Проект Всестороннее развитие детей раннего возраста средствами фольклора


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Анжеро-Судженского городского округа
«Детский сад № 26»
Всестороннее развитие детей раннего возраста
средствами фольклора
Исполнитель:
Шишкина Наталья Геннадьевна,
воспитатель
МБДОУ «Д/С №26»
Анжеро-Судженский ГО
2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 3
Роль фольклора в развитии детей раннего возраста…………..… 5
Всестороннее развитие детей раннего возраста средствами фольклора…………………………………………….…………….. 8
Заключение……………………………………………………………….. 16
Список используемой литературы………………………………………. 17
Приложение 1. План работы с детьми по теме «Фольклор во всестороннем развитии детей раннего возраста» на 2012-2013гг. Приложение 2. Картотека малых форм фольклора (частично) Приложение 3. Непосредственно-организованная деятельность с детьми раннего возраста
Приложение 4. Консультация для родителей «Фольклор в жизни детей раннего возраста»
Приложение 5. Анкета для родителей

Введение
«Мудрость предков – зеркало для потомков»
К.Д. Ушинский
Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, двигательная активность, речь, воображение, творческая направленность и другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.
Работая с детьми раннего возраста более 5 лет, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Нет ни одного вида деятельности, куда невозможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает деятельность более эмоциональной, развивает логическое и образное мышление. Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Формы подачи фольклора разнообразны. Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии. И я пришла к выводу, что детский фольклор имеет большое значение во всестороннем развитии ребенка.
В своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь со следующими противоречиями:
Между возрастающим объемом информации, который необходимо донести детям согласно учебному плану и достаточно долгой и сложной адаптацией детей к детскому саду.
Между желанием родителей к получению информации о жизни группы, совета по развитию ребенка и отсутствием таких возможностей в группе.
Выявленные противоречия приводят к возникновению следующих проблем:
Трудная адаптация ребенка к детскому саду.
Утрата самобытности русской речи.
Слабая информированность родителей о жизни группы.
Одним из решений указанных проблем является использование фольклора для всестороннего развития детей раннего возраста. Этому и посвящен мой проект.
Роль фольклора в развитии детей раннего возраста
С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребенком раннего возраста. Фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, любовь, веру в него. Этот метод способствует скорейшей адаптации ребенка. Обращение к устному народному творчеству в работе с детьми раннего возраста должно быть постоянным. В нем заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности. На все случаи жизни мы можем найти их и применить.
В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор.
Фольклор — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм.
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. К ним относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, сказки.
Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов и привлекает внимание сюжет.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи». В.А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности». А.П. Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи». Эти же вопросы — в центре внимания многих других исследователей (Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, О.С.Ушакова, А.Я. Шибицкая, др.).
Таким образом, исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки, сказки, загадки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.

