16-я сессия Ассамблеи народа Казахстана. Повестка очередной сессии органично сочетается с приоритетами председательства Казахстана в ОБСЕ: «Доверие, Традиции, Транспарентность, Толерантность». В работе сессии приняли участие более 300 человек. Среди них руководители этнокультурных и религиозных объединений, неправительственных организаций, депутаты, представители нескольких стран мира. Этот съезд в Астане в очередной раз доказывает, что дружба —     это бесценное достояние казахстанцев. 16-я сессия Ассамблеи народа Казахстана особенная. Она проходила в юбилейный для данного общественного института год — год 15-летия! Открывая работу сессии, Глава государства Нурсултан Назарбаев поздравил всех ее участников с этой датой. Взаимопонимание и толерантность, основанные на обоюдном доверии, являются неделимыми понятиями с независимостью, подчеркнул Нурсултан Абишевич. Представители различных этносов, которых связали общая судьба и история, на заре обретения свободы вместе строили фундамент нашей общей Отчизны.
«Мы поставили знак равенства между согласием и достатком, создали неповторимый образец казахстанского единства», — заявил Президент. Опыт Казахстана, достойный подражания, который своими благими начинаниями оказал огромное влияние на установление глобального мира, стал примером для мирового сообщества. Казахская земля, которая соединила прошлое и сегодняшний день, стала организующим началом глобальных общечеловеческих деяний.
В Астане, ставшей центром культуры и духовности, трижды встречались представители мировых конфессий и нашли решение жизненно важных вопросов.
Глава государства обратил внимание на то, что в работе сессии принимают участие гости из нескольких десятков стран, делегаты Всемирного форума духовной культуры. Они прибыли в нашу столицу в День духовного согласия, который ежегодно отмечается 18 октября. В этот день в 1992 г. в Алматы состоялся Первый международный конгресс духовного согласия, провозгласивший общечеловеческие ценности приоритетными в международных, межэтнических и межконфессиональных отношениях.
«История нашей Ассамблеи — это история нашей стабильности. Это 20 лет мира, согласия и созидания», — заявил Нурсултан Назарбаев. Не случайно проводимая сессия под общим девизом нашего председательства в ОБСЕ: «Доверие, традиции, транспарентность и толерантность». За прошедшие 15 лет проведена колоссальная работа. Народы Казахстана изо дня в день крепили доверие между людьми, выработали новые традиции общей ответственности за судьбу Родины, а также обеспечили транспарентность — открытость межэтнических и межконфессиональных отношений. Толерантность стала важным фактором успешного и уверенного развития Казахстана. Эти принципы отражают дух и внешней, и внутренней политики нашей страны. Ассамблея народа Казахстана — это визитная карточка страны — страны, ставшей за короткий срок известной во всем мире, и в первую очередь благодаря опыту в сфере межэтнического и межконфессионального согласия.
Казахстан сегодня — общий дом для представителей 130 этносов. Казахи, украинцы, уйгуры, русские, поляки, татары — у каждого одинаковые права и обязанности. В республике нет ни одного закона, который бы ущемлял права граждан, — отметил Нурсултан Назарбаев [8; 1].
С чувством особой гордости и трепетного волнения каждый гражданин нашей страны наблюдал за работой чрезвычайно важного события для всего мирового сообщества — Саммита глав госу- дарств-участников ОБСЕ.
На первом в новом тысячелетии Саммите ОБСЕ, впервые проводимом на Азиатском пространстве, в сердце Евразии, за тысячу километров от географических границ Европы, были рассмотрены наиболее актуальные вопросы глобальной безопасности современности, определяющие ход мировой истории и пути дальнейшего развития евразийского континента.
Отрадно, что Форум мирового масштаба был проведен в молодой и прекрасной столице — Астане, являющейся символом независимости и устремленности Казахстана в будущее. Благодаря Саммиту мир ощутил «Дух Астаны», узнал полиэтничный и сплоченный народ Казахстана. Всему миру мы известны как страна, приверженная идеалам мирного и цивилизованного развития и прогресса.
