Реферат «Модель воспитания личности, готовой к самореализации»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 города Свирска
Реферат
Тема
«Модель воспитания личности,
готовой к самореализации»Выполнил:
Учитель физики, кл. руководитель 5 класса
Клюева Т.П.
2014г.
г. Свирск
Содержание
I. Введение
II.Основная часть
2.1 Понятия социализации и самореализации.
2.2 Переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности
2.3 Работа с детьми: путь проб, ошибок, счастливых открытий
2.4 Новая школа – новая образовательная среда и ее актуальные задачи.
2.5 Мониторинг социальных педагогических условий.
2.6 Модель личности, готовой к самореализации
2.7 Портрет выпускника начальной и основной школы по ФГОС
2.8 Реализация ФГОС и Концепции духовно –нравственного развития и воспитания личности гражданина России на базе МОУ СОШ№2 г. Свирска.
III.Заключение
IV.Список используемой литературы
Список используемой литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.М.: Просвещение, 2010.
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личгости гражданина России/ Авт. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:Просвещение, 2011.
Концепция воспитания детей Иркутской области. – Иркутск, 2013
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №2 г. Свирска, 2012.
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ №2 г. Свирска, 2012.
Программам развития процесса воспитания общего образования МОУ СОШ №2 г. Свирска, 2012.
Стефановская Т.А. Классное руководство: Функции и основные направления деятельности: уч. пособ. для студ. выс.уч. зав. М.: Изд-во Центр «Академия», 2006.
Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников
Моделирование воспитательной системы образования учащихся; метод. рекомендации по проведению курсов повышения.: Изд-во Иркутск, 2007
Ресурсы Интернет
«Воспитание достигло своей цели,
когда человек обладает силой и волей
самого себя образовывать
и знает способ и средства,
как это осуществить»
(Адольф Дистервергнемецкий педагог-демократ)
I. Введение
«Модернизация российского общества требует развития человеческого потенциала, генерации нового поколения россиян: людей с новым мышлением, современным стилем поведения и новой мотивацией, способных жить и работать в условиях все более усложняющихся общественных, экономических и политических отношений. Успешное становление такого человека, его личности происходит в конкретной социокультурной среде, в рамках исторического и социального контекста мирового, регионального и локально-территориального развития, которое сопровождается глобализационными процессами: возрастающей взаимосвязью, сближением разных стран и народов, массовой миграцией населения, нарастающими масштабами созидательной материально-предметной и духовной деятельности современного общества, его информатизацией и всевозрастающими коммуникационными процессами… Проблемы воспитания подрастающего поколения находятся под пристальным вниманием руководителей нашего государства и правительства. В.В. Путин утверждает: «Если мы не восстановим базовые ценности, то никакие экономические меры не принесут результата». (3)
В течение десятилетий российская политизированная педагогика утверждала, что воспитание, воздействие на человека извне едва ли не всемогуще и может даже переделать его природу. Не принимались в расчет ни внутренняя активность ребенка, ни его потребности и способности к творческому саморазвитию, самосовершенствованию. А ведь именно эти факторы современная гуманистическая педагогика активно использует в образовании. Кроме того, выпускники школы должны быть подготовлены к новым общественным, рыночным отношениям: обладать самостоятельностью, предприимчивостью; быть социально защищены, нравственно стойки, закалены, чтобы противостоять всякого рода отклонениям, соблазнам в окружающей жизни; подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; здоровы физически и психически. Для выполнения этих задач школа очень нуждается в надежных образовательных технологиях, готовящих личность новой формации. И такая технология есть –это технология саморазвития личности школьника Селевко Г.К.
«Успешность адаптации личности в современных условиях определяется главным образом тем, в какой мере она способна к самоизменению в соответствии с изменяющимися обстоятельствами: постоянному обновлению знаний, производственных навыков, ориентаций и установок.»(8)
Вот почему формирование у детей способности к творческому саморазвитию становится в современных условиях важнейшей воспитательной задачей.
