Значение народного фольклора в формировании поликультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста.


Значение  народного фольклора в формировании  поликультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время перед различными социальными институтами, в том числе перед образовательными учреждениями, стоит задача разработки новых стратегий и подходов к социализации подрастающего поколения с учетом полиэтнического характера среды. Успешная социализация в такого рода среде включает знание основ культуры других народов, иначе говоря-этнокультурную осведомленность, компетентность и уважение к различным ее проявлениям Формирование поликультурной личности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем и иные культуры. Таким образом, в качестве одной из приоритетной цели дошкольного образования выдвигается формирование этнокультурной компетентности как основы поликультурного образования.
. Этнокультурная компетентность -это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, сензитивностью формирования у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учетом этого можно сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах формирования у дошкольников этнокультурной компетентности и осведомленности.
Одним из действенных подходов формирования и развития этнокультурной компетентности является этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса. Особое место в развитии этнокультурной компетентности детей занимает устное народное  творчество, или фольклор. Оно включает произведения всех родов и жанров: это этнос, сказки, предания, легенды, пословицы, поговорки.
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение.   Он обогащает представление детей о прошлом и настоящем Родины и других стран, народов, помогает усваивать нравственные принципы народов, воспитывает любовь и уважение ко всем народам мира, вселяет уверенность в торжество справедливости, укрепляет веру в будущее.
Культура народов содержит в себе многовековую информацию народа        о традициях многих поколений, которые через деятельность и общение детей    и взрослых ассимилируются ими. Народные традиции помогают ввести детей    в мир культуры, этики человеческих отношений.
Чтобы познать другую культуру, приобщиться к общечеловеческим ценностям, необходимо, прежде всего, знать свою. П.П. Блонский указывал, что "путь к общечеловеческой культуре лежит через национально  воспитание".
В нашем детском саду работа по приобретению детьми культурного наследия предков и формированию поликультурной личности детей дошкольного возраста реализуется на основе народных сказок :- при вовлечении детей в разнообразные виды деятельности в ходе ознакомления с содержанием сказки.
- при интеграции различных видов деятельности: игры, музыкальной, танцевальной, изобразительной, театральной.
- при создании пространственно-предметной развивающей среды с учетом этнокультурных особенностей детей.
Этапы работы со сказкой.
I этап – предварительный.
Работа по сказке начинается с выделения основной идеи, видимой и скрытой мотивации их поступков, способов преодоления трудностей, отношения к окружающему миру и самому себе, определение образов и символов в сказках.
При подготовке работы со сказкой педагогу важно предварительно изучить «сказочное пространство», которое показывает картину мира данного народа.
II этап
На этом этапе необходимо познакомить детей с текстом сказки. Одно из главных условий рассказа сказки – это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемой сказке, выражение подлинных эмоций и чувств. Педагог во время чтения должен сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатление от прочтения. Проводить чтение сказки перед сном можно в сопровождении музыки или после полдника в полумраке в освещении свечей, при котором создается некая таинственность и волшебность. Дети воспринимают сказку с особым чувством, затаив дыхание.
III этап
Дети входят в освоение содержания сказки, включаясь в различные формы работы (игровые, театральные, изобразительные).
Эта же сказка проигрывается педагогом на фланелеграфе или на магнитной доске при помощи бумажных кукол и на различных видах театра: пальчиковый, настольный, бибабо, перчаточные куклы. Можно организовать игру-драматизацию, инсценировку данной сказки. На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют иллюстрации к сказке. Таким образом, одна сказка пересказывается в различной форме в течение 1, 5 - 2 недель. Этот процесс настраивает детей на дальнейшее проигрывание, прослушивание сказки.
IV этап - основной
На этом этапе нужно организовать самостоятельной общение детей с персонажами сказки для уточнения, насколько ребенок запомнил сказку. Идет творческое использование сказки в самостоятельной деятельности (конструктивной, изобразительной, художественно-речевой) Дети с особым чувством подбирают роли, сами как режиссеры ставят сказку, работают над декорацией.