Являясь лидером стран Центральной Азии и накопив солидный международный опыт, Казахстан стал активным субъектом мировой политики, локомотивом многих интеграционных процессов, мирных начинаний и конструктивных инициатив.
Таким образом, Ассамблея народа Казахстана — это результат уникального политического новаторства Казахстана. Сегодня опыт ее работы становится привлекательным и полезным для многих стран мира. Сегодня Конституция и Ассамблея народа Казахстана не просто ровесники. Это две великие ценности, ставшие фундаментом стабильности, модернизации и процветания. Доверие, традиции, транспарентность, толерантность, — это именно те принципы, которые легли в основу нашего многонационального процветающего государства. В основу политики государства в межэтнической сфере положен принцип «Единство в многообразии».
Чтобы воспитать межкультурную толерантность к культурам других народов студенты должны знать и любить, прежде всего, культуру своего народа: его традиции, обычаи, язык, историю. Любовь к культуре прививается с самых ранних лет в семье, детских дошкольных заведениях, школе, вузе. Воспитание культурной толерантности должно быть непрерывным, всесторонним, комплексным. На каждой ступени развития личности ставятся свои задачи, соответствующие возрасту, целевым установкам.
В разделе «Искусство» на занятии преподаватель говорит о зарождении, развитии культуры, начиная с древних времен до современности. Необходимо остановиться на том, что развитие национальной культуры казахов прошло далеко нелегкий путь: от непризнания культуры номадов, ее отрицания, через унификацию, обезличивание и интернационализацию (советского периода), к развитию национальной культуры и культуры других этносов в суверенный период.
Так, на протяжении долгого периода считалось, что у кочевников, якобы отсталая культура в отличие от оседлых народов, которые являются носителями истинно высокой культуры. Кочевники, якобы, бесцельно бродили по степи за своим скотом. О какой культуре может идти речь?
Недооценивалось богатейшее культурное и историческое наследие казахского народа, роль кочевых цивилизаций в мировой истории. Развитие мировой культуры связывалось только с оседлым образом жизни и хозяйствования. Все достижения человеческой культуры и техники приписывались исключительно европейской цивилизации.[1] Многие исследователи Запада полагают, что кочевники были «рабами степи», «вечными узниками климатического годового цикла», что они утратили связь с миром. А. Тойнби однозначно утверждает, что «несмотря на нерегулярные набеги на оседлые цивилизации, временно включающие кочевников в поле исторических событий, общество кочевников является обществом, у которого нет истории».
На территории Казахстана зарождались и развивались самобытные цивилизации, представляющие собой сложнейшие многоуровневые явления. Здесь возникали и распространялись культурные новации евразийского масштаба. Развитие народов Евразийского материка имело свое своеобразное содержание, темп и динамику, обусловленные природной средой и способами адаптации к ней. Археологические материалы свидетельствуют о многокомпонентности культуры Казахстана, его территория являлась контактной зоной, где происходило взаимообогащение культур. Огромное влияние на её сложение оказывали политические, экономические и культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком, Средней Азией, Поволжьем, Приуральем, Сибирью. Взаимодействие и взаимовлияние различных культур, различных культурных зон явилось важнейшим фактором и в развитии этногенеза. Установлено, что Западнотюркский каганат, а затем Тюргешский, Карлукский и позднее государство Караханидов, центры которых находились на территории Казахстана, являлись средневековыми государственными образованиями, творчески соединявшими в своей культуре разноэтнические традиции.[2]
Изучение кочевых и оседлых цивилизаций ясно показывает, что взаимодействие и взаимообогащение культур различных народов было магистральной линией мирового прогресса. В недрах таких взаимодействий лежат и истоки этногенеза современных народов Казахстана и Средней Азии.