Всестороннее развитие детей раннего возраста
средствами фольклора
Цель проекта: развитие различных способностей детейсредствами фольклора.
Задачи проекта:
Эмоциональное развитие.
Формирование положительного отношения к режимным моментам.
Формирование мелкой моторики рук.
Развитие двигательной активности.
Познавательно-речевое развитие.
Создание игровых взаимоотношений.
Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Данный проект является краткосрочным и был реализован в учебном году в сроки: сентябрь 2012 г. – май 2013 г.
Целевые группы проекта:
1. Дети: специально организованная деятельность, совместная деятельность педагога и ребенка (подгруппы детей, индивидуальная работа), самостоятельная детская деятельность.
2. Педагоги: активная методическая работа.
3. Родители: оказание консультативной помощи.
В ходе разработки проекта в первую очередь я использовала следующую нормативную базу:
Конвенцию о правах ребенка.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. № 666.
Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001г. №1756-п.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
СанПиН 2.4.1.2660-10.
При разработке проекта я руководствовалась следующими принципами.
Принципы реализации проекта:
Принцип активности и посильной самостоятельности.
Принцип познавательной активности.
Принцип наглядности.
Принцип поэтапности.
Принцип вариативности.
Этапы проекта:
Предпроектный этап (сентябрь 2012 г.)
Анализ предметной среды группы.
Изучение методической литературы по проблеме.
Формулирование целей и задач проекта.
Проектный этап (октябрь 2012 г. - апрель 2013 г.)
Целевая группа - Дети:
Организация диагностического исследования речи детей, физических и игровых навыков.
Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора.
Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
Организация игрового взаимодействия.
Выставка книг с различными жанрами фольклора.
Рассматривание иллюстраций.
Инсценирование произведений фольклора.
Целевая группа - Педагоги:
Создание игровой среды в группе ДОУ на основе фольклорных произведений.
Создание копилки малых фольклорных форм.
Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
Выступление на методическом объединении.
Выступление на педагогическом совете.
Целевая группа - Родители:
Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.
Родительское собрание «Фольклор, как средство всестороннего развития детей раннего возраста».
Выпуск буклетов для родителей «Хороводные игры», «Колыбельные песни», «Подвижные народные игры».
Знакомство с новинками литературы по воспитанию детей.
Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.
Результативный этап (май 2013 г.)
Проведение сравнительного диагностического исследования уровня всестороннего развития детей группы.
Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на методических объединениях, педагогическом совете, разработка календарного и тематического планирования работы с детьми раннего возраста по ознакомлению с малыми формами фольклора.
В своей работе я выделила следующие направления:
Организация предметной развивающей среды: подбор резиновых, мягких игрушек, настольных театров, детской художественной литературы (потешки, сказки, загадки).
Сбор коллекции малых фольклорных форм.
Подбор информационного материала для родителей.
Использование фольклора в организованной образовательной деятельности.
Использование фольклорных произведений в совместно-партнерской деятельности.
Одно из необходимых условий для получения хороших результатов – это взаимодействие с родителями:
Анкетирование
Собрания
Создание развивающей среды
Консультации
Анкетирование родителей позволило оценить их знания в области фольклора. В анкете меня интересовало, используются ли различные формы фольклора в работе с детьми дома, с какой целью и какие. Было опрошено двадцать родителей.
В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми раннего возраста малые формы фольклора. В семьях все меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну – две («Сорока – белобока…», «Ладушки»).
Таким образом, было установлено, что работа по использованию малых форм фольклора с детьми раннего возраста организована недостаточно. Родители не используют полностью их развивающий потенциал. Итак, я еще раз убедилась в том, что использование различных форм фольклора для детей дошкольного возраста просто необходимо. Лучшие образцы фольклора помогут родителям во всестороннем развитии их детей.
Помимо этого, с родителями были проведены собрания, посвященные роли фольклора в развитии детей раннего возраста.
Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, совместно с родителями создана в группе соответствующая развивающая среда.
Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Подобраны иллюстрации к серии потешек художника Юрия Алексеевича Васнецова.
В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов (как для мальчиков, так и для девочек) и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка».
Также в группе имеются дидактические и настольно-печатные игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Из какой сказки герой».
Все это помогает детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.
В информационном уголке для родителей были систематически размещены консультации на темы: «Всесторонне развитие детей через фольклор», «Учимся говорить», «Потешки в жизни детей», «Домашний театр» и др.
Реализуя проект на практике, я использую фольклор с первого знакомства с детьми.
В период адаптации встречаю детей яркими игрушками, читаю потешки об игрушках, сопровождаю их движениями. Включаю магнитофон, где звучат детские песенки, такие как «Петушок», «Собачка Жучка». Играю с ребенком в пальчиковые игры, наделяя пальчики именами близких людей: «Этот пальчик – бабушка…». Также использую пальчиковый театр.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима детей. Для малышей очень важен игровой момент. Поход в гости к любимому герою или неожиданное появление интересного гостя сопровождаю текстом потешек: «Из сугроба на опушке чьи-то выглянули ушки, и помчался, скок-скок-скок, белый маленький зверек…».
Непосредственно организованную деятельность по физическому развитию провожу по сюжетам русских народных сказок: «Репка», «Колобок» и др. Так как образно-подражательные движения развивают двигательную деятельность, творческое мышление, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание.
Во время режимных моментов, например в умывальной комнате, где ребенок моется, причесывается, я читаю потешку: «Водичка, водичка…». Потешки находятся в карманах у Кота-Мурзика.
А к обеду детей приглашает Зайка-Зазнайка. В лапе он держит потешки, которые я читаю при кормлении: «Жили-были сто ребят, все ходили в детский сад. Все садились за обед, все съедали сто котлет…».
В спальной комнате детей встречает кукла Соня, у нее в сумочке потешки и колыбельные песенки, которыми успокаиваю детей и помогаю им быстро заснуть («Баю, баю, байки, прилетели чайки, стали крыльями махать, наших деток усыплять.»). Перед сном пою и поглаживаю детей, кого по головке, кого по ручке или по спинке. Дети засыпают под тихий, спокойный, желающий добра голос.
Малые формы фольклора я использую в разных видах деятельности.
На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой: «Ладушки-ладушки испечем оладушки».
На конструировании строим теремок и приговариваем: «Курочка в сапожках избушку метет».
На прогулке провожу наблюдения за явлениями неживой и живой природы через потешки: «Солнышко-ведрышко…», «Дождик, дождик, веселей…», «Улитка, улитка, покажи свои рога…», «Божья коровка, черная головка…» и др.
Кроме того, на прогулке использую фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Гуси-гуси» и др. Ведь подвижная игра – это источник радости, одной из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение элементов фольклора, использование различных персонажей стимулирует детскую фантазию, способствует формированию двигательных и речевых навыков и, в конечном счете, становлению личности ребенка.
Хороводные игры – любимые забавы малышей. Легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. Это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям.
Играя с детьми в сюжетно-ролевые игры, мы укладываем игрушки спать, поем им колыбельные песни, рассказываем потешки: «Баю, баю, баюшок, в огороде петушок. Песни громко поет, Ване спать не дает…». Во время кормления куклы приговариваю «Каша вкусненька, дымится, Катя кашу есть садится», «Кто у нас любимый самый? - Ложку первую за маму».
Также в работе с детьми использую русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Эти сказки интересны малышам, так как их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т.п.). Таким образом, я знакомлю детей с животными, которых они видели только на картинке. У детей формируются представления о диких животных, птицах и их повадках.
Сказка является носителем нравственных поучений, доступных детям в раннем возрасте. Чтение и рассказывание как искусство слова взаимодействуют и с другими видами познавательно-речевого и художественно-эстетического развития ребенка – рассматриванием произведений книжной графики и театрализованной деятельностью.
В группе, которою я приняла в 2012 году, было выявлено:
Легкая адаптация - 30% (средняя 50%, тяжелая-20%).
70% детей имеют различные речевые нарушения.
30% слабо говорящих детей.
У 60% детей повышен уровень тревожности и слабо выражен интерес к общению со сверстниками.
У 40 % детей снижен интерес к игре.
70 % детей имеют недостаточно развитую мелкую моторику.
По итогам учебного года были обнаружены ожидаемые результаты проекта:
Легкая адаптация детей.
Формирование положительного отношения детей к режимным моментам.
Рост количества детей с высоким уровнем познавательно-речевого и физического развития.
Обогащение словаря детей новыми словами, выражениями.
Развитие мелкой моторики рук у детей.
Проявление первоначального интереса детей к фольклору.
Повышение интереса у детей к игровой деятельности.
Формирование у родителей понимания необходимости использования малых форм фольклора, которые оказывают значительное влияние на всестороннее развитие детей раннего возраста.
Повышение общего культурного уровня родителей.

