Использование народного фольклора в музыкально — эстетическом воспитании


МБДОУ детский сад № 56

Выступление на родительском собрании
в средней группе «Колобок»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Куевда Е.Ю.
г. Новочеркасск
2014 – 2015 уч. г.
Слайд 2
Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.
Природа, быт, нашли широкое отражение в музыке народной. С помощью народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Знакомство с русским фольклором необходимо для того, чтобы сохранить национальные традиции, духовные ценности нашего народа.
Слайд 3
Русские народные мелодии вызывают положительные эмоции у детей, малыши правильно реагируют на весёлую музыку, начинают прихлопывать на весёлую, затихают на колыбельную музыку. Поэтому я использую колыбельные, потешки, шутки, пестушки, народные песни, танцы, игры, хороводы на занятиях, праздниках, развлечениях и в индивидуальной работе с детьми.
В своей работе большую роль уделяю знакомству детей с народным фольклором.
Слайд 4
Что же такое фольклор? Ответы родителей
Фольклор – устное творчество народа.
Музыкальный фольклор - музыкальное и устное творчество русского народа.
Музыкальный фольклор – это уникальная, самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как значительный фактор духовности преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.
Слайд 5 Фотографии музыкального занятия, матрешки, игра на ложках…
Сфотографировать матрешку, скомороха.
Произведения русского музыкального творчества разнообразны, просты, образны, мелодичны – поэтому дети их быстро усваивают. На занятиях с детьми использую образ матрешки, скомороха, бабушки – загадушки. Эти герои предлагают детям загадки, знакомят и учат играть их на музыкальных инструментах, приглашают в хоровод или на танец, играют с ними в народные игры. На музыкальных занятиях звучит многообразная народная музыка, которая сопровождает разучивание танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр: например, « Танец матрешек», «Ах, вы сени», «Барыня», «Из - под дуба» и т. д. Разнообразие мелодий обогащает музыкально – ритмические движения детей, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь.
Музыкальные занятия способствуют развитию умения ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, уважать и понимать друг друга. Но приобщение, или другими словами, знакомство детей с народным искусством происходит не в полной мере без вас, родителей, без вашего участия. И сейчас я хочу подробней остановиться на некоторых жанрах русского фольклора, которые вы можете использовать в повседневной жизни ваших детей, в режимных моментах, в игровых ситуациях, на праздничных мероприятиях, которые проходят у вас дома. Дети очень любят играть. Поэтому начну я с русских народных игр
Слайд 6. Русские народные игры.
Народная игра – самый «лёгкий» вид деятельности. Дети получают удовольствие от процесса игры, вступают в игру без опасений и боязни. Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я».
Слайд 6.
Следующий жанр русского фольклора – Сказки
Сказка – это кладезь народной мудрости, она воспитывает детей интеллектуально и нравственно, а также оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
 Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на ее основе у детей развивается мышление и воображение. В процессе чтения сказки перед ребенком раскрывается все великолепие и богатство русского языка. Дети приучаются замечать красоту родного языка, постепенно осваивая его, обогащают свою речь образными выражениями и литературными оборотами. 
Сказка помогает расширить словарный запас малыша, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь дошкольника становится более эмоциональной, образной, выразительной. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.
Слайд 7
Ну и еще один из жанров народного фольклора. Русская народная песня
Русская народная песня обогащает детей, развивает речь, пополняет словарный запас новыми эпитетами, поэтическими оборотами. Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые детям слова (например, коромысел, сенички, грать) они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а верно понять смысл таких слов, быстро находят им синонимы.
Дети любят петь, потом охотно, с удовольствием, выражают свои чувства. Пение развивает музыкальный слух, память, чувство ритма, Мышление координацию движения с текстом, расширяет общий музыкальный кругозор. Наша с вами задача, сделать так чтобы дети полюбили народное творчество, с интересом принимали участие во всех праздниках, которые будут построены на основе вышеперечисленных жанров народного фольклора.