Именно школа должна стать сосредоточением не только интеллектуальной, но и гражданской, духовной и культурной жизни обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Новые образовательные стандарты при этом играют определяющую роль в формировании новой системы ценностей и ценностных ориентиров. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. (3)
Для решения проблемы творческого саморазвития личности школьников можно применять различные способы, методы, приёмы, подходы. В моём реферате я не затрагиваю все возможные подходы к решению проблемы саморазвития личности, а только рассмотрю способы и методы, которые применяются и используются в нашей школе. Исходя из вышеизложенного, тема моего реферата следующая: "Модель воспитания личности, готовой к самореализации".
Цель работы: доказать, что самореализация личности школьника возможна через организацию урочной и внеурочной деятельности.
Объектом исследования является творчески саморазвивающаяся личность, а предметом –организация внеурочной деятельностии вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования
Для того чтобы добиться цели исследования, поставлены следующие задачи:
- изучить состояние проблемы в литературе и практике;
- обобщить и систематизировать найденный материал;
- описать опыт работы по решению данной проблемы.
Методы исследования:
диагностика;
мониторинг
II. Основная часть
2.1 Понятия социализации и самореализации
Познание – основа развития личности. Сегодня самая большая опасность, подстерегающая наше общество, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Как спасти человека? Как сберечь человеческое в человеке?
Свободное удовлетворение всемогущей жажды познания – основа развития личности.
ХХI век объявлен ЮНЕСКО «веком образования». Знания, культура, воспитанность и интеллигентность должны стать приоритетными в жизни человечества.
В свете новой философии образования рассматривается: не “лепить”, а развитие творческого потенциала, оберегая в ребенке индивидуальное, самобытное, опираясь на его природу.
Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития. Или другими словами, преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально - нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения.
Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны.
Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – это не просто усвоить сумму знаний, сведений, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.
Общество заинтересовано в том, чтобы человек успешно овладел ролью мужчины или женщины, создал прочную семью, мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни, был законопослушным гражданином.
Социализация, как процесс становления личности несет в себе широкие социальные влияния средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи, а также спонтанные проявления – изменения оценок, взглядов, суждений.
Процесс социализации имеет личностный характер, он постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.
Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности или взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность реализации признавалась и одобрялась уважаемыми людьми.
Самореализация может иметь разнообразные формы. Быть ценной, социально полезной, социально приемлемой , а также асоциальной или антисоциальной.
Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом или процессом самореализации.
Школа должна видеть свою цель не только в формировании системы знаний, умений и навыков, но в становлении готовности личности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско - правовой, трудовой сферах деятельности. Школа должна стараться создать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни детей.
2.2 Переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности
Традиционное образование – это образование информационного, эмпирического типа, в основе которого преобладают знания, умения и навыки учащихся. Специфика современного образования – ориентация на всестороннее развитие личности и гуманизация. Именно высоко-духовная и интеллектуально развитая личность способна конструктивно участвовать в решении глобальных проблем человечества: надвигающейся экологической катастрофе, политическом, экономическом кризисе, нравственной деградации общества.
Нельзя отрицать того факта, что “старая” школа в нашей стране давала прочные знания и умения, и имела стабильную и результативную систему обучения. Кроме того, школа успешно решала задачу равного образования для всех. Однако не стоит забывать, что становлению личности в системе традиционного образования препятствовали жесткая идеология и абсолютный регламент основного ядра знаний, подлежащего усвоению. Мешал авторитарный дух системы.
Сегодня нужна переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности. Такой подход к школьному образованию предоставляет возможность создания нетрадиционной системы воспитания личностного развития и самосовершенствования.
Для того, чтобы достичь самореализации каждого члена общества необходимо расширить сеть взаимодействий внутри семьи, между семьями, районами, городами, то есть насытить потребности в общении. Для этого необходимо расширить доступ населения к информационным ресурсам, поскольку сравнение себя с другими, проникновение в широкий мир заставляет человека познавать самого себя, повышает интерес человека к своим истокам.
Цели и задачи переориентации
Главная цель – воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Главные задачи:
научить мыслить (развитие интеллекта);
воспитание чувств (формирование нравственных отношений);
здоровье (физическая закалка).
Научить мыслить:
- развитие мыслительных способностей обучающихся;
- формирование познавательных интересов;
- раннее выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и
способностей детей;
- выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
Воспитание чувств:
- научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным национальным и
общественным ценностям;
- формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе, Роди
не;
- индивидуальное воспитание характера каждого с учетом природосооб-
разности и с помощью программы духовного и нравственного самосо-
вершенствования;
- развивать коммуникативные качества личности.
