Методическая разработка творческой гостиной Музыкальное путешествие

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Анжеро-Судженского городского округа
«Детская музыкальная школа № 19»
(МБОУ ДОД «ДМШ № 19»)













Методическая разработка творческой гостиной
«Музыкальное путешествие»












Разработали:
Э.И.Гроо -
преподаватель фортепиано,
А.А.Литвиненко -
преподаватель
теоретических дисциплин.





Анжеро-Судженск
2013
Содержание


Введение 3
Пояснительная записка 4
Сценарий 8
Заключение 13
Список литературы для учащихся 15
Список литературы для преподавателя 17
Приложение: презентация



































Введение

Музыка – могучий источник мысли. Музыка обладает огромным эмоциональным воздействием и способствует интеллектуальному развитию. Не секрет, что в малых городах чувствуется нехватка живых музыкальных впечатлений, связанных с восприятием классических образцов. Горожане крайне редко имеют возможность увидеть оперный спектакль или послушать оркестры. Да и профессиональные исполнители-солисты в концертных залах Анжеро-Судженска – гости не частые.
Современные технические средства и интернет, хоть и позволяют слушать и смотреть лучшие образцы отечественной и зарубежной музыки, но всё же не решают проблемы живого общения с музыкой и исполнителем. Ведь во время концерта на человека воздействует в каждую минуту времени неповторимая интонация, едва уловимые нюансы мимики артиста, его жесты, позы, его личное отношение к произведению – всё то, что в итоге оставляет общее впечатление от музыки, воспитывая чувства, обогащая эмоциональный внутренний мир.
Многочисленные музыкальные кружки и объединения на базе дворцов культуры и общеобразовательных школ заняты формированием музыкальной культуры в массах и организацией досуга. Это обусловило их ориентированность на легкие, массовые жанры – преимущественно песни, а также современные направления - эстрада, поп - и рок- музыка, реп, и проч. направления молодёжных субкультур.
Знакомство с образцами классической музыки, развивающими мышление, чувства вкуса и меры, трудолюбия и творческого подхода к их исполнению предлагает лишь музыкальная школа. Именно здесь сохранились лучшие традиции музыкального воспитания и образования. Осваивая классический репертуар, технически многогранный и эмоционально богатый, ребенок и члены его семьи учатся понимать музыку, рассчитанную не на сиюминутный успех и кратковременные достижения, но требующую к себе внимания, серьёзного отношения и любви к делу.
Творческие способности одаренных детей проявляются с первых шагов их обучения в музыкальной школе. Выступления на сцене помогают концентрироваться в нужный момент, добиваться успешной самореализации. Эти качества необходимы детям не только в сфере искусства, но и в любой другой деятельности. Музыкально ориентированные дети духовно богаче, интеллектуально развитее, больше читают, обладают культурой речи, более остро воспринимают окружающий мир, видят красоту.
В ДМШ № 19 большое внимание уделяется формированию коммуникативных навыков, умению не только исполнять на сцене разученные произведения, но доступно и интересно рассказать о музыке своим сверстникам. Много лет в ДМШ действует лекторская просветительская группа «Лира», в задачи которой входит пропаганда классической музыки среди молодёжи.
Пояснительная записка

