Рабочая программа по элективному курсу «Право»


Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Право» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, основной образовательной программой основного общего и среднего общего образования МАОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 7», а также в соответствии с использованием авторской программы А.И. Матвеева по праву (профильный уровень, 10 -11классы) к линии учебников по обществознанию, разработанных в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под руководством академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Л. Н. Боголюбова, (Боголюбов Л. Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации / Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы – М.: Просвещение, 2011
Программа составлена на 1 года обучения.
Содержание рабочей программы отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «Обществознание» в старших классах. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения с учетом необходимой адаптации для обучающихся общеобразовательной школы. Изучение права на средней общей ступени образования призвано создать условия для общей ориентации будущего выпускника в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Курс позволяет получить достаточное представление об условиях формирования личностного правового пространства, а также об условиях проживания в окружающем социуме в параметрах культуры безопасного поведения(правовой аспект).
Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: элементарная правовая компетенция, социальные навыки, умения, совокупность моральных и правовых норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Право» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной и собственно правовой информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации правоприменительной практики; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социально-правовой практике.
Изучение данной Программы направлено на создание образовательного модуля, предполагающего:
1.Развитие личности, ориентированной на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя, полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профильной склонности.
2.Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.
3.Освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права.
4.Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профильного образования.
5.Формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Перед курсом не ставится задача профессиональной подготовки обучающихся. Одна из его главных целей - формирование углубленного интереса к праву, создание основы для становления правовой компетенции выпускников и оказание помощи в осознанном выборе модели дальнейшего профессионального образования. Программа курса «Право» обеспечивает на уровне средней школы углубленное изучение основ юриспруденции, знакомит ретроспективно будущих выпускников с особенностями содержания современного юридического образования, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности.
Обоснование выбора учебника: Данный выбор обусловлен использованием возможностей федерального компонента по индивидуальному подходу к построению рабочих программ на принципах дифференциации, вариативности и самостоятельного определения содержательного и ресурсного наполнения каждым образовательным учреждением. Именно поэтому данная программа предусматривает использование программы по праву А.И. Матвеева и учебник под редакцией авторов: Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева, Е.А.Лукашевой, Т.Е. Абовой в связи с актуальным вариантом содержательной части данного курса, так как он полностью отвечает методическим рекомендациям о преподавании учебного предмета «Право» в условиях перспективы внедрения Стандартов нового поколения и ориентирован на обеспечение личностной ориентации образовательного процесса, социального заказа участников правоотношений в сфере образования. Содержание основного общего образования по праву представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в условиях построения его гражданского формата, положение человека в обществе в его правовых параметрах, правовое регулирование общественных отношений.
Элективный курс по праву представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку, планирование результатов освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Структура рабочей программы соответствует Положению о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лянторская средняя общеобразовательная школа №7».
2. Планирование результатов учебного предмета
11 класс
Обучающийся должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска, первичного анализа и использования правовой информации при обращении в надлежащие органы за помощью; анализа норм права с точки зрения конкретных условий их реализации.
Курс«Право»(11класс)интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на обучающихся данного возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке в рамках формирующегося правового пространства, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, в результате изучения права будущий выпускник должен
знать/понимать:
Систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии.
уметь:
Характеризовать: право как элемент культуры общества; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательные и законодательные процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти.
объяснять:
Происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования.
Формы (источники) права, субъекты права; виды судопроизводства;
приводить примеры:
правотворчества и правореализации;
- реализации юридических механизмов защиты прав человека в Российской Федерации.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска, анализа, интерпретации и использовании правовой информации; анализа текстов законодательных актов, норм права; изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; обращения в надлежащие органы за квалификационной юридической помощью.
3. Содержание учебного курса
Право (35 ч.)
11 класс
Гражданское право (9 часов)
Субъекты и объекты гражданского права. Понятие предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Право собственности. Право собственности на землю. Право интеллектуальной собственности. Наследование по закону и по завещанию. Сделки. Виды гражданско-правовых договоров (оказание услуг, купля-продажа, аренда, подряд). Гражданско-правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав. Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.
Семейное право (2 часа)
Семейные правоотношения. Брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный контракт. Права, обязанности и ответственность
членов семьи.
