Урок русского языка в 8 классеВводные конструкции и знаки препинания при них


Тема урока: «Предложения с вводными конструкциями, знаки препинания при них».
Цели:
- Формирование умения выразительного чтения с интонацией вводности, умения опознавать вводные слова в тексте, определять их смысловое значение.
- Формировать умения ставить знаки препинания при вводных словах.
- Воспитывать у учащихся желание изучать законы языка, постигать его красоту, богатства, неисчерпаемые возможности для формирования грамотной устной и письменной речи.
Знать:
- Понятие водности как речевой категории;
- Основные группы вводных слов по значению.
Уметь:
- находить вводные слова в предложениях, правильно расставлять знаки препинания;
- в предложениях с вводными словами, уметь объяснять смысловые различия разных вариантов предложения, появляющиеся при замене вводного слова.
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Владимировна. Я работаю в ДСШ с такими же восьмиклассниками, как и вы, но сегодня мне представилась возможность познакомиться с вами. Я очень рада встрече и приглашаю вас на урок русского языка. На нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их, ребята
Оформляем тетради, запишем число, классную работу.
Объявляю тему и цели урока.
Б). Ребята, что обозначает слово «вводное», давайте посмотрим в толковый словарь.
Вводить –
1. заставить войти, привести куда-то. Вводить войска в город.
2. включить во что-нибудь, сделать действующим. Вводить в бой крупные силы
Разберите слово по составу (произведите морфемный разбор). Что обозначает приставка в слове вводнть( Направленность действий внутрь).
?- Почему же некоторые слова называют вводными? Для чего они вводятся? (выражают отношение к тому, о чем сообщается).
Упр. 1 Запишите сначала предложения без вводных слов.
1) Закат догорает. 2). Солнце быстро садится. Ребята, назовите орфограммы, встретившиеся в предложениях.
А теперь введите соответствующее вводное слово (на доске: К сожалению, к несчастью, кажется, вероятно).Вам жаль, что закат догорает, что солнце быстро садится?
Вы предполагаете, но не твёрдо уверены, что закат догорает, что солнце быстро садится. Какие теперь вы введёте слова?
В чём разница?( в 1-м предложении мы слышим огорчение говорящего, а во 2-м предположение неуверенность).
Какой вывод можно сделать? ( вводное слово изменяет смысл предложения).
В) На уроках литературы вы изучали поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри», в которой автор " пользуется вводными словами довольно активно. Прочитайте выразительно отрывки из поэмы, покажите, какую смысловую нагрузку несут вводные слова
Ребята, вы обратили внимание, как оформляются вводные слова на письме? (выделяютсязапятыми). Сравните, пожалуйста, прочитанные предложения с этим:
Казалось мне,
Что я лежу на влажном дне
Глубокой речке.
Тот край, казалось, мне знаком.
(М.Лермонтов)
(В 1-м предложении слово казалось - сказуемое, обозначает действие, а во 2-м слово казалось - вводное, обозначает предположение, неуверенность).
Упр. 4. Ребята, прочитайте текст. В чем трудность? ( пропущены буквы и знаки препинания). Вставьте карандашом пропущенные буквы и знаки препинания, подготовьтесь к выразительному чтению, т.е. при чтении выделяйте интонационной паузой вводные слова Чтобы вам было легче подчеркните их, определите, какое значение они передают.
Ребята, о чём текст, определите его тему. А основная мысль? Объясните значение вводных слов. В чём особенность произношения вводных слов к сожалению, конечно. Запишите одно предложение из текста, правильно поставьте знаки препинания.
Упр. 5 А теперь немного поиграем. Игра называется «Я учитель». 1. Вам нужно найти предложения, где неверно поставлены знаки препинания.2. Найдите предложение, где вводное слово употреблено к месту всего один раз:
В февралю мне, конечно, исполнилось 14 лет, а через год мне, так сказать, будет 15. Я, значит, люблю собирать радиоприёмники, умею, одним словом, их исправлять. После школы я, конечно, пойду в радиотехникум.
Ребята, что вы посоветуете своим ученикам? (Нужно правильно употреблять вводные слова, т.к. неоправданное употребление вводных слов говорит о неграмотности человека, его некультурности).
Подведение итогов: Ребята, чему вы научились на нашем уроке? Где пригодятся вам знания, полученные на уроке?
Оценки. Д/з 1. Выписать 5 примеров с вводными словами из «Капитанской дочки» Пушкина 2. Сочинение миниатюра с введением вводных слов «Вот и солнце встает...»