В настоящее время перед образованием стоит актуальная проблема по развитию активной, творческой, гармонично развитой, психически и физически здоровой личности. Наиболее эффективно эта проблема решается в системе "личность – культура – образование – творческая деятельность".
Каждый ученик по-своему одарен, а преподаватель помогает ему в развитии его музыкальных способностей. Кто-то наиболее ярко проявляет себя как исполнитель-инструменталист, а кому-то ближе лекторские просветительские мероприятия, кому-то очень интересно участие в музыкальных олимпиадах и конкурсах.
Задача преподавателя в современных условиях состоит не только в том, чтобы развивать способности ученика, но и выстраивать его концертную, конкурсную «карьеру» в образовательном процессе. В этом заинтересован не только преподаватель, который тем самым выстраивает свою работу в рамках аттестационных требований, но заинтересованы и родители ученика, и сам ученик, который пополняет своё образовательное портфолио.
Подготовка и участие ученика в концертах, творческих конкурсах и олимпиадах каждый раз дает мощный толчок в его образовательном развитии. Накопленный опыт сценических выступлений и исполнительский репертуар ученика не должен быть утрачен и забыт после одного – двух выступлений на сцене. Собранные вместе, выстроенные в определенном смысловом порядке, произведения, выученные, подготовленные учеником, могут составить сольный концерт.
В нашей музыкальной школе есть учащиеся, очень активные и эрудированные, которым удается проявлять свои способности в разных видах музыкальной деятельности. К таким ребятам относятся ученики фортепианного отделения 6 и 7 классов Константин Маслов и Никита Осинцев. Костя и Никита входят в группу учащихся с повышенным уровнем требований. Оба хорошо владеют фортепиано. Но, в связи с первоначальной идеей проведения сольного концерта Константина Маслова, как демонстрации итога его многолетнего обучения, решено было не смешивать в одном мероприятии игру двух пианистов, сделав акцент на одном исполнителе. Это и с психологической точки зрения верное решение, т.к. дало возможность юноше не быть в ситуации оценивания-сравнения с другими исполнителями, но в полной мере получить всю полноту зрительского внимания и интереса.
Костя с детства является постоянным участником и победителем городских фортепианных конкурсов «Маленький виртуоз», « До слёз Чайковский потрясал», «Созвучие» и др. Ежегодно показывает высокие результаты, занимая 1 и 2 места на Зональном конкурсе пианистов севера Кузбасса «Вдохновение» в г.Тяжин. Был победителем Зональной теоретической олимпиады по музыкальной грамоте в г.Кемерово. На протяжении всех лет Костя ведёт активную концертную и творческую деятельность, участвует в концертах ДМШ, Гимназии № 11, детских садах, в городских мероприятиях. Ученик неоднократно награждался похвальными грамотами от администрации ДМШ, благодарственными письмами. За годы учёбы приобрёл отличные сценические навыки, все его выступления яркие, стабильные, на хорошем уровне. Все годы Костя обучался на «отлично».
Никита Осинцев является постоянным участником лекторской просветительской группы «Лира» и неоднократным победителем областных теоретических олимпиад ( I место по музыкальной литературе в областной олимпиаде 2012 г. в г.Кемерово, диплом по музыкальной грамоте и III место по музыкальной литературе в областной олимпиаде 2010 г. в г. Кемерово).
За время обучения в лекторской группе Никита научился вести различного уровня концерты и мероприятия: он был ведущим на юбилейном концерте ДМШ, представлял вместе с конкурсантом-преподавателем материал «Моя малая родина» в городском профессиональном конкурсе «Культработник - 2011», как вокалист является постоянным участником концертов на различных площадках города.
В связи с окончанием обучения в ДМШ Никиты (в 2013 г) и Кости (в следующем году) возникла идея не просто сольного концерта Константина, а идея объединить усилия обоих одаренных учеников и продемонстрировать результат их многолетнего труда.
Наиболее целесообразной и эффективной, и в то же время достаточно свободной формой музыкальной деятельности является Творческая гостиная. Именно в её рамках и решено было осуществить совместный проект, который получил название «Музыкальное путешествие».
Цель мероприятия: пропаганда классической музыки среди сверстников; подведение итогов, в связи с окончанием Детской музыкальной школы.
Задачи:
способствовать реализации накопленного за время обучения потенциала;
способствовать использованию творческого потенциала как основы дальнейшего становления личности;
способствовать формированию навыка сбора, обработки и анализа информации;
способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся;
