Кинотерапия как метод реабилитации


Кинотерапия как метод реабилитации
Одним из методов богатого арсенала работы с клиентом, которым пользуются как индивидуальные, так и семейные психотерапевты, является кинотерапия. Эта терапия относится к направлению психотерапевтической помощи, где основным инструментов для решения проблем клиента являются специально подобранные фильмы.
Кинотерапия — современное направление психологического консультирования и психотерапии. Она является тонким и мощным инструментом для самодиагностики и коррекции бессознательной сферы психики.
Фильм — это своего рода метафора, в которой можно увидеть отражение определенной жизненной ситуации. Люди по-разному видят происходящее на экране и, в процессе работы в группе, дают друг другу дополнительную информацию, открывая новые грани увиденного.
Кино отображает нашу жизнь, и очень часто в героях, событиях и ситуациях фильмов мы узнаем себя и своих близких.
Метод основан на совместном анализе просмотренного фильма и дальнейшей коррекции собственных проблемных ситуаций, отраженных в его сюжете. Каждая группа посвящена определенной теме, которая представлена в просматриваемом фильме. Например: «неуверенность», «скука», «кризис отношений» и т.п.
Цели кинотерапии: эмоциональное переживание и проживание участниками актуальных на данный момент жизни ситуаций и проблем.
С помощью кинотерапии участники могут:
Решить свою трудную ситуацию и найти в себе больше сил, чтобы выйти из нее.
Расширить горизонты восприятия жизни.
Увидеть свою внутреннюю силу.
Побудить себя к действиям.
Пережить горе или утрату.
Справиться с неуверенностью и обрести новую перспективу в понимании красоты
Исследовать свои личностные особенности и поведенческие паттерны.
Переоценить и скорректировать свои действия.
Начать свой путь к осознанным изменениям в жизни.
Специальные области применения кинотерапии:
кинофильм как средство самопознания и раскрытия внутренних резервов личности;
кинофильм как средство эффективной саморегуляции;
кинофильм как вспомогательный метод в психологическом консультировании;
кинофильм как вспомогательный дидактический материал в учебном процессе;
кинофильм как тренажер для решения проблем бизнеса;
кинофильм как средство внутрифирменного PR;
кинофильм как инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений.
Формы работы:
мини-лекции, групповые обсуждения, упражнения на отработку навыков, дидактические сеансы кинотерапии.
Кинотерапия как метод групповой работы может быть использован как в качестве средства самопознания и раскрытия внутренних резервов личности, так и средства эффективной саморегуляции. Это и вспомогательный метод в психологическом консультировании, и дидактический материал в учебном процессе.
Как проходит сеанс кинотерапии?
Психотерапевт дает клиенту задание посмотреть фильм в большей или меньшей степени связанный проблемой, с которой он обратился.
На сеансах кинотерапии участники могут, сочетая эстетическое и интеллектуальное удовольствие, решать личностные задачи, используя в качестве стимульного материала шедевры отечественной и зарубежной киноклассики.
Основные этапы работы кинотерапевтической группы:
Начальный этап: создание доверительной атмосферы в группе.
Задание, концентрирующее внимание на теме.
Просмотр фильма.
Спонтанное обсуждение.
Обобщение результатов обсуждения.
Анализ несоответствий и индивидуальных проекций.
Работа с образами.
Анализ актуальной ситуации.
Заключительный этап: подведение итогов
Рассмотрим их подробнее.
Создание доверительной атмосферы.
Эта процедура может включать в себя:
- представление не знакомых между собой участников;
- совместное обсуждение какого-либо вопроса, связанного или отстраненного от предстоящего фильма;
- формулирование «запроса», планирование целей присутствия и личного результата кинотерапии, постановка ключевых вопросов сеанса;
- обсуждение одной из тем, которую затрагивает фильм
Задание, концентрирующее внимание на теме.
Перед сеансом можно попросить участников обращать внимание на
- эмоциональные и физиологические переживания
- позитивные и негативные образы и характер музыки
- разыгрываемые героями фильма стереотипы поведения
- приемлемые и неприемлемые с точки зрения участников стили поведения героев фильма,
Просмотр фильма.