Здоровье:
- физическая закалка детского организма;
- систематическое занятие физкультурой и спортом;
- квалифицированная диспансеризация детей;
- постоянный медико-психологический контроль.
Развитие – это не просто рост, это изменение, при котором количественные усложнения переходят в качественные.
Термин “развитие” применим к нравственности человека. Нравственное развитие – сложный интегрированный процесс, элементы которого касаются целостной личности.
Нравственное развитие – это не выработка отдельных качеств личности (честности, ответственности, совестливости), а развитие целостного качества, базирующегося на эмоционально-волевой сфере личности. Нравственное развитие, как процесс внутренний, находит свое отражение в деятельности и общении ребенка, в понимании себя как носителя нравственности, в изменении характера отношений ребенка к другим людям, к себе, к явлениям общественной жизни, к действительности. Характер отношений проявляется в эмоциональных переживаниях, адекватном поведении, в соответствии сознания и поведения.
Процесс нравственного развития обусловлен природным потенциалом индивидуума и поэтому глубоко индивидуален.
Фактором нравственного развития являются эмоционально-ценностные отношения, в которые включена личность. Субъективность среды есть потенциал для дальнейшего нравственного развития личности.
Я рассматриваю давно утвердившееся в традиционной педагогике положение о том, что воспитание является решающим фактором в нравственном развитии личности, ибо придерживаюсь той точки зрения, что именно воспитание стимулирует нравственное развитие ребенка.
Целевые ориентации.
Можно выделить четыре уровня образовательно-воспитательных целей:
цели государственной образовательной политики;
региональные социально-воспитательные цели;
цели развития данного учреждения образования;
цели, как планируемые результаты развития личности обучающегося.
Цели высшего уровня – это цели государственной образовательной политики.
Они определены во многих документах (Закон РФ “Об образовании”, “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Концепции воспитания детей Иркутской области»):
формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;
формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;
разносторонне развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.
Второе место в целях воспитания отводится ориентации на национальную культуру как среду, способствующую духовному и нравственному развитию ребенка. При этом семья играет приоритетную роль в воспитании детей.
Третий уровень целей касается средств и способов воспитания их определяет (выбирает) конкретная школа, отдавая предпочтение тому или другому средству или создавая комплексную программу развития:
включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм;
формирование доминанты саморазвития и самосовершенствование личности;
развитие какой-либо субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культурно-творческого процесса;
приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников; к традициям и народным ремеслам;
включение школьников в современные формы хозяйствования (участие в создании технических и коммерческих программ);
организация культурно-досуговой деятельности в среде и др.
Цели воспитания как планируемые результаты развития личности воспитанника отражаются в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения как определенная комбинация вышеперечисленных целей. В докладе ЮНЕСКО “В новое тысячелетие” они сформулированы так:
научить учиться;
научить жить;
научить жить вместе;
научить работать и зарабатывать.
«Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».(2)
2.3. Работа с детьми: путь проб, ошибок, счастливых открытий
«Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого» Э. Кант
Цели:
Создать и поддерживать у учащегося доминанту на самосовершенствование, на осознанное и целенаправленное улучшение личности самой себя.
Помощь в самоопределении, саморазвитии, т.е. должны быть созданы условия для развития учащегося как личности.
Развивать познавательные интересы через соответствующую организацию внеклассной работы.
Задачи:
Помочь школьникам найти, осознать и принять цели и содержание школьного обучения.
Ознакомить с практическими приемами и методами своего духовного и физического роста.
Воспитание успешно, если оно системно. С одной стороны, это – система психолого-педагогическая, и влияет она на обучающихся не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы). Но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках школы).
Главный критерий эффективности системного воспитания личности – развитие личности учащегося.
Родители доверяют нам самое ценное - детей, свою надежду, своё будущее.
Мы воспитываем из детей - завтрашних людей, и в силу этого обязаны проектировать качества наших воспитанников, прививать им лучшие черты личности, взгляды и привычки, нормы и навыки поведения.
Воспитание направляется не только на творческое развитие и обогащение интеллекта, но и на формирование благородных моральных и эстетических качеств – готовности отдавать свои знания людям, трудолюбия, чувства красоты в природе и в общественной жизни.