способствовать воспитанию дисциплинированности, ответственности, целеустремленности учеников;
способствовать развитию позитивного отношения к занятиям, уверенности в своих силах;
воспитывать интерес учащихся к целенаправленной, самостоятельной работе;
воспитывать культуру сценического поведения;
прививать любовь и интерес к мировой и отечественной культуре и традициям;
создать атмосферу доверительного общения, сотворчества , сотрудничества, сопереживания.
Методы:
обучение в сотрудничестве;
личностно-ориентированное обучение;
метод художественного контекста;
эмоциональная драматургия;
диалог со зрителем;
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
практический (работа на инструменте, упражнения);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического
мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Принципы отбора произведений:
произведения отобраны в соответствии с программными требованиями за 2-6 класс фортепиано. Часть их - пьесы, разученные в классе для промежуточной аттестации (академических концертов), часть- конкурсный репертуар, представленный на городском и зональном уровне. В концертную программу вошли наиболее удавшиеся, полюбившиеся и яркие произведения за пятилетний период обучения. Пьесы сбалансированы по степени технической сложности, эмоциональной насыщенности. Наряду с сольными пьесами в репертуар гостиной включен ансамблевый номер с преподавателем, демонстрирующий навык совместного исполнительства, единства творческих намерений учителя и ученика. Учтены личные симпатии и предпочтения исполнителей.
Принципы построения теоретического материала:
принцип историзма: от эпохи Классицизма к современности;
принцип эмоциональной драматургии - от театральности и лирики к фантастическому и танцевальному;
принцип чередования содержательно насыщенных жанров (соната, токката) с инструментальными миниатюрами (мазурка, «Октябрь. Осенняя песнь», «Кобольд»).
Время подготовки гостиной: общее время – 3 месяца (с 15 января по 16 апреля 2013 г.). Из них:
-подготовительный этап – утверждение репертуара, определение цели и задач мероприятия, обсуждение сроков и этапов подготовки, распределение обязанностей - полмесяца;
- основной этап - сбор теоретического, иллюстративного материала и подготовка презентации – 1,5 месяца;
-заключительный этап – индивидуальные и совместные репетиции - 1 месяц.
Костя был ответственным за качество исполняемого репертуара и много репетировал под руководством своего преподавателя. Задача Э.И Гроо, заключалась в том, чтобы помочь ученику с выбором интересных, разнообразных по образу и содержанию пьес из того многообразия произведений, что накопились в репертуаре за несколько лет. Их совместная деятельность была направлена на приобретение учеником навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
А.А.Литвиненко, как руководитель лекторской группы «Лира», должна была научить Константина совмещать игру на инструменте с краткими комментариями исполняемых произведений, выражать своё отношение к музыке и композиторам. Это в свою очередь помогло бы вызывать у зрителя чувства сопереживания, включенности в совместную музыкальную активную деятельность, формировать вкус.
На плечи Никиты легла подготовка содержания и художественного оформления гостиной. Его задание заключалось в поиске и отборе теоретического материала, слайдов для иллюстративного ряда. Задачей А.А. Литвиненко было научить Никиту сбалансированию содержания найденного материала, чтобы в равной мере присутствовали исторические, биографические сведения и сведения справочного характера, разумно чередуясь и подготавливая слушательское восприятие. Во время работы над презентацией важно было донести до ученика, что иллюстрации должны не только содержать портреты композиторов, но и давать представление об аромате эпохи, акцентировать внимание на образе, настроении пьес. Никита должен был не только освоить принцип работы в поисковых системах, но и художественно оформить слайды, выбрав из множества вариантов наиболее выразительные. Для того, чтобы акцентировать внимание зрителей на том или ином слайде, нужно было познакомить ученика с возможностями анимации.
Форма творческой гостиной дала возможность неоднократного проведения данного мероприятия: для учащихся и преподавателей ДМШ № 19, учащихся 9-х классов гимназии № 11, где учатся Костя и Никита, для их родителей, учащихся школы № 22; для выпускников детских садов (в апреле, мае и ноябре 2013г.). В зависимости от возраста и уровня слушательской подготовки аудитории содержание материала и объёмы произведений могут варьироваться.
Техническое обеспечение:
фортепиано;
ноутбук;
ЖК-телевизор;
В обстановке должны быть элементы домашней гостиной: журнальный столик и 2 кресла, подсвечник, цветы.