Стоит позаботиться об удобстве участников в процессе просмотра – свободное расположение стульев в помещении, возможность угоститься чаем или кофе, записать свои впечатления (наличие письменных принадлежностей)
Спонтанное обсуждение.
Участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими их эпизодами и образами фильма.
Обобщение результатов обсуждения. Резюмируя, ведущий может выписать на флипчарте общий список тем, затрагиваемых фильмом, и символов, значимых для участников.
Анализ несоответствий.
Внимание зрителя обращается на его утверждения, расходящиеся с реальным содержанием фильма. Таким образом, через осознание проекций, искажающих восприятие реальности, происходит выявление и осознание участниками связи между личными эмоциональными реакциями и скрытыми потребностями.
Работа с образами.
Здесь могут быть использованы упражнения, направленные на:
- детальное исследование значимых символов фильма;
- работа с воспоминаниями и их новым, в свете фильма, прочтением;
- дискуссии на отдельно выбранную, значимую для участников тему, затрагивающую их мировоззренческую позицию;
- работа с выявленными установками;
- экспериментирование с индивидуальными сценариями и ролевыми выборами.
Анализ актуальной ситуации.
Ведущий помогает участникам проанализировать свои жизненные ситуации, осознать свои актуальные потребности, скрытые за значимыми символами.
Заключительный этап.
Перед расставанием участникам можно предложить:
- подвести итоги сеанса и сделать полезные для себя выводы;
- принять решение о дальнейших действиях, ведущих к удовлетворению выявленных и осознанных потребностей;
- выполнить домашнее задание (сделать дневниковую запись, провести наблюдения или изменения в рабочей ситуации, нарисовать по следам кинотерапии рисунок или сделать коллаж, укрепляющий принятую новую позитивную установку)
В процессе просмотра фильма и анализа собственного эмоционального восприятия его образов человек исследует свои личностные особенности и выявляет бессознательные поведенческие паттерны. Вслед за этим становится возможным переход к сознательной коррекции своих действий и осознанным изменениям в жизни.
В рамках данной терапии возможен и групповой формат работы психотерапевта. Как следует из названия, этот формат работы основывается на групповом просмотре фильмов, и завершающем его так же групповом обсуждении. Он практикуется при работе в психотерапевтической группе или группе личностного роста.
Различные уровни анализа фильма:
интерпретация сюжета, погружение в метафору, совместное эстетическое переживание;
работа с символами и их возможными смыслами;
проекция как основной механизм восприятия киноматериала;
спонтанное обсуждение;
опыт ведения пролонгированной группы личностного роста «СРЕДА» с использованием метода кинотерапии.
Об уровнях анализа фильмаСуществует несколько различных уровней анализа фильма. Самый простой и привычный - погружение в метафору, совместное эстетическое переживание с последующей интерпретацией сюжета.
Более сложный включает в себя работу со значимыми для участников  символами и их возможными смыслами. Здесь основной механизм восприятия киноматериала – проекция - становится главной областью сосредоточения внимания при аналитическом разборе. Для выявления значимых проекций используется спонтанное обсуждение, в котором от содержания фильма участники переходят к обсуждению личного отношения к его сюжету, отдельным сценам, актерской игре, значимым символам. Ведущий группы помогает участникам сконцентрировать внимание на образах и символах фильма, подводя к самостоятельной интерпретации сюжета и ответам на актуальные вопросы, родившимся в процессе просмотра и обсуждения.
Уровень анализа фильма зависит от целей проведения кинотерапевтического сеанса.
Например, если целью встречи группы является создание атмосферы доверия и поддержки, тогда одной из задач будет получение эстетического удовлетворения при совместном действии (просмотре кинофильма и обсуждении). В этом случае зоной внимания в момент группового обсуждения станет удовольствие, полученное участниками. Ведущая роль, предлагаемая участнику – «наблюдатель». Результатом просмотра и обсуждения явится снижение внутренних напряжений путем иллюзорного исполнения желаний.