Для всестороннего развития человека особенно важно единство труда и интеллектуальной жизни. Атмосфера творчества, исследования – важная черта коллектива. Формирование воспитания влияния коллектива на личность зависит от того, чем и как живет коллектив.
От педагога зависит, чем станет сердце ребенка – нежным цветком или засохшей корой. Заветная мечта – чтобы сердце учащегося было чувствительным, чтобы откликалось к каждому слову. Учитель – благороднейшая и труднейшая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу.
Взаимное уважение и согласие, доброжелательность, сердечность, дружелюбие – вот то моральное богатство, которым нужно дорожить и на котором нужно строить наши отношения с детьми. Чтобы узнать каждого нужно начинать с описания состояний, которые предшествуют его возникновению и способствуют его развитию.
2.4 Новая школа – новая образовательная среда и ее актуальные задачи.
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Что же такое Новая школа:
- это школа где будет создана творческая среда для выявления особо одаренных ребят, где будет обеспечиваться успешная социализация каждой личности.
- это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, с новым мышлением, мобильными, непрерывно работающими над повышением своего мастерства. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
- это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.
Это означает, что облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Отсюда вытекают требования, предъявляемые к современной школе.
- от знаниевой парадигмы обучения к парадигме развития, самоопределения и самореализации личности.
- от отрицательных мотивов избегания неприятностей к комплексной положительной мотивации успеха.
- от знаний, умений и навыков к формированию личностных и предметных компетенций.
- от традиционных методик преподавания к современным образовательным технологиям.
- от организации школьного пространства к созданию комфортной мотивационной образовательной среды, обеспечивающей активность и успех каждого ребенка.
- от традиционных отношений «преподаватель-ученик», «преподаватель -родитель» к отношениям сотрудничества, партнерства всех субъектов образования.
- от качества образования к качеству жизни в стенах и за пределами школы.
Какой же быть школе, учитывая специфику учебного заведения, в современных условиях? Как соотнести традиционное и новое?
Перед школой в настоящее время стоят следующие актуальные задачи.
1.Создание благоприятных условий, гарантирующих реализацию образовательных программ в полном объеме;
2.Формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов,
3.Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;
4.Формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;
5.Разностороннее развитие учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей, умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.
Чтобы осуществить цели и задачи, поставленные пред новой школой, нужно создать социально-педагогические условия.
Современные требования к условиям предоставления образования.
Первое условие (педагогическое) – создать творческую среду учреждения, которая рассматривается как пространство деятельности, создаваемое в учреждении, основной ценностью которого является творчество, влияющее на характер взаимодействия педагога и ученика, а также систему социальных, культурных, материальных условий, необходимых для самореализации личности.
Компонентами творческой среды в учреждении выступает образовательный процесс, характеризующийся вариативностью, ситуацией выбора и успеха, ориентированный на создание индивидуальной образовательной траектории.
Второе условие (социальное) – разработать комплекс образовательных программ в отдельных направлениях, обеспечивающих вариативность образовательного процесса, создающего ситуацию выбора в процессе самореализации одаренного ученика, что повышает эффективность социально-педагогической поддержки.
Третье условие (педагогическое) – разработать методическое сопровождение социально-педагогической поддержки самореализации одаренных детей в дополнительном образовании, которое рассматривается как постоянная помощь методической службы педагогам, направленная на совершенствование социально-педагогической поддержки посредством повышения их профессиональной компетентности.
Четвертое условие (педагогическое) – сформировать положительное отношение педагога к ученику. На это обстоятельство обращается внимание практически во всех концепциях гуманистического образования и воспитания. Для педагога положительное отношение взрослого к ребенку – это атмосфера, которая демонстрирует: «я забочусь о тебе», а не «я буду заботиться о тебе, если ты будешь вести себя так-то и так-то». Положительное отношение педагога к каждому своему воспитаннику возможно лишь при наличии веры в ребенка, в его силы и способности.
Если упустить из вида этот момент, то это влечет за собой отрицательные социальные последствия:
Выпускники школ показывают низкие результаты при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения, несоответствие итоговых оценок по предметам результатам ЕГЭ.
Снижается результативность участия школьников в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах.