Заключение
Результаты проекта показывают, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие). А также дети намного легче усваивают навыки речи, самообслуживания и гигиены. Таким образом, итогом моей работы является всестороннее развитие детей раннего возраста.
Представленный проект имеет теоретическую и практическую значимость. Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении материала в рамках проектной темы. А также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет важное значение для развития детей раннего возраста. Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций, как для воспитателей, так и для родителей по всестороннему развитию детей раннего возраста средствами фольклора.

Список используемой литературы
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост.Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2006. – 236 с.
Бахвалова Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор. //Дошкольная педагогика, № 8, 2008. - С. 20-23.
Баю-бай: колыбельные песенки: русские народные песенки / худ. Е. Нитыпкина. – М.: Оникс, 2007. – 11 с.
Болтали две сороки: русские народные сказки, песенки, потешки / худ. Ю. А. Васнецов. – СПб.: Печатный двор: Детгиз, 2008. – 124 с.
Даль В.И. Старик-годовик / В. И. Даль; худож. Ю. Устинова. – М.: Эксмо, 2006. – 132 с.
Иванова Г., Курашова В. Водичка, водичка, умой мое личико //Дошкольное воспитание. – №5. – 2009. – с. 111-115
Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. Малыш в мире природы. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М., 2005. – 88 с.
Любимые потешки малышам. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2008. – 144 с.
Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
Планирование работы в детском саду с детьми 2-3 лет: метод. Рекомендации для воспитателей / Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова, Т.Н. Доронова и др.; науч. Ред. Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.
Стихи и песенки Матушки Гусыни: стихи / пер. с англ. И. Родина; худож. Н. Богуславская. – М.: Эксмо, 2006. – 118 с.
Считалки, потешки, загадки, заклички / худож. Н. Кудрявцева. – М.: Дрофа-плюс, 2006. – 62 с.
Тимофеева Л.Л., Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Первая младшая группа. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 304 с.
Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М., 2005.
http://dohcolonoc.ru/http://koshki-mishki.ru/