А.Х. Маргулану удалось доказать, что в средние века Центральный Казахстан был не только страной номадов, но и одним из центров оседлой и городской культуры. Здесь, в долинах Нуры и Сарысу, в предгорьях Улутау были обнаружены остатки средневековых поселений и городищ, которые являлись Центрами ремесла, торговли и земледелия. Многие из городов и селений являлись и центрами производства металлов - меди, олова, серебра, бронзы, золота.
В VI-IX вв. в Южном Казахстане насчитывалось 25 городов, в Юго-Западном Семиречье - 27 городов. Если в IX-X вв. в Северо-Восточном Семиречье было 12 городов, то в XI-XII вв. их число возросло до 70.
Центрами религии, торговли, связи между земледельческими оазисами и кочевой степью, между Востоком и Западом на Великом Шелковом пути были города в долинах рек Сырдарьи, Таласа, Чу, Или: Испиджаб, Отрар, Тараз, Сыгнак, Янгикент, Суяб, Каялык, Мирки, Кулан и другие.
В XVI-XVII вв. в Казахстане развивались устное народное творчество и письменная литература. Устное творчество представлено поэтами-импровизаторами - акынами, сказителями - жырау.
В жизни кочевников большую роль играло вокальное и инструментальное музыкальное искусство. Они использовали струнные, смычковые, духовые, ударные, шумовые инструменты, среди которых особенно популярны были домбыра, қобыз, сыбызғы.
В период позднего средневековья, в XVI-XVII веках, сложились и закрепились главные элементы культуры казахов.
Во второй половине XIX века жили и творили выдающиеся представители казахской культуры Ч.Ч.Валиханов, Ы.Алтынсарин, А.Кунанбаев. Ч.Ч. Валиханов оставил богатое научное наследие: капитальный труд «О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии), «Аблай», «Киргизское родословие», «Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи», «Записки о судебной реформе», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов», «О кочевьях киргиз» и другие. Ему принадлежит приоритет в постановке и разрешении ряда узловых проблем истории тюркских народов, таких как этногенез, социальная структура, политическое положение, национально-освободительная борьба, роль ислама в их жизни.
Советская культура и культура советского периода далеко не одно и то же. Во-первых, советскую культуру нельзя однозначно сводить лишь к воспеванию коммунизма. Это была бы вульгарная примитивизация сложного явления. Во-вторых, советская культура и культура советского периода - это живой, противоречивый процесс, где ее деятели - современники, которых просто невозможно просто поделить на «чистых» и «нечистых».
Культура советского периода - сложная диалектическая целостность, но она никогда не была единым монолитом. Противоречивость присуща и всей системе, и ее элементам. Живое, общечеловеческое в них причудливо переплеталось с тоталитаризмом; связь с историей - с прославлением системы. Здесь и «официально» признанная культура, и находящаяся в «тени», и культура инакомыслия и оппозиции.
В русле советского культурного строительства при всем разрушающем воздействии тоталитарно-колониального режима в соответствии с объективными потребностями общественного развития и творческого гения народа частично обозначились преобразования, которые способствовали становлению многих новых отраслей науки, культуры, систем образования.
Особенностью казахстанской культуры конца ХХ века является четко прослеживающаяся преемственность с культурой предыдущего века. О последней ёмко и образно сказал Глава нашего государства: "Казахская культура двадцатого века - это одна из самых замечательных композиторских школ от Мукана Тулебаева до Газизы Жубановой, это и оперные певцы, которые могли бы украсить сцену любого театра мира - от Ермека Серкебаева до Алибека Днишева, это и откровения молодых казахстанских художников, и искания казахских философов, это этнологические концепции Алькея Маргулана, это архитектурные ансамбли Алматы, это лирика Мукагали Макатаева и эссеистика Аскара Сулейменова, это тот огромный мир, прикосновение к которому позволит понять именно культуру казахов, а не всякого рода внешние штампы".[3]
Большим шагом в развитии науки в советский период было открытие в 1946 г. Академии наук Казахской ССР, первым президентом которой стал замечательный ученый К.И. Сатпаев. В первый состав Академии вошли 14 академиков и 16 членов-корреспондентов. Академиками АН Казахской ССР первого созыва были избраны М.О. Ауэзов, А.Бектуров, И.Г. Галузо, М.И. Горяев, А.К. Жубанов, Н.Г.Кассин, С.К. Кенесбаев, Н.В. Павлов, М.П. Русаков, К.И. Сатпаев, Н.Т. Сауранбаев, Г.А. Тихов, В.Г.Фесенков; членами-корреспондентами - Х.К. Аветисян, Н.У. Базанова, А.И. Безсонов, С.Н.Боголюбский, Р.А. Борукаев, А.В. Бричкин, А.М. Габбасов, Х.Д. Джумалиев, А.Х. Маргулан, А.Ж. Машанов, К.М. Мынбаев, А.П. Полосухин, В.И. Смирнов, А.Н. Сызганов, Г.Н. Удинцев, М.И. Усанович. С именами этих ученых связано развитие науки в республике в советский период.