Сценарий

На экране 1 кадр
Музыка Моцарта фоном
(Концерт для флейты с оркестром ре-мажор. 1 ч. К 31).
Ведущие выходят из-за кулис и зажигают свечи
Никита: Добрый день, друзья!
Костя: Здравствуйте!
Никита: Мы рады вас приветствовать в зале детской музыкальной школы № 19 на сольном концерте лауреата областных и региональных конкурсов, теоретических олимпиад, учащегося 6 класса фортепианного отделения Константина Маслова, класс преподавателя Гроо Эммы Ивановны.
Костя: Помогать мне сегодня будет выпускник фортепианного отделения, участник лекторской просветительской группы «Лира», победитель областных теоретических олимпиад Никита Осинцев.
Этот концерт мы решили назвать «Музыкальным путешествием». Вы услышите музыку разных эпох, стилей, жанров. Произведения, которые сегодня прозвучат в моём исполнении, - это мой репертуар за несколько лет. Какие-то из них я готовил специально для городских и региональных конкурсов, другие разбирал по плану к академическим концертам, а какие-то разучил, потому что понравилась музыка.
Никита: В музыкальную школу приходят по разным причинам: кого-то силой привели родители, лишь бы «при деле» был – таким занятия музыкой в тягость. Но есть ребята, кто учится, потому что любит музыку. Для них - удовольствие научиться играть на инструменте, порадовать родных и знакомых разученной пьесой. К таким настоящим музыкантам относится наш Костя.
Костя: Мне всё это интересно! Ведь музыка лучше любой машины времени способна перенести нас в пространстве - на любой континент, во времени - в любую эпоху, своими интонациями передать манеру разговора, рассказать о нравах, наконец, донести мечты и интересы людей прошлых веков, сделать их ближе и понятнее!
Кадр 2, Гайдн.
Никита: Первое произведение, которым мы откроем концерт, принадлежит австрийскому композитору Йозефу Гайдну. Ему суждено было стать создателем основных видов музыки второй половины 18 века - эпохи Классицизма.
Кадр 3, Эстергази.
Костя: Сын австрийского крестьянина – Йозеф Гайдн всего в жизни добился сам. Служа капельмейстером у самого богатого и влиятельного в Европе князя Эстергази, Гайдн писал разную музыку: это и оперы для княжеского театра, и духовные сочинения для церковного Богослужения, и конечно симфонии для оркестра и сонаты для отдельных инструментов.
Никита : Сонаты Й.Гайдна показывают нам не только внутренний мир человека, но мир вокруг - глазами этого человека. Музыка Гайдна лёгкая для восприятия, она жизнерадостна, в ней много здорового юмора и оптимизма. Её любил и простой люд, и аристократический мир Европы.
Костя: Я сыграю для вас 1 часть 5-й сонаты Й.Гайдна.
Кадр 4, опять Гайдн.
Никита: В ней по традиции 2 темы – 2 образа, два героя, с которыми конечно происходят определённые события. Это целый спектакль! Итак, Й.Гайдн, соната №5, 1 часть.
Костя: Следующие несколько пьес перенесут нас в эпоху Романтизма.
Никита: В музыке XIX века тематика многообразна: это и выражение трепетных и личных чувств, и попытка уйти из-за неудовлетворённости действительностью в мир фантазий, и воспроизведение сказочных и легендарных сюжетов прошлого.
Костя: В эпоху Романтизма стал популярным жанр песен без слов.
Никита: В них языком музыкальных звуков и интонаций автор мог передать самые лирические настроения и искренние чувства.
Кадр 5, Мендельсон.
Костя: Я сыграю вам пьесу немецкого композитора Феликса Мендельсона. Это удивительный человек - пианист, дирижёр, основатель первой немецкой консерватории в Лейпциге!
Никита: Если бы не труд Мендельсона по собранию рукописей И.С.Баха, и не издательство полного собрания сочинений этого великого полифониста, возможно, мы сейчас не знали бы даже его имени!
Костя: наверное, каждый знает «Свадебный марш» Мендельсона. А сегодня вы услышите его «Песню без слов».
Никита: Это пьеса из целой серии под названием «Песни без слов». Каждая из них, как страничка лирического дневника.
Мендельсон «Песня без слов»
Кадр 6:
2 щелчка- Шопен, 1 щелчок -Шуман, 1-Лист, 1- А.Рубинштейн, 1- Н.Рубинштейн, 1 - Балакирев.