Наблюдается рост правонарушений среди подростков.
Недостаточный уровень востребованности выпускников.
Выходит социально неадаптированная личность. Часть выпускников не может творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования.
Качество образования в полной мере не удовлетворяет запросы родителей
2.5 Мониторинг социальных педагогических условий.
Для выявления и создания условий, необходимых для организации планомерного процесса в учебном заведении, среди обучающихся можно провести мониторинг социально-педагогических условий по следующим вопросам:
1) В школе созданы условия для качественного обучения?
2) Учителя относятся с уважением к личности ученика?
3) Школьники чувствуют поддержку учителя, заинтересованность в их успехах?
4) Создана атмосфера комфорта в классных коллективах и школе в целом?
5) Школа заинтересована в совместном сотрудничестве с родителями?
6) Школьники не задумываются над возможностью обучаться в другой школе?
7) Учителя заинтересованы в результатах своего труда?
8) Учителя уважительно относятся друг к другу?
9) Наиболее типичные состояния на уроках (безразличие, заинтересованность, усталость, сосредоточенность, волнение)?
10) Помогает ли учебное заведение заботиться о вашем здоровье?
Результатом нашей работы должен стать достойный уровень качества образования наших выпускников.
Желаемый образ – модель выпускника, выполняющего следующие социальные роли:
· семьянина, который чтит мать и отца, бабушек и дедушек, заботится о них и о других членах семьи;
· ученика, умеющего учиться, хорошо и много читающего, понимающего, что учиться придется всю жизнь и поэтому необходимо овладевать приемами самообразования;
· труженика – осознающего в труде свой долг, источник благополучия семьи и процветания России;
· гражданина – патриота, интернационалиста, борца за процветающую демократическую Россию;
· ценителя и творца прекрасного;
· приверженца здорового образа жизни.
Таким образом, модель выпускника рассматривается как стандарт, соединивший представления государства, педагогов, учащихся и родителей о наиболее значимых качествах личности.
2.6 Модель личности, готовой к самореализации
Необходимые качества личности:
активность,
самостоятельность,
умение делать осознанный выбор,
ответственность.
Основное содержание воспитывающей деятельности:
развитие у воспитанника способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых проблемных ситуаций, конструировать представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность.
Системно-деятельностный подход:
Главное - не информированность воспитанника, а приобретение опыта в разрешении проблем в следующих ситуациях:
*в познании и объяснении явлений действительности;
*
При освоении современной техники и технологии;
*
Во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;
*
В практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя и т.д.;
*
В правовых нормах;
*
При выборе профессии и оценке своей готовности к обучению;
*
При необходимости разрешать собственные проблемы.
Потребность в самовыражении
189166527940В личностном росте
Пирамида потребностей А. МаслоуТипы технологий субъектной самореализации личности в воспитывающей среде образовательного учреждения
(Е.И. Тихомирова, доктор педагогических наук, зав. лабораторией субъектной самореализации и инновационных технологий, Самарский государственный педагогический университет doktorEVG@rambler.ru)
технологии интеллектуальной успешности;
технологии деятельностной компетентности;
технологии эмоционально-коммуникативного взаимодействия;
технологии креативного разнообразия.

1. Знание себя и своего личностного потенциала.
2. Приобретение навыков успешной реализации этого личностного потенциала.
«Научиться реализовывать свою уникальность, получая и моральное удовлетворение, и финансовое обеспечение – одна из важных жизненных задач».
Образовательные технологии, формы
1
Портфолио;
Групповое и индивидуальное проектирование, исследование;
Арт-технологии (коллажирование, работа с малыми стихотворными фор мами, изготовление различных кукол, маски и др.); Технологии развития критического мышления и рефлексии;
Технология командного взаимодействия;
Дискуссионные технологии;
Деловые игры;
Проведение публичных экзаменов;
Образовательные путешествия;
Технологии саморазвития;
Тренинги, практикумы.
Система занятий (практических упражнений), направленных на развитие готовности к самореализации
 
Задачи занятий с подростками:
- развитие навыков конструктивного общения;
- выработка успешного поведения;
- развитие потенциала личности;
- освоение технологии достижения намеченных целей.
Модуль 1 - «Самопознание» - упражнения, позволяющие подросткам определить, насколько хорошо они себя знают.