Нельзя не отметить также и советскую систему образования, которая воспитала не одно поколение профессионалов, востребованных во всех отраслях науки, производства, здравоохранения. Окончив среднюю школу, выпускник любого областного городка национальной республики, опираясь только на «багаж» приобретенных знаний, поступал в ведущие вузы страны МГУ, ЛГУ, МИФИ, МИСИС, МВТУ им. Баумана и т.д. Казахстанские вузы, количество которых было намного меньше, чем в современный период (это тот случай, когда количество не переходит в качество, как показывает практика), были конкурентоспособны на союзном уровне.
В то же время деформации в социально-культурной сфере приобрели угрожающий характер. По сути, стал вопрос об утрате национальных основ отечественной культуры.
Главным достижением культурной революции в Казахстане должно было стать формирование национальной социалистической культуры, при этом национальная по форме культура по своему содержанию должна быть социалистической. Закономерен вопрос: возможна ли национальная форма культуры без ее национального содержания? Если в содержании культуры нет ничего национального, что же обеспечивает ее развитие как национальной, ее способность к взаимовлиянию и взаимообогащению? Ясно, что специфика художественных выразительных средств, языковых различий, этнокультурных особенностей явно не исчерпывает всей сложности процессов сохранения национального облика культуры. Тем не менее, именно такая трактовка национальной культуры доминировала в советское время, под этот «стандарт» подверстывались все достижения культурного творчества народа[4]. Авторы этой теории хотели быть интернационалистами, отрицая национальное.
Как известно, официальная пропаганда провозглашала Казахстан - «планетой ста языков», «лабораторией дружбы народов». Ошибки, допускавшиеся в сфере национальных отношений, замалчивались, говорить на эту тему было не принято.
Самим народам также не дозволялось проводить любые мероприятия, связанные с сохранением национальной идентификации, национальным сознанием. Запрещалось создание общественных объединений, преследовавших подобные цели.
Далеко не лучшим образом отразились на национальных отношениях бюрократическое равнодушие к развитию национальных культур и проявлявшаяся подчас тенденция считать любые стремления, связанные с удовлетворением естественных культурно-языковых потребностей, возрождением национализма. Допущенные перекосы в языковой политике привели к спаду развития национальной культуры, национального самосознания.
Советское государство провозглашало себя государством многонациональным и интернациональным. Оно действительно было многонациональным, в нем проживало много наций и этносов. Однако оно не было интернациональным по своей политике. Государство нивелировало все национальные различия уже в самом жизненном укладе народов. Режим формировал «нового советского человека».