Никита: Эпоха Романтизма – это ещё и время пианистов-виртуозов, в числе которых Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Ференц Лист, русские пианисты братья Антон и Николай Рубинштейны, Милий Алексеевич Балакирев. Все они начали музыкальную деятельность как юные вундеркинды.
Один из музыкальных жанров, позволяющих проявить чудеса владения инструментальной техникой, - этюд. Этюды стали не просто техническими пьесами, композиторы – романтики вдохнули в них остроту чувств, целую палитру эмоций, образов.
Кадр 7, Бургмюллер.
Костя: Таков этюд немецкого композитора – романтика Фридриха Бургмюллера.
Никита: Фридрих Бургмюллер. Этюд.
Кадр 8, Мазурка.
Никита: В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в странах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] получили распространение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]ы. Ребята, а какие из них вам знакомы? (Выслушали варианты ответов). Мы расскажем вам о Мазу
·рке. Трёхдольный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], с частыми резкими акцент[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] был трёх типов: сельские зарисовки-картинки («образки»), лирические мазурки и городские (блестящие).
Костя: Последние, блестящие, часто звучали в музыкальных салонах и гостиных, на балах в Европе и в обеих столицах России. Мастером европейских мазурок был, конечно, Фридерик Шопен. Из русских композиторов мазурки писал Михаил Иванович Глинка, Александр Алябьев, и Александр Гурилёв.
Кадр 9, Алябьев.
Никита: Жизнь Александра Алябьева - необычна. Бравый офицер из полка лихого гусара Дениса Давыдова, Алябьев был героем войны 1812 года, имел ордена и медали. Судьба распорядилась по-своему: его обвинили в убийстве и сослали в Сибирь, лишив дворянского звания. Но, даже находясь на поселении в ссылке, Алябьев писал романсы (самый известный из них «Соловей»), ансамблевую музыку и множество пьес.
Костя: Александр Алябьев. Мазурка.
Никита: В XIX веке привычным времяпрепровождением было домашнее музицирование. Играли вальсы Шопена, сонаты Бетховена и Моцарта, пьесы М.И.Глинки, романсы Варламова, Гурилёва.
Кадр 10, Чайковский.
Костя: Пьесы, написанные во второй половине XIX века Петром Ильичём Чайковским, стали сразу любимы в домах русской интеллигенции. Его фортепианный цикл «Времена года» поразил необычностью замысла.
Никита: Петр Ильич Чайковский дал двойное название каждой из 12-ти пьес, в которых отразил свои ассоциации и настроения от месяцев года: «Январь. У камелька», «Ноябрь. На тройке», «Апрель. Подснежник».
А ещё он подобрал к каждой пьесе стихотворный эпиграф, который настраивает на восприятие образа.
Кадр 11, Осенний пейзаж.
Костя: Вот послушайте стихотворение А.К.Толстого:
Осень, осыпается весь наш бедный сад
Листья пожелтелые по ветру летят.
Никита: Чайковский. «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года».
Кадр 12, Григ.
Никита: Последней пьесой, представляющей в нашем концерте романтический XIX век, будет «Кобольд» норвежского композитора Эдварда Грига, современника П.И.Чайковского. Григ в своих сочинениях воплотил не только образы норвежской северной природы, но и образы из народных сказаний и легенд.
Костя: Кто хорошо знаком с таблицей Менделеева, тот знает, что кобальтом называется один из химических элементов.
Кадр 13, Кобольд.
Никита: Вот какое объяснение даёт Википедия: Кобольдами в мифологии народов северной Европы называются преимущественно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] домашнего очага, приблизительно соответствующие русским [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; иногда это же название применяется и к горным духам.
Костя: Рудокопы также называли «кобольдами» духов, населяющих [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Считалось, что подземные кобольды приносят несчастье, могут вызвать порчу руды и появление в ней примесей.
Никита: Описываются они в виде [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], обычно безобразных; их цвет от огня в очаге  ярко-красный. Кобольдам приписываются [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] над [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], они постоянно возятся и шумят.
