«Формирование здорового образа жизни через интеграцию видов деятельности детей с ОВЗ»


ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРЕНИНГ
Тема: «Формирование здорового образа жизни через интеграцию видов деятельности детей с ОВЗ»
Цель: способствовать повышению уровня знаний родителей воспитанников по формированию у школьников здорового образа жизни (ЗОЖ). Установить сотрудничество с родителями в вопросах воспитания и формирования культуры здоровья (физической, психической, нравственной) в семье.
Задачи педагогической деятельности:
Логопедическое сопровождение детей с нарушениями речи; повышение эффективности логопедических занятий.
Методическая работа и пропаганда логопедических знаний среди учителей и родителей.
Оказание консультативной и методической помощи родителям.
Образовательные (программные):
Построение коррекционно-логопедической работы с ребенком с учетом его образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей
Созданию основ коррекционно-развивающего взаимодействия «Взрослый — ребенок» с целью развития механизма компенсации нарушений у каждого ребенка.
Коррекционные:
Работа по развитию понимания речи;
Создание мотивации для развития речевых коммуникаций;
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
Уточнение и расширение словарного запаса;
Усвоение грамматических категорий;
Развитие психологической базы речи;
Организация работы с опорой на сохранные анализаторы, с учетом компенсаторных возможностей ребенка, его творческих способностей и сензитивных периодов развития.
Воспитательные:
Воспитание осознанной и активной мотивации к учению;
Воспитание всесторонне гармонично развитой личности.
Оборудование: куб, на гранях которого находятся рисунки, отражающие различные виды деятельности детей по формированию определенного компонента; «шляпа» для каждого игрока - мешочек с песком массой 200-300 гр., гимнастическая скамейка, различные предметы (кегли, кубики, игрушки); фломастеры, листы бумаги по кол-ву человек; подборка муз .произведений (вальс, полька);стихотворение Ю. Форостенко «Я позвоночник берегу»; различные изоматериалы, журналы, клей, ножницы ( для создания собственного куба); «дорожки Здоровья»; стихотворение Э. Мошковской " Дедушка и мальчик"; памятки.
Ход мероприятия:
Вступительное слово логопеда:
В сфере физического воспитания происходит становление ценностей здорового образа жизни, а также совершенствуется двигательная активность детей, развиваются их представления о своих физических возможностях. Взрослые способствуют становлению у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни:
бережного отношения к своему организму, представления о том, что полезно и что вредно для здоровья, овладению необходимыми гигиеническими навыками;
созданию возможностей для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях: закаливающих процедурах, утренней гимнастике и пр.;
развитию у ребенка представлений о своем теле, своих физических возможностях;
развитию у ребенка интереса к различным видам деятельности.
Здоровый образ жизни представляет интерес для человека с художественной, исторической, этнографической, социологической, научной и воспитательной точек зрения, выражает целостность человека, его физические характеристики, волевые усилия, чувства, знания и поведение. Формирование ЗОЖ у школьников состоит из трех компонентов: когнитивного, эмоционально-мотивационного и поведенческого.
Когнитивный компонент характеризует знание человека о своем здоровье,  понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное (повреждающее), так и позитивное (укрепляющее) влияние на здоровье человека и т. п.
Эмоционально-мотивационный  компонент  отражает переживание и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического  и психического самочувствия.
Поведенческий компонент определяет место здоровья в индивидуальной иерархии  ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует  особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности человека к здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения  здоровья.
Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка. Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей школьного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому школа и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.                                
Уважаемые родители!Сегодня мы поговорим о том, как разнообразить формы и методы формирования у ваших детей ЗОЖ, как физическая культура может сочетаться с другими видами деятельности. В этом нам поможет игра «Полезный куб», на гранях которого находятся рисунки, отражающие различные виды деятельности детей по формированию определенного компонента. Мы вместе с нашими детьми поиграем в полезные игры.
Как и любое утро, наше занятие, начинается с зарядки. Повторяем за мной, смотрим на экран, где написаны слова и прописаны действия.(Все мероприятие сопровождается презентацией).
В путь пойдем мы спозаранку,
не забудем про осанку.
До чего трава высока,
то крапива, то осока,
Поднимаем выше ноги,
коль идем мы по дороге.
Дождик, дождик, кап-кап-кап
Мокрые дорожки.
Все равно пойдём гулять,
у нас есть сапожки.
Каждый раз вызывается 1 ребенок и бросает куб.
Грань куба/зрительная схема Компонент/ оборудование Цели, задачи Ход
1 грань «Игровая деятель-
ность» (рисунок шляпки) Подвижная игра «Ходим в шляпах»
(формирование когнитивного компонента)
Оборудование:
 «шляпа» для каждого игрока - мешочек с песком массой 200-300 гр., гимнастическая скамейка, различные предметы (кегли, кубики, игрушки).