В научной и публицистической литературе широкое распространение получила точка зрения, что все народы СССР за годы социалистического строительства полностью консолидировались в социалистические нации и народности. Любые упоминания о сохранении отдельными частями этносов культурно-бытовых различий стали считаться неуместными. Нигилистическая национальная политика привела к тому, что национальный язык этносов ограничивался в развитии, вытеснялся. Значительные препятствия встречали попытки представителей различных национальных общин создать объединения национально-культурной ориентации. Хотя власти допускали существование некоторых фольклорных ансамблей, театров и редакций газет на национальных языках (в Казахской ССР это немецкие, уйгурские, корейские коллективы), создание национально-культурных обществ категорически запрещалось. На закрытых заседаниях партийного руководства постоянно отмечалась «угроза националистических проявлений». В этой связи запрещалось широко отмечать праздник Наурыз у восточных народов, а также «Пурим», «Ханука», встречать новый год по лунному календарю, создавать объединения по изучению национальных языков. Идеологической основой этого подхода являлась официально принятая концепция «единого советского народа», внутри которого должны быть стерты все национальные различия. Эксперимент, проведенный с рядом народов в Советском Союзе, является по своей идейной направленности вполне логичной, оправданной идеологами марксизма-ленинизма формой насилия, философией тирании, реализацией в широких масштабах того же манкуртизма, превращенного в политику «нового» режима[5]. Падение административно-командной системы привело к дестабилизации межнациональных отношений, обострению нерешенных и появлению новых проблем на этнической почве. Их глубинные корни - в нарушении прав той или иной нации или этнической группы, политических прав, языковых: неравенство языка этноса, насильственная ассимиляция, самоотрицание, денационализация культуры, отсутствие государственной защищенности культурных свобод и как следствие снижение общей культуры.
Вот такой сложный и противоречивый путь прошла казахская культура и, только с обретением суверенитета, началось подлинное развитие культуры не только казахского народа, но и всех этносов, проживающих в Казахстане. Это важное достижение закреплено в Конституции и других законодательных документах.
Согласно статье 19 Конституции РК каждому гражданину предоставляется право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор творчества. Конституцией гарантируется свобода слова и творчества, в то же время не допускается дискриминация и превосходство по социальному, расовому, национальному, религиозному, сословному и родовому признаку, а также не допускается культ жестокости и насилия[6].
Исходя из этих конституционных требований и норм, государство категорически запрещает пропаганду войны, насилия и жестокости, расовой, национальной и религиозной исключительности или нетерпимости, любые формы распространения порнографии. Концепция социокультурного развития РК поставила задачу духовного обогащения людей, подлинного гармоничного взаимоотношения между людьми и народами, обществом в целом и средой его обитания, а также гарантированного представления свободы творчества и самовыражения в сфере литературы, культуры и искусства[7].
В социокультурном развитии государства большое внимание уделяется также самобытности культур всех народов, проживающих в республике.
«Путь социокультурного развития независимого Казахстана характеризуется обращением к человеческим ценностям, полнокровному возрождению прогрессивных народных традиций и обычаев, возвращению к гуманитарным наукам, признанию ценности и самостоятельности всех национальных культур» - отмечается в концепции социокультурного развития РК. [8].
Принципы равноправного развития всех этносов нашли свое отражение в Конституции РК 1993 г., где статья 1 гарантирует равенство прав и свобод независимо от расы, национальности и языка. [9]. Созданы правовые основы для деятельности национально-культурных центров, являющихся разновидностью общественных объединений и очагами сохранения национального самосознания, развития этнической культуры и языка. Согласно Конституции 1995 г. запрещается создание и деятельность общественных организаций, цели или действия которых направлены на разжигание сословной и национальной, расовой и родовой розни[10].
На складывание и утверждение основ межнационального согласия в казахстанском обществе существенное влияние оказывают национально-культурные центры, которые, имея первостепенную значимость, служат возрождению культуры и традиций всех народов Казахстана. В нашей стране они призваны способствовать развитию культурных связей между народами, обеспечить совместимость культур при свободном развитии каждой из них. Проблемы развития национальных культур систематически поднимаются на Сессиях Ассамблеи народа Казахстана.
В национально-культурных объединениях стало доброй традицией ежегодно проводить народные и религиозные праздники Наурыз, Курбан айт, Масленица, Рождество и др. Участие в таких праздниках является неоценимым средством приобщения молодежи к сокровищам художественной, прикладной, фольклорной культуры, прививает любовь к народным традициям и обычаям. Эта работа закрепляется в учебных программах средних учебных заведений республики. Согласно новой Концепции воспитания детей дошкольного и школьного возрастов введены специальные дополнительные предметы и спецкурсы по темам "Искусство и этика", "Народные обычаи и традиции", "История национальной культуры".