Костя: Именно такой образ создал Эдвард Григ в своей пьесе «Кобольд»
Кадр 14:
2 щелчка –Цусима, 1щелчок –Ленин, 1-Сталин,1- Байконур
Никита: Следующее произведение перенесёт нас в век XX. Век технического прогресса, век политических и социальных изменений. Ему ещё не дано пока никакого определения. Но в музыке этого века родилось множество новых направлений: джаз, рок - и поп-музыка, бардовская песня, альтернативная музыка. Вместе с этим, композиторы охотно возвращаются к жанрам прошлых эпох, по-новому их переосмысливая, вкладывая в знакомые формы новое содержание.
Костя: Особенно актуальной и любимой для советских композиторов стала токката, жанр эпохи Барокко, часто встречающийся у И.С.Баха.
Никита: Токката концентрирует в себе яркий, обобщенный образ движения в музыке, виртуозностью напоминает этюд, импровизационностью сходна с прелюдией динамической устремленностью – с perpetum mobile.
Кадр 15, Кабалевский.
Костя: Я хочу зачитать вам слова Дмитрия Борисовича Кабалевского. «Послезавтра день моего рождения. Мне исполнится 78 лет. Мне иногда кажется, что обо всем прожитом я где-то прочитал. Не может быть, чтобы всё это в действительности произошло на протяжении одной жизни,- Русско-Японская война, Революция 1905 года, Первая Мировая война, Гражданская война и интервенция, Февральская революция, Октябрьская революция,
Кадр 16: 2 щелчка – кадры Великой отечественной войны,
1- щелчок Шаляпин, 1-Маяковский, 1-футбол, 1-царь Николай II
война с Финляндией, Великая Отечественная война.Неужели я действительно был знаком с Михаилом Михайловичем Ипполитовым-Ивановым и Яном Сибелиусом, пережил смерть Ленина и сталинскую эпохуСлушал Шаляпина и Маяковского, бегал на матчи знаменитых в свое время московских футбольных команд. Видел торжества по поводу 300-летия Дома Романовых в 1913 году и был на Патриаршем Подворье на Фонтанке на торжественном богослужении патриарха Тихона»
Кадр 17, Кабалевский и пионеры.
Никита: Да, Кабалевский прожил долгую жизнь, родившись ещё в 1904 году, накануне русско-японской войны, умер уже в эпоху перестройки, в 1987 г. Ему принадлежат не только многие-многие сочинения для детей, но и программа «Музыка в школе» - он добился, чтобы дети не только учились петь хором, но и были музыкально грамотными. А теперь вот в ГосДуме периодически поднимают вопрос о ненужности предмета «Музыка» в общей школе!
Костя: Пьеса, которую я сыграю называется «Рондо-токката».
Никита: Вы уже теперь знаете, что токката – это достаточно моторная музыка, а рондо означает круговращение одной и той же, узнаваемой темы, чередующейся с другими, эпизодическими образами. Возможно в этой музыке, как в чёрно-белом кино, вы услышите мелькание образов XX века. Итак, Кабалевский «Рондо-токката».
Кадр 18, Д.Крамер: 2 щелчка, потом ещё 1, ещё 1
Никита: Сегодня звучала разная по характеру, по образам и по жанру музыка. Но джаз - за ним будущее! Это музыка живого музыкального общения, сиюминутного рождения интонаций, тем. Джаз на заре XX века ворвался в Европейские залы, подчас шокируя публику. Но его зажигательный и энергичный характер не оставляет никого равнодушным и в наше время. «Танцующий скрипач» - так называется джазовая пьеса одного из самых успешных современных джазистов, лауреата всевозможных международных конкурсов, преподавателя престижнейшего музыкального ВУЗа – Академии им. Гнесиных в Москве – Даниила Крамера.
Костя: -пьеса - в стиле рег-тайма, танца очень популярного в первые десятилетия XX века, который звучал на эстраде в ресторанчиках и кинотеатрах перед сеансами.
Никита: Даниил Крамер. «Танцующий скрипач».
Никита: в музыкальной школе учатся не только играть сольно, но и в ансамбле. Потому что музыка – это прежде всего средство общения и понимания между людьми.
Кадр 19, заставка.
Костя: в заключение концерта мы с моим преподавателем Э.И.Гроо порадуем вас ещё одной джазовой пьеской.

