Презентация по русскому языку на тему Формирование орфографической зоркости


Развитие орфографической зоркости на уроках в начальной школе «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание». Н. С. Рождественский Эффективные приемы формирования орфографической зоркости У младших школьников следует формировать 4 собственно орфографических умения, а именно: Ставить орфографические задачи, т.е. обнаруживать орфограммы (орфографическую зоркость);устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило);применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи);проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль. Традиционно в методике выделяются следующие группы орфографических упражнений: Грамматико-орфографический разбор.Списывание.Диктант.Лексико-орфографические упражнения.Изложения. Специально организованное списывание Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех. В классе алгоритм списывания составляется с детьми коллективно и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании. Специально организованное списывание Памятка1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его. 2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его. 3. Выдели орфограммы в списываемом тексте. 4. Прочитай предложение так, как оно написано. 5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать. 6. Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза. 7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом. Прием сознательного пропуска буквы “Знаю - пишу, не знаю - оставляю пропуск”. При его использовании алгоритм действий ученика выглядит следующим образом: Прослушай слово. Запиши столько чёрточек, сколько звуков в слове. Обведи кружочком те, которые обозначали звуки в слабых позициях. Запиши слово буквами, оставляя в отмеченных местах пропуски. Письмо с “дырками”Не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты (зеленый), чтобы выделить трудную букву; ''Секрет письма зеленой пастой''Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет письма зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило – начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников. Какографические упражненияВ лису снек по колено. На ветках пушыстые подушечьки. Тонкие берёски со гнулись, а ели опустили махнатые лапы. Лижит подёлкой заиц . Ряпчик поклевал семян и нырнул вснег. Ленивые лоси брадили по снегу, а потом легли на снег. Скоро белая пороша за сыпала их спины и голавы.  Дети должны не только найти и исправить ошибки, но и определить вид ошибки, распределить слова.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}БГПСССПредлогиприставкиЧа-ща, чу-щу, жи- шиЧк-чн11111122233344 Справочник - тренажёр Понедельник – «Вставь букву!» Вторник – «Найди ошибку!» Среда – небольшой диктант (или контрольный, если подошло время). Четверг – словарный диктант или изложение. Пятница – «Подбери слово». Ежедневник учителя