Цель: закрепить знания детей о способах профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
-укреплять мышечный корсет и позвоночник, развивать равновесие, ловкость, координацию движений;
-освоить  упражнения, способствующие формированию правильной осанки.  Играющие стоят. Детям и взрослым кладут на голову легкий груз – «шляпку». Проверив осанку (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно опущены вдоль туловища). Ведущий дает сигнал к ходьбе. Все должны ходить обычным шагом по комнате или площадке, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, у кого «шляпка» ни разу не упала, и при этом держал спину прямо.
Варианты игры:
1. Предлагается не ходить, а пританцовывать.
 2. Пройти по извилистой линии, начерченной на полу мелом.
 3. Пройти по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы на полу или площадке (кегли, кубики, игрушки).
2 грань «Продук-
тивная деятельность» (рисунок кисточки)
Рисование «Ножки – художки»
(формирование эмоционально-мотивационного компонента)
Цель: развивать  эмоционально-положительное отношение, интерес к выполнению упражнений для укрепления связочно - мышечного аппарата стопы средствами изобразительного творчества. На листе бумаги, зажав карандаш между пальцами ног, ребенок рисует или пишет, родители помогают.
Вариант: дети при помощи предварительно окрашенной стопы или частей стоп (пятки, носки) рисуют на листе бумаги картины и создают композиции, где могут получиться следы зайки, мишки, следы большого слона и т.д.
3 грань «Музыкально-художественная деятель-ность» (рисунок елочки)
Игра-сказка
«Стройная ёлочка» (формирование эмоционально-мотивационного компонента)
Цель: развивать у детей положительное отношение, интерес к упражнениям для формирования правильной осанки.
Задачи: закрепить умение двигаться легким бегом на высокихполупальцах, сохраняя правильную осанку; умение различать музыку: тихую - быструю и громкую - медленную.
Логопед рассказывает детям сказку. «В лесу было много ёлочек. Когда лесник спал, они танцевали, бегали, играли. Когда лесник просыпался, ёлочки быстро вставали на свои места и стояли ровно и красиво. Лесник не любил неровные ёлочки». Будем играть.
Вспоминаем, что значит правильнаяосанка. Ставлю детей спиной к стене (без плинтуса) таким образом, чтобы затылок, плечи, ягодицы, икроножные мышцы, пятки были плотно прижаты к стене, живот подтянут, руки в стороны – вниз, ладонями вперед, пальцы расставлены, напряжены.Для закрепления мышечного чувства правильной осанки прошу детей отойти от стены, сохраняя исходное положение, и сделать несколько шагов вперед.
Дети учатся бегать на высокихполупальцах по всему залу, сохраняя правильную осанку.
Включаю разные фрагменты из «Лесника» и «Стройных ёлочек» и учу различать фрагменты, обращая внимание детей и родителей на сочетание тихой - быстрой музыки – «Стройные ёлочки» и громкой –медленной – «Лесник».
Условия проведения игры: из игры выбывает ребенок –«Ёлочка», которая, убегая от «Лесника» на свое место, принимает неправильную позу. Тогда «Лесник» рубит «Ёлочку» и «выносит ее из леса».
«Лесник» засыпает, звучит быстрая и тихая музыка (вальс), «Ёлочки» отходят от стены и начинают бегать. Кружиться на носочках легко и красиво, стараясь сохранить правильную осанку. Звучит громкая музыка – это просыпается «Лесник». Он зевает. Потягивается и идет проверять лес. В это же время «Ёлочки» стремительно бегут к стене, сохраняя красоту осанки, и становятся в исходное положение. «Лесник» обходит каждую «Ёлочку» и неровную, нестройную «рубит» и уносит в сторону.
4 грань  «Чтение художественнойлитерату-
ры» (рисунок книги)
Стихот-ние Ю.Форостенко «Я позвоночник берегу»
(формирование эмоционально-мотивационно-го компонента)
Цель: развивать умение читать стихотворение, вести диалог,выполнять упражнения под него. Я позвоночник берегу,
И сам себе я помогу.
Все выполню я по порядку:
Сначала сделаю зарядку,
Нагнусь, прогнусь и выпрямлюсь,                      
  И вправо, влево наклонюсь.
С друзьями поиграю в мяч,
Он весело помчится вскачь.
И за столом я посижу,
И телевизор погляжу,
Но буду помнить я всегда
Должна прямою быть спина!  