Особенностью данной технологии является сочетание при ознакомлении со сказками различных форм, приемов работы. При представлении сказки используются различные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный. Дети и рисуют сказку, делают аппликации. Использование данной технологии дает детям дошкольного возраста без труда запомнить текст сказки, стать участником действий сказки.
Можно использовать разные материалы (бумажные, деревянные, магнитные, тряпичные, вязаные, мягкие игрушки и. т. д.) для изготовления кукол - персонажей сказок и по разному преподнести их образ. Благодаря этому ребенку не преподносится образ – эталон, штамп, что способствует развитию творческого воображения. Результатом такой подачи сказки является возникновение самостоятельных вопросов и рассуждений у ребенка по смысловой нагрузке сказки.
Предложенная система работы со сказками позволяет обогатить словарный запас, художественно-образную речь детей, также способствует общему развитию личности (коммуникативному, компетентному, любознательному, творческому) .Таким образом, формирование поликультурной личности дошкольника на основе сказок народов соответствует особенностям личностно – ориентированной модели воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения, где на равноправных условиях взрослый и ребенок проживает сказку, передавая свое собственное отношение к миру через сказочные образы. Сформированная этнокультурная компетентность детей является основой, фундаментом общения субъекта с другой культурой.
Этнопедагогизация образовательного процесса, то есть  изучение фольклора, рассматривается как один из основных инструментов развития этнокультурной компетентности, ведущего к овладению детьми ценностями национальной и мировой культуры. Кроме того, она предполагает использование в учебно-воспитательном процессе средств и методов народной педагогики, учет национально-психологических особенностей детей и специфики семейного воспитания различных этносов.              
Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов в развитии личности. Используя различные игры (дидактические, ролевые, подвижные), воспитатель органично и целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.
Ценным методом, или методическим приемом, является сравнение, позволяющее выявлять общее и особенное в историческом развитии и культурах разных народов мира, причины этих сходств и различий. Сравнение, возможно использовать как прием на занятии. Так, детям можно предложить задание на группировку и классификацию. «Разложите картинки на две группы: в одну - все, что можно отнести к русской культуре (вещи, предметы быта и искусства, кулинарные блюда, сказочные герои и другие символы), а в другую - все относящееся к нерусской культуре». Например, терем, сарафан, ларец, балалайка, Василиса Прекрасная, тюря - это символы русской культуры, а сакля, гондола, Красная Шапочка, лаваш, гитара к ним не относятся.Не менее важной является возможность сопровождения познавательной деятельности этнокультурного содержания эвристической беседой, в основе которой лежат как метод сравнения, так и метод вопросов. В ходе такой беседы воспитатель ставит вопросы, побуждает детей - на основе наблюдений, личного опыта, представлений, ранее приобретенных знаний - сравнивать, сопоставлять отдельные факты, явления, присущие этническим культурам, а затем путем рассуждений делать выводы, выделяя что-то общее, особенное или единичное в культурах разных народов.
Особый интерес, на наш взгляд, представляет метод моделирования и конструирования, сочетающий словесное объяснение, практическую реализацию и игровую мотивацию. Данный метод незаменим при работе с глобусом, со схемами, с картами, при конструировании типовых архитектурных сооружений различных народов с помощью различных макетов городских сред и ландшафтов, характерных для определенных географических широт и др.
Значимым методом в ознакомлении дошкольников с миром этнической культуры является метод проектов, направленный на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов, которые раскрывают особенности традиций, образа жизни, предметов искусства разных народов.
Все перечисленные методы повышают уровень и качество сформированности этнокультурной компетентности дошкольников. Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приемов, в логичном соотнесении их с формой и местом использования, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
Список использованной литературы
Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа //Педагогика, 2005. - №4.   
Народное искусство в воспитании дошкольников /Под ред. Т.С. Комаровой, М., 2006 г.
Поштарева Т.В. Этнокультурная компетентность: сущность, содержание     и виды//Этносоциальное образовательное пространство в современном мире: материалы Междунар. научно-практ. конф. /Отв. ред. П.П. Козлова. – Стерлитамак: СГПА, 2005.