Если целью встречи является получение нового опыта путем непосредственного проживания, то зона внимания в момент обсуждения будет находиться в области ролевых предпочтений и выборов частников, анализе жизненных сценариев и стратегий. Тогда ведущей ролью, предлагаемой участнику кинотерапевтического сеанса, будет «активный участник событий», что в результате с помощью ролевых игр и упражнений приведет его к изменению поведения в реальной жизни.
Если участники собрались на встречу с целью самопознания, то внимание в обсуждении будет сосредоточено на их мировоззренческих установках, жизненных принципах, ценностях и позициях. В таком обсуждении участник берет на себя право быть соавтором фильма. Кинокартина становится частью его жизни, содержание присваивается полностью или корректируется отчасти с помощью активного воображения, что в результате приводит к философскому переосмыслению реальности и своего места в ней.
Цель сеанса Эстетическое удовлетворение
Получение нового опыта путем непосредственного проживание Самопознание
Зона внимания Принцип удовольствия.
Познание.
Ролевые выборы участника; жизненные сценарии и стратегии Мировоззренческая позиция и установки
Ведущая роль, принимаемая участником Наблюдатель Активный участник событий
Соавтор
Результат Снижение напряжений путем иллюзорного исполнения желаний Получение нового опыта (тренинг) и осознание возможности самостоятельного выбора. Изменение поведения. Осознавание,
коррекция установок ,
философское переосмысление реальности и своего места в ней
Возможные вопросы обсуждения Поделитесь своими впечатлениями от фильма.
Что с Вами происходило в момент просмотра? Какие чувства Вы переживаете сейчас?
Какие ассоциации приходят в связи с фильмом?
Что нового узнали о мире, людях и о себе? Если бы вы имели возможность стать активным участником фильма, какую роль вы сыграли бы? (из существующих или вымышленных вами же дополнительных)
Что означает для вас выбор именно этой роли? Какая ключевая идея вашей жизни стоит за этим выбором?
А как в жизни? Насколько тот выбор, который вы произвели сейчас, соответствует осознанным стратегиям, которыми вы руководствуетесь в реальной жизни? Насколько этот выбор вы считаете эффективным для себя? Хочется ли что-нибудь изменить?
О чем этот фильм был для Вас?
Какой символ показался Вам наиболее значимым? От имени выбранного вами символа сделайте краткий анонс фильма («Про что было кино?»)
Если бы Вы были режиссером, что бы вы изменили в подаче основной идеи фильма?
Если бы вы были сценаристом, какое продолжение сценария вы могли бы придумать?
Чем интересен данный вид терапии?
В первую очередь кинотерапия интересна тем, что с ее помощью любой из нас через просмотр фильма может получить для себя какие-то немаловажные ресурсы. Кинотерапия позволяет пациенту найти и в дальнейшем использовать новый способ поведения в той или иной проблемной ситуации, посмотреть на проблему с другой точки зрения, разглядеть в своем положении много положительных моментов, которые ранее он не замечал и т.п. Взгляд со стороны и получение опыта всегда очень важны и полезны, том более, когда процесс их приобретения также приятен и интересен, как просмотр кинофильма.
Не существует фильма – плацебо. Фильма универсального в психотерапевтическом плане, который способен лечить любые проблемы. Но для решения определенного вида проблем очень полезно просмотреть и обсудить определенные фильмы.
Но не надо забывать про еще один немаловажный аспект.
Чаще всего кинотерапия более эффективна в комплексе с другими психотерапевтическими методами работы.
При просмотре фильма без психотерапевта пациента ожидает скорее эстетический, чем психотерапевтический эффект. Он получит лишь удовольствие от просмотра хорошего фильма.
Для того чтобы эффект от помощи кинотерапии достигался максимально, ее лучше проводить либо вместе, либо параллельно с другими психотерапевтическими методами лечения,
Культура и искусство — достойная альтернатива психологическим техникам на пути к самопознанию и саморазвитию. Кинотерапия позволяет объединить эти два ресурса для продвижения на новый уровень развития личности.