5 грань «Комму-никатив-наядеятель-ность» 
(рисунок человека)
Беседа «Мое самочувствие»
(формирование эмоционально-мотивационно-го компонента)
Цель: развивать умения оценивать состояние своего организма при выполнении  упражнений для укрепления ОДА; развивать умения высказывать оценочные суждения о действиях и поведении человека, влияющих на здоровье.
Детям и родителям предлагается рассказать, что они ощущают при выполнении различных упражнений, когда устали, когда долго сидели, когда делают упражнения массажными мячиками и т.д. Когда нагрузки полезны для организма, когда – нет.
А сейчас мы предлагаем Вам вместе с детьми сделать свой «Полезный куб», выбрать деятельность, которой  Вам интересно заниматься (участникам тренинга предлагаются различные изоматериалы, журналы, клей, ножницы и т.д.).
6 грань «Познавательно-исследовательская и продуктивная  деятель-ность» (рисунок дорожки)
Моделирова-ние «Дорожка Здоровья»
(формирование поведенческого компонента)
Цель: формиро-вать знания детей о способах укрепления связочно - мышечного аппарата стопы и профилактики плоскостопия.
Знакомство с видами «дорожек Здоровья». Объясняю, что эти «дорожки» помогают детям уверенно выполнять задание, служат профилактикой плоскостопия, формируют у детей навыки правильной осанки, силовую выносливость мышц стоп.
Стимульный материал (дорожки Здоровья):
 "Зебра". Дорожка выполнена из плотной ткани, сложенной вдвое (ткань подвергается санитарно-гигиенической обработке) и простроченной на несколько отделений. В каждое отделение вложены различные наполнители (горох, камешки, шишки и т.д.).
"Цветочная поляна". На плотную ткань нашиваются различные предметы (пуговицы, пластмассовые цветы, косточки и т.д.).
"Извилистая дорожка". На полоску плотной ткани нашивается веревка с завязанными на ней узелками, которая располагается в виде змейки.

Непосредственно- образовательная деятельность
" Будем стройные и красивые"
Цель: формировать знания детей о способах профилактики нарушений  опорно-двигательного аппарата, о значении правильной осанки.
Логопед: Дети, что такое здоровье. Здоровый образ жизни? (ответы детей). Вы молодцы. Помните все, о чем мы с вами говорили раньше на занятиях о здоровье. Сегодня с вами у нас занятие очень интересное. Послушайте стихотворение Э. Мошковской " Дедушка и мальчик".
( Дети сидят на подушечках - душечках в свободной форме). (Сопровождается презентацией.)
Жил старый, старый: мальчик
С сутулою спиной,
Он горбился за книгой,
Сгибался за едой.
И он ворчал. Ворчал. Ворчал,
И всех он огорчал.
Пошлют его за хлебом, а он ворчит при этом.
Попросят мыть посуду,
Ворчит - бурчит! "не буду"
Не буду! Не буду!
И у него был дедушка,
Который не ворчал,
И не ворчал. И не ворчал.
А всех он выручал.
Какой - то странный дедушка.
Какой - то он чудной,
Веселый, статный дедушка.
Ну, просто молодой!
Как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении и о ком? (суждения детей). Да, правильно, о мальчике и его дедушке. А какую характеристику мы можем дать мальчику. Правильно: ворчун, сутулый, похожий на старичка, а дедушка наоборот.
А теперь я вам предлагаю рассмотреть вот эту иллюстрацию (показывает сутулого человека) Что вы об этом думаете? (высказывание детей). Правильно, то же, что и о мальчике. А как вы думаете, почему он такой сутулый и не красивая у него осанка (рассуждения детей). Правильно, он не старался соблюдать те правила, которые необходимы человеку для сохранения правильной осанки и красоты тела не делал зарядку, сидел не правильно за столом. Вот я вам всегда напоминаю, чтобы вы сидели ровно. Низко не наклонялись, ходили красиво, спина должна быть прямой.
Итог занятия: Давайте сделаем вывод: необходимо запомнить три важных правила и всегда выполнять их.
Правило первое: проверьте положение ног. Они должны опираться под столом о пол. Я хочу посмотреть, все ли правильно выполнили первое правило (проверяет и исправляет ошибки).
Правило второе: проверьте расстояние от глаз до стола. Поставьте руку локтем на стол, кончиками указательного и среднего пальцев коснитесь виска. Вот так. Это расстояние правильное. На таком расстоянии должна находится голова от стола, когда вы смотрите, читаете книгу или рисуете.
Правило третье: Между краем и грудью должен проходить кулачок. Проверьте, вы правильно сидите.
Давайте еще раз повторим эти правила, чтобы быть стройным и красивым, с красивой осанкой.
Молодцы! До свидания! До новых встреч!