На важнейший вопрос - для чего же надо знать культурное наследие своего народа?, - наиболее полный ответ дает выступление Президента Н.А. Назарбаева на расширенном заседании Общественного совета по реализации государственной программы «Культурное наследие» (Астана, 13 февраля 2007 г.): «Программа "Мәдени мұра" («Культурное наследие») отнюдь не ограничивается сугубо утилитарными целями восстановления нашего историко-культурного наследия. Ее главное предназначение - достичь позитивных сдвигов в общественном сознании, и в этом контексте она имеет важное идеологическое, общегосударственное значение. Во-первых, речь идет об усилении роли и расширении пределов исторического сознания нации, что является одной из важнейших духовных основ нашей государственности. Национальное возрождение может произойти только тогда, когда оно покоится на живительной почве многовековой культуры, питается благотворными соками исторического прошлого. Восстановление историко-культурного наследия - это еще и воссоздание такой связи времен, которая обладает четкой проекцией в будущее. Задавая вопросы о реальном содержании нашего прошлого, мы обогащаем понимание настоящего и можем конструировать вдохновляющие образы нашего будущего. Во-вторых, программа "Мәдени мұра" стала ответом на запросы, связанные с формированием и укреплением национального самосознания и идентичности. В эпоху глобализации историко-культурное наследие -основа самоидентификации- В-третьих, усилия по реализации данной программы приводят к постепенному формированию нового культурно-исторического ландшафта страны- В-четвертых, реализация госпрограммы "Культурное наследие" имела большое значение для повышения интереса казахстанцев к своей истории и культуре» [11].
Овладение культурным наследием - это основа исторической памяти народа, без которой, в свою очередь, не бывает истинного патриотизма. Преодоление этой инерции исторического беспамятства особенно важно для воспитания подрастающего поколения.
 

Список литература
Козыбаев М.К. Казахстан на рубеже веков: размышления и поиски. - Алматы, 2000, Т.2. - 388с.
Байпаков КМ. История развития археологии Казахстана /Қазақстанның тарих гыьлыгмы - А., 2005. - С.139-192.
Назарбаев НА. В потоке истории. - А.: Атамура, 1999. - С. 125-126.
Ленинская теория культурной революции и современность. - М., 1973. - 200 с.
Дмитриев О А. Национальные отношения и национальная политика в СССР (1985-1991 гг.) Автореф. доктора исторических наук. - СПб, 1992. - С. 19.
Конституция РК. - 1995. - С. 15.
Концепция социокультурного развития РК. - Алматы, 1993. - С. 21.
Концепция социокультурного развития РК. - Алматы, 1993. - С. 21.
. Конституция РК. - Алматы, 1993. - С. 8.
Конституция РК. - 1995. - С. 15.
Выступление Президента НА. Назарбаева на расширенном заседании Общественного совета по реализации государственной программы «Культурное наследие» (Астана, 13февраля 2007г.)
Базарбаев А. Сила страны — в единстве // Индустриальная Караганда. — 2008. — № 132. — 23 окт.
2          Нурадил Г.Н. Строительство новой модели управления для создания прочного мира // Казахстан-Спектр. — 2006. — № 2 (36). — С. 39-43.
Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана» от 20 октября 2008 года № 70-IV.
Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу «Через кризис к обновлению и развитию» // Индустриальная Караганда. — 2009. — № 264. — 7 марта.
Выступление Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана // Казахстанская правда. — 2009. — № 253. — 27 окт.
Проект для обсуждения «Доктрина национального единства Казахстана» // Казахстанская правда. — 2009. — № 261-262.—  6 нояб.
Совет Ассамблеи народа Казахстана // assembly.kz/novosti-assamblei/item/1741 .html