Статья на тему Организация деятельности младших школьников по изучению родного края


Учитель начальных классов
МБОУ СШ №35
Города Ульяновска
Дурнева Татьяна ВладиславовнаОрганизация деятельности младших школьников
по изучению родного края
В Федеральных государственных стандартах второго поколения содержится описание портрета будущего выпускника: «Выпускник будущего это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины» [5]. Самоидентификация ребёнка как патриота должна начинаться с осознания себя частью своей малой родины.
Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах. Кроме того, обращаясь к истокам местных традиций, изучая особенности народной культуры своего края, историю своей семьи, ребёнок получает неповторимый чувственный опыт позволяющий осуществлять личностное развитие и саморазвитие [3].
В словаре Д.Н. Ушакова [4] понятие «краеведение» определяется как
изучение какого-нибудь края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т. п., производимое преимущественно местными силами. Мы будем использовать именно это определение.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации в качестве одной из важных национальных и общечеловеческих духовных ценностей выделяет патриотизм [1]. «Патриотизм — чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее. Патриотизм — это источник силы народа. Он выражается в ценностях:
•Любовь к России;
•Любовь к своему народу;
•Любовь к своей малой родине;
•Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое)».
Для формирования нравственной личности и патриота своей страны начинать нужно с изучения прошлого и настоящего своей «малой Родины». И именно уроки краеведения обладают таким потенциалом.
Цель краеведческого образования определяется, прежде всего, возрастными познавательными возможностями. Начальная ступень - пропедевтический курс, который способствует осознанию важности окружающего его мира. Вторая ступень - интеграция краеведения с другими учебными дисциплинами, т.е. использование местного материала как базы для освоения теоретических вопросов. При этом фрагментарное введение краеведческого материала в разные учебные дисциплины должно идти в логике основного краеведческого курса, в соответствии с его задачами.
В процессе работы по изучению родного края учащиеся должны достигнуть определенных результатов [5].
Иметь представления:
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы их края;
- об истории человека в древние времена, проживающего на этой земле;
- об истории родного края;
Знать:
- объекты неживой и живой природы его края;
- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- водоёмы и их значение в хозяйстве;
- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
- правила поведения в природе и меры её охраны в его области;
- государственную символику области, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие его край (не менее трёх);
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
Уметь:
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
- описывать наиболее важные события истории родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
- показывать на карте области границу области, крупные города и своё местонахождение;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности края.
Для чего же изучается свой край в начальной школе? Чем раньше ребенок начнет знакомиться с бытом, традициями своего народа, с прошлым родного края, процессом его развития, тем быстрее будет занесен в души маленьких граждан «вирус» сопричастности любви к Родине и гордость за принадлежность к великому, мудрому, трудолюбивому русскому народу, а без этого невозможно воспитание патриота, защитника и созидателя.
По подсчётам психологов дети усваивают только 10% того, что слышат, 50% того, что видят, поэтому большое значение необходимо уделить подбору правильных и эффективных форм занятий.
Краеведческий материал сочетает в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Объем краеведческого материала может быть разным и зависит от значимости местных памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий края, его изученности [2].
А формы работы могут быть различными:
1. Игры – путешествия. Игра – наиболее освоенная детьми деятельность. Через нее ребенок быстрее понимает материал. Игра-путешествие – это дидактическая игра. Путешествие – передвижение с целью изучения, с познавательными целями. Это один из источников получения знаний, сообщение новых сведений о малоизвестных явлениях в окружающем мире, поэтому игра-путешествие имеет огромные возможности.
2. Занятия – исследования или проектная деятельность. Проектное обучение несет в себе много преимуществ: имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Темы для проектов при изучении родного края могут придумывать как сами учащиеся или предлагать учителя.
3. Экскурсии. Это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку, в поле, на ферму и т.п. Этот вариант проведения занятий при изучении родного края является самым распространенным. На экскурсии наряду с наблюдениями учащихся используются рас­сказ, беседа, демонстрация и другие методы. Именно экскурсии позволяют учителю дополнить, расширить имеющиеся знания учащихся, стимулировать их познавательную активность.
4. Аукционы знаний. Систематическая проверка знаний детей о родном крае позволяет оценивать результативность краеведческой работы и скорректировать ее на ранних этапах.
5. Практические занятия.
6. Праздники, связанные с народными традициями. Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. В условиях краеведения это могут быть национальные праздники, игры и т.д., которые можно организовать между школами или внутри школы, привлечь родителей.
7. Поисковая работа. Работа в архивах, библиотеках,
8. Встречи с интересными людьми. Интервью как удобная форма сбора информации подходит и младшему школьному возрасту. Можно выбрать пассивную форму, когда пришедший человек сам рассказывает о чем-то, а можно использовать активную форму взаимодействия с ним. Дети заранее готовят интересующие их вопросы, а гость отвечает на них.
9. Ведение дневников, журналов. Дети учатся систематизировать полученную информацию и хранить ее в правильном виде.
10. Создание собственного сайта, газеты, листовок с заметками о своем родном селе, городе. У детей появляется возможность творчески подойти к вопросу оформления той информации, которая у них имеется, проявить инициативу и фантазию.
Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных дисциплин. Использование учителем в ходе урока краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся. И самое главное – краеведение решает основную воспитательную задачу - вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину, и готовых приносить ей пользу.
Литература:
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников/ Г. Ефремова // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17-19.
Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития/ Н. Савотина // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 17-18.
Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 2000.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2010.