Трудовое право(6 часов)
Трудоустройство и занятость. Трудовые правоотношения. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание. Порядок заключения и расторжения трудовых договоров. Рабочее время и время отдыха. Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия.
Административное право (4 часа)
Административные правоотношения. Административные правонарушения. Административная ответственность, ее основания. Производство по делам об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных споров.
Уголовное право (3 часа)
Понятие преступления. Действие уголовного закона. Понятие уголовной ответственности, её основания. Ответственность несовершеннолетних. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.
Экологическое и международное право (5 часа)
Экологические правоотношения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за причинение вреда окружающей среде.
Международные правоотношения. Субъекты международного права. Международный договор. Международные документы о правах
человека. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Европейский суд по правам человека.
Процессуальное право (6 часов)
Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. Основания и порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом Российской Федерации. Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе.
4.Тематическое планирование
11 класс
№ п/пНаименование темы, раздела. Кол-во часов
Гражданское право (9 часа)
1 Общие положения гражданского права 1
2 Гражданско-правовые отношения 1
3 Субъекты гражданского права 1
4 Предпринимательская деятельность и её регламентация 1
5 Сделки в гражданском праве 1
6 Гражданско-правовой договор 1
7 Наследование и его правовая регламентация. 1
8 Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве 1
9 Тестирование «Гражданское право» 1
Семейное право (2 часа)
10 Семейное право как отрасль 1
11 Права, обязанности и ответственность членов семьи 1
Трудовое право(6 часов)
12 Трудовые правоотношения 1
13 Трудоустройство и занятость 1
14 Дисциплина труда 1
15 Защита трудовых прав работников 1
16 Правовые основы социальной защиты и обеспечения 1
17 Повторительно-обобщающий урок по теме: « Правовое регулирование отношений» 1
Административное право (4 часа)
18 Административные правоотношения 1
19 Административно-правовой статус гражданина 1
20 Административные правонарушения 1
21 Тестирование «Административное право» 1
Уголовное право (3 часа)
22 Уголовный закон 1
23 Преступление 1
24 Наказание 1
Экологическое и международное право (5 часа)
25 Экологическое право 1
26 Международное право 1
27 Международное гуманитарное право 1
28 Международное гуманитарное право в условиях вооружённого конфликта 1
29 Тестирование«Правовое регулирование» 1
Процессуальное право (6 часов)
30 Гражданский процесс 1
31 Арбитражный процесс 1
32 Уголовный процесс 1
33 Конституционное судопроизводство 1
34-35 Итоговое повторение по курсу Право 2
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная учебная литература
1.Право: для учащихся 10- 11 классов профильных средних учебных заведений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Е. А. Лукашовой, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2007- 2013 г.;
Учебно-методическая литература
1.Примерные программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы. Москва «Просвещение», 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего(полного) общего образования / М- во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2013.
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Издательство «Просвещение», 2009.
4. Козлов В.В., Кондаков А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования, Москва «Просвещение», 2011.
5.Махоткин, А.В. Обществознание в схемах и таблицах [Текст] / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М. : Эксмо, 2010. – 368 с. – (Наглядно и доступно).
6. Половникова, А.В. Обществознание: Задания с кратким ответом: Часть В: Темы: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право» [Текст] / А.В. Половникова. – М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. – 96 с. – (АВС – Азбука ЕГЭ).
7.Правоведение. Краткий курс: учебное пособие. -М.: Издательство «Окей - книга», 2012.
8.Теория государства и права. Краткий курс: учебное пособие. - М.: Издательство «Окей - книга», 2011.
9. Юридические справочники, словари, энциклопедии.
Цифровые образовательные ресурсы
1.История, философия, социология и другие общественные дисциплины. Издательство «Учитель». Компьютерная поддержка: диск. Мультимедийное учебное пособие для учителя.
2.http://www.rsnet.ru/ - Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации)
3.http://www.socionet.ru - Соционет: информационное пространство по общественным наукам
4.http://www.glossary.ru/ - Глоссарий по социальным наукам.
5.http://www.ihtik.lib.ru/encycl/index.html - Энциклопедии, словари, справочники.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование собственных учебных презентаций.
Материально-техническое оснащение
Аудиоколонки.
Мультимедиапроектор.
Персональный компьютер.
Принтер.
Интерактивная доска.