Доклад на тему: «Интеграция образовательных областей в подготовительной группе»


МКДОУ Бутурлиновский детский сад № 11
Доклад на тему: «Интеграция образовательных областей в подготовительной группе»
Воспитатель: Скворцова МН
2016 г.
Мы с вами знаем, что интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольникам целостное восприятие окружающего мира.
Строя , в подготовительной группе образовательный процесс по принципу интеграции, мы решаем такие задачи, как :
Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве;
Интеграция способствует формированию обобщённых представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
Интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей.
Давайте рассмотрим интеграцию образовательных областей в подготовительной группе на конкретных примерах.
Социально-коммуникативное развитие (безопасность, социализация , труд)
Познавательное развитие (познание)
Математика интеграция с художественно-эстетическим развитием(рисование ,лепка, аппликация), чтение художественной литературы ( загадки, стихотворения), конструирование (из бумаги, счётные палочки, конструктор), музыка (прослушивание музыкальных произведений), поисково-исследовательская деятельность (взять ёмкость и залить цифру и заморозить) .Напр. «2*2=4»), физическое развитие (физ.мин, упражнения на счёт)
Экология: Со всеми областями. Например: «Безопасность и здоровье» темы:
Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных.
Объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их – они могут оказаться ядовитыми.
Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано ( одно и тоже растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т. д.)
Поисково-исследовательская деятельность . Например: Неживая природа:
– тематический блок “Земля”;(эксперименты с землёй)– тематический блок «Воздух»;( эксперименты с воздухом)– тематический блок “Вода”(эксперименты с водой).
Речевое развитие (коммуникация) Интеграция со всеми областями, потому что на каждом занятии мы общаемся с ребёнком , делаем выводы, ищем проблемы и находим их. Давайте рассмотрим на конкретном примере:
Тема: « Придумывание сказки на тему « День рождения зайца»
Дети рассматривают картинку «День рождения зайца», чтение стихотворений о животных приходящих на день рождение, в конце рисование сюжета. Также можно по этому занятию выполнить аппликацию, лепку.
Художественно-эстетическое развитие (музыка, чтение художественной литературы, художественное творчество)
Рисование, лепка, аппликация: прослушивание музыкальных произведений по теме, рассматривание картин, чтение произведений по теме (стихотворений, потешек, сказок)
Физическое развитие (физкультура, здоровье)
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе.
Тема: «Прогулка в лес. Грибы.»Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество».Методические приёмы: беседа – диалог, физкультминутка, чтение загадок, стихотворений, подведение итогов.Цель: Расширить представления детей о съедобных и несъедобных грибах.Задачи: 1.«Коммуникация»: - Развивать мышление, речь;- Воспитывать коммуникативные качества: дружелюбие, отзывчивость, готовность оказать помощь другу в трудную минуту;- Обогащать словарный запас детей названиями грибов, прилагательными, обозначающими цвет, форму.- Вызывать эмоциональную отзывчивость и радость от общения со сверстниками.2.«Познание»: - Формировать чувство осторожности по отношению к грибам;- Прививать любовь к природе.3.«Музыка»: развивать умение слушать и подпевать песню вместе с воспитателем.4.«Художественное творчество»: - Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту вещей, природы;- Совершенствовать изобразительные навыки и умения.Предварительная работа: беседа с детьми о характерных признаках осени, рассматривание иллюстраций и картин по осенней тематике, лепка грибов из соленого теста.Материалы и оборудования: осенние листья разных деревьев, грибы из соленого теста, краски, кисточки, мультимедийный проектор.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Вступительная беседа.Дети сидят полукругом на стульчиках. На проекторе картинка «Осень». На полу лежат разноцветные листья, грибы из соленого теста.Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?Дети: Осень.Воспитатель: Правильно, а какая у нас погода осенью?Дети: Холодно, солнце не светит, идут дожди.Воспитатель: Верно. Как люди начали одеваться осенью? Что вы сегодня одели ?Дети: Мы одели куртку, шапку, перчатки, сапоги.Воспитатель: Правильно, осенью люди стали одеваться теплее. Давайте и мы свами оденемся потеплее и отправимся в лес.Дети имитируют одевание, держатся за руки парами, идут по воображаемой тропинке и вместе с воспитателем поют песню:По извилистой тропинке мы пришли в осенний лес.Посмотрите, посмотрите сколько же вокруг чудес! Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. А кто знает, как надо вести себя в лесу?Дети: Не шуметь, не обижать животных, не рвать растения.Воспитатель: Дети, посмотрите, что лежит у нас под ногами? Правильно, листья, а какого они цвета? Какие это листочки с каких деревьев опали?Дети: Листья желтые, красные, оранжевые. Кленовые, дубовые, березовые и рябиновые.2.Физкультминутка «Листья».Мы листики осенние на ветках мы сидим (дети сидят)Дунул ветер полетели, мы летели, мы летели (дети бегают по кругу)И на землю тихо сели (дети садятся)Ветер снова набежал и листочки все поднял (машут руками над головой)Закружились, полетели (кружатся )И на землю тихо сели (дети садятся).3.Отгадывание загадок.Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что собирают осенью в лесу?Дети: Грибы.Воспитатель: Правильно, а вы когда – нибудь собирали грибы? Какие грибы вы знаете? ( Ответы детей). Сейчас я прочитаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.1)Не спорю – не белый,Я, братцы, попроще. Расту я обычноВ березовой