Никита: Этот концерт подготовлен при участии руководителя лекторской группы «Лира» А.А.Литвиненко. Просим Вас на сцену.
А.А.Литвиненко; ребята, вам понравилась игра Константина?
Костя: А какие пьесы запомнились больше всего? (слушаем мнения)
Э.И.Гроо: Тогда осталось потушись свечи в нашей музыкальной гостиной .
(Ведущие гасят свечи)
Никита: Благодарим вас за внимание!
Вместе: До новых встреч!








Заключение
Совместное проведение силами учеников данного мероприятия стало новым этапом в развитии музыкальных и творческих способностей Константина Маслова и Никиты Осинцева. Появилась возможность продемонстрировать перед сверстниками способность Константина не только играть на инструменте, но и интересно преподнести произведения, показать свою эрудицию и умение заинтересовать слушателей. В «Музыкальном путешествии» Костя впервые выступил в роли ведущего. Это не только повысило самооценку ученика, но и подняло его авторитет среди одноклассников и учителей гимназии, а также положительно повлияло на отношение ко всей системе обучения в ДМШ у зрителей.
Костя под руководством своего преподавателя Э.И Гроо, приобрел элементарные навыки репетиционно- концертной работы в качестве солиста. С помощью руководителя лекторской группы «Лира» А.А.Литвиненко Константин научился совмещать игру на инструменте с краткими комментариями исполняемых произведений, выражать своё отношение к музыке и композиторам.
В то же время и для Никиты роль полноправного и основного ведущего и комментатора событий была нова и ответственна. Это в свою очередь стало и его «звездным часом», ведь до сих пор он работал в паре со взрослыми ведущими, либо самостоятельное ведение концертов сводилось к объявлению номеров, а это был уже пройденный этап и несложный для него вид выступления. Во время неоднократной демонстрации творческой гостиной Никита проявил себя как юный музыковед. Он свободно владеет грамотной речью, культурой поведения на сцене. Он научился не только преподносить теоретический материал, но и достойно представлять солиста С помощью руководителя лекторской группы Никита упорядочил, найденный им теоретический материал, научился самостоятельно работать в режиме презентации, на новом для себя уровне - с использованием средств анимации.
Новым и плодотворным для ребят оказалась совместная репетиционная работа по преподнесению исторического материала, а так же отработка навыка общения со зрительской аудиторией и включения его в единое художественно-творческое пространство. В ходе этой работы Костя и Никита научились слышать друг друга, доносить единую мысль, дополнять и выручать друг друга, выработалась общая интонация говорения. Ребята усвоили важность создания и удержания единого настроения. Можно утверждать об успешном развитии коммуникативных способностей учащихся, позитивного отношения к занятиям и уверенности в своих силах.
Для преподавателя подготовка и проведение музыкальной гостиной - благодатное время объединения учащихся: на уроки ученики приходят по одному, в разные смены. Посещение данного мероприятия позволило остальным ученикам, их родителям оценить профессиональный, творческий потенциал преподавателей, в классе которых обучаются их дети. У родителей была возможность понять перспективы творческого роста учащихся и выпускников музыкальной школы, сравнить, оценить творческие способности и возможности своих детей.
Музыкальный, теоретический материал и презентация может быть хорошим подспорьем ученикам как на уроках музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ, так и на уроках МХК, музыки, литературы и истории в общеобразовательной школе.
Данная методическая разработка совместного проекта учащихся и преподавателей в форме творческой гостиной может быть полезна преподавателям – теоретикам, преподавателям – специалистам фортепианного отделения в ДМШ и ДШИ, а так же представлять интерес для учителей – предметников на уроках художественно-эстетического цикла в общеобразовательных школах и гимназии.

