Упражнения: «Мой образ», «Кто Я?», «Мои суждения» и др.
Модуль 2 - «Как достичь цели» - упражнения на осознание подростками собственных мотивов достижения целей, знакомство с основными составляющими и шагами достижения цели.
Упражнения, практикум: «Мотивы достижения цели», «Через два года», «Выйди из круга», Составление программы достижения цели.
Модуль 3 - «Самопринятие. Самоодобрение. Позитивное мышление» - посвящен аспектам внешней и внутренней привлекательности, поиску собственного жизненного сценария, своей «зоны прочности». Особое внимание уделяется анализу отношения к своим успехам и неудачам, приемам работы с мыслью. С этой целью предлагаются упражнения, позволяющие слышать и чувствовать свое внутреннее «Я».
Упражнения: «В лучах солнца», «Идеальный образ», «Два варианта», «Мои цели», «Зона прочности»
Модуль 4 – «Технологии успеха».
Упражнения: диагностика уровня притязаний, «Советы успешного человека», «Мои барьеры в достижении успеха», «Каким нужно быть?», «Организованность и достижение успеха», «Распределение времени», «Планирование достижений», «Лестница достижений».
2.7 Портрет выпускника начальной и основной школы по ФГОС
Портрет выпускника начальной школы Портрет выпускника основной школы
                 любящий свой народ, свой край и свою Родину;  
                 уважающий и принимающий ценности семьи и общества; 
                 любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
                 владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
 
                 готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;  
                 доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;
                 выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
  любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;  
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; 
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; 
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;  
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; 
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; 
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;  ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
 
 
2.8 Реализация ФГОС и Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России на базе МОУ СОШ №2 г. Свирска.
МОУ Средняя общеобразовательная школа №2 города Свирска является пилотной площадкой введения ФГОС. По новым стандартам обучаются дети первой ступени обучения (1-4 классы) и дети второй ступени обучения (5 -6 классы).
В школе 100% реализация учебного плана, как школьного компонента, так и компонента, формируемого учебным образовательным учреждением. В этих классах введена внеурочная деятельность по следующим направлениям: спортивно – оздоровительное, духовно - нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
В пятом классе введены такие кружки: «танцы», «грация», «шахматы», «учусь учиться», «здоровый ребенок – успешный ребенок», «экология родного края», «книгочей», «учусь социальному партнерству», «добрая дорога детства», «рукоделие». В классе обучается 22 человека, из них посещают кружки 15 человек, многие дети посещают два и более кружка. Кроме этого дети посещают другие учреждения дополнительного образования: 3 человека учатся в музыкальной школе, 2 человека учатся в художественной школе, 3 человека посещают занятия в СЮТ, 1 человек посещает танцевальный кружок на базе ДК, 6 человек посещают секцию по волейболу и баскетболу на базе ФОК. Обучающиеся класса принимают активное участие во всех классных и общешкольных мероприятиях: посвящение в пятиклассники, юбилей школы, день учителя, новогодние праздники, смотр песни и строя ко дню защитника Отечества, конкурсы рисунков на различные темы. Также принимают участие в дистанционной всероссийской олимпиаде «Олимпус». Кроме этого проводятся классные мероприятия: анкетирование по определению возрастного потенциала, тестирование по определению отношения к разным видам деятельности, классный час – размышление «Кто я такой», «Надо ли хорошо учиться?»
III.ЗаключениеОсновная задача школы на сегодняшнем этапе заключается в слиянии обучения и воспитания детей в единое целое. Содержание воспитания должно соответствовать содержанию обучения и наоборот. Из школы должны выходит выпускники высокообразованные, высоконравственные, творческие, компетентные, способные применить свой ум, потенциал в жизни, способные самореализоваться в жизни.
Реализация данной модели, модели воспитания личности, готовой к самореализации, позволит решить основные задачи в области воспитания. Эти задачи прописаны в основных документах (Конституция РФ, Закон об образовании, ФГОС, Концепции). Модель позволяет через урочную и внеурочную деятельность самореализоваться , т.е создает условия, для реализации личности и всех её природных возможностей.
«Дать каждому ученику
правильное воспитание
и тогда каждый займёт
своё правильное место
в жизни»
М. Лайтман.