Конспект урока по письму на тему: Дифференциация Д-Т Руководитель: Гарипова Г.А.


Этап работы Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент

Вот звенит для нас звонок
Начинается урок
Ровно сели, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
-Здравствуйте, ребята, сегодня урок письма у Вас буду вести я. Меня зовут Алина Фидаилевна. Садитесь.
-Итак, ребята, все готовы к уроку?
-Хорошо.
Учащиеся внимательно слушают и садятся.
-да
Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока -Ребята, а сегодня у нас в гостях гномик, у него в мешке куча загадок и ему нужно их отгадать. Но он один не справится, поможем ему?
Загадки
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
- Назовите первый звук в слове «дерево». Дайте ему характеристику.
-Какой буквой он обозначается на письме.
-Молодцы! А теперь вторая загадка.
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать,
Что такое я?
-Как мы должны писать в тетради?
-Назовите первый звук в слове « тетрадь». Дайте ему характеристику.
- Назовите букву, которой обозначается этот звук на письме
-Все верно, ребята! Вы оказывается хорошо отгадываете загадки.
- Сравните звуки [д ] -[ т ]
- звук[ д] звонкий согласный, а звук [т] глухой согласный.
-Сделаем зарядку для язычка. Разучим скороговорку:
Денис без дела не сидел-
Он целый день конфеты ел.
-Скажите, а можно ли целый день есть конфеты? Почему?
-Какой звук чаще других встречается в скороговорке?
- Назовите пару по глухости- звонкости
-О каких звуках и буквах мы будем говорить сегодня на уроке?
- И сегодня на уроке мы вспомним парные звуки [д]-[т]. -да
(Дерево)
(Согласный, мягкий, звонкий).
(Д,д)
(Тетрадь)
(Согласный, мягкий, глухой).
.(Т,т)

(д)
(т)
Формирование умений и навыков
1) значение звуков
2)письмо слов по схеме
3)чтение и анализ слов
-физкультминутка
4)Вставление пропущенных букв
Мы закончили с вами Пропись № 2 и переходим к Прописи № 3. Откройте стр. 4.
- Что означает красный колокольчик над буквой Д?
- Буквы д – звонкие или глухие?
- Почему нет колокольчика над буквой т?
- Определите , звуки т и т – звонкие или глухие?
-Ребята, посмотрите слово Дима. Звук [Д] какой?
Правильно звонкий, а теперь вместо звонкого звука [д] подставьте глухой звук [т]. Какое слово получится?
Правильно, Тима. Давайте вместе произнесем слово «Тима». Запишите.
Слово «тело», какой звук [т] здесь?
Правильно, согласный, глухой, мягкий. А теперь так же звук [т] замените на звук [д]. Что получится?
Правильно, слово «дело». Давайте вместе произнесем это слово. Запишите
-Ребята, а теперь давайте попробуем в следующем слове звонкий звук [д] заменить глухим [т].
-Итак, какое слово получилось?
-И если мы заменим, то какое слово у нас получится ?-Правильно, слово «тома».
-
-Запишите.
-Следующий, кто так же попробует ?-Итак, какое слово?
-Какая тут первая согласная в слове «тенёк»?
Правильно, глухая, а нам нужна звонкая, значит, какой звук нам нужно поставить?
-И какое слово у нас получится?
-Правильно, слово «денёк».
-А теперь давайте запишем все слова, которые у нас получились.
- Сели прямо, ноги вместе,
 Под наклон возьмём тетрадь.
 Левая рука на месте,
 Правая рука на месте,
Можно начинать писать!!!
-Ребята, посмотрите на следующую строчку, прочитаем слова. Что мы можем сказать об этих словах?
-А мы можем их поделить на две группы?
-Как? Какие две группы у нас получатся? В первой группе слов мы слышим звук [д], а во второй [т].
-Прочитаем слова со звонкой [д]. По очереди, начиная с первой парты.
Правильно, а теперь давайте запишем эти слова.
-Теперь давайте разберем слова с глухой [т]. Давайте прочитаем, какие это слова. На ком остановились?
-Запишем их. Сидим красиво, спинки выпрямили. Тетради правильно положили. Когда пишем, диктуем себе.
-Ребята, вы, наверно, уже устали давайте сделаем физкультминутку, немножко отдохнем.
-Ребята, пока предложения к Вам бежали они растеряли буквы д и т. Поможем им?
-Посмотрите на страницу 5.
Вспомним, если мы видим красный колокольчик, нужно писать букву, обозначающую ( звонкий согласный звук). Эта буква (д). Если колокольчика нет, нужно вписать букву, обозначающую ( глухой согласный звук). Это буква (т).Если мы видим две горизонтальные линии, нужно вписать ( заглавную букву).
-Подставляем буквы.
- Прочитаем первое предложение. .Как его можно назвать по – другому. (Пословица)
-Объясните ее смысл.
-Молодцы!
-Внизу даны предложения. Прочитаем первое предложение.
-О ком предложение?
-Сколько слов в предложении?
-Как напишем первое слово?
-Что поставим в конце?
А теперь пишем над этим предложением, это же предложение.
-Над звонкими согласными поставьте красную точку. Сколько звонких звуков?
-Прочитаем второе предложение.
-О ком предложение?
-Сколько слов в предложении?
-Как напишем первое слово? А имена?
-Что поставим в конце?
Пишем это же предложение внизу. Не забываем правило посадки при письме. Сидим правильно.
-Молодцы! -звонкий.
-Тима.
-дело
-тома.
-тома.
-тенёк
-глухая.
-[д].
-денёк
-у всех есть звуки [д] или [т].
-да.
[д] и [т].
дом, Дима, люди,
туман, Таня, трактор, утята
-да.
Сделал дело – гуляй смело.

-На сосне сидит дятел.
-О дятле.
-4
-С заглавной буквы
-точку
-Надя и Лида с мамой на реке.
-О девочках.
-7
-С заглавной буквы. С заглавными.
-точку.
Итог урока
V. Рефлексия -Ребята, а Вам понравился урок?
-А что Вам именно понравилось?
-А что запомнилось?
-Так, если урок понравился, и вы все поняли закрасьте дерево зеленым цветом, а если не понравился и были трудности – красным цветом.
-Ребята, Вы сегодня все хорошо поработали, спасибо Вам за урок. До свидания. Физкультминутка по мере утомляемости.