Список литературы для учащихся

Аверьянова, О.И. Русская музыка на рубеже XIX-XX веков [Текст]: учебник для ДМШ. Отечественная музыкальная литература. – М.: Музыка, 2002. – С. 3-8.
Козлова, Н.П. Русская музыкальная литература [Текст]: учебник для детских музыкальных школ. – М.: Музыка, 2005. – С. 22-25.
Шедевры классической музыки. Ч. 8. Гайдн- гений, создавший себя сам [Текст] – М.: Мир книги, - С.169-171.
Шедевры классической музыки. Ч. 23. Феликс Мендельсон. Юный гений. [Текст] – М.: Мир книги, 1999. - С. 529-531.
Шедевры классической музыки. Ч. 39. П.И.Чайковский. Русский композитор, которого знает весь мир [Текст] – М.: Мир музыки, 1999. – С.932.
Шорникова, М. Йозеф Гайдн [Текст]: учебное пособие для ДМШ. Музыкальная литература. Второй год обучения. Изд.6. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - С. 62-61.
Шорникова, М. Романтизм как художественное направление [Текст]: учебное пособие для ДМШ. Музыкальная литература. Второй год обучения. Изд.6. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – С. 157 – 163.
Шорникова, М. Вариации. Рондо [Текст]: учебное пособие для ДМШ. Музыкальная литература. 1 год обучения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - С.136-141.
Энциклопедия для детей. Т. 7 Искусство. Ч.3. Й. Гайдн. / гл. ред. В.Володин [Текст] - М.: Аванта+, 2001. – С.56 – 58.
Энциклопедия для детей. Т. 7 Искусство. Ч. 3. Зарубежная музыка XIX века / гл. ред. В.Володин [Текст]. – М.: Аванта+, 2001. – С. 69 – 71.
Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.3. Музыка России XX века. [Текст] – М.: Аванта, 2001. – С. 204.
Бургмюллер Фридрих [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Воспоминания Кабалевского о себе [электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Кобольд [электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Кобольд [электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мазурка [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Соколов. О.В. Жанр токкаты. Музыкальная литература. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фотографии Кабалевского [электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фотографии Эдварда Грига [электронный ресурс] – Режим доступа:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




































Список литературы для преподавателя
1. Гандапас, Р. Учимся выступать публично. Видео-уроки [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Кашинцева, Н.М. Творческая работа учащихся по музыке (8 класс) на тему: Творческий проект «Кнопочки баянные запали в душу нам» [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Мазоренко, В.И. Учительские университеты. О подготовке сольного концерта ученика ДМШ (из опыта работы преподавателя) [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- статья в интернете.
4. Мочалова, Е.А. МАОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 4 г.Перми» Сольный концерт учащегося ДМШ. Организация и проведение [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - статья в интернете.
5. Хохрякова, Г. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения? [Текст]: Самиздат, 1998. – С.28-41.



















13PAGE 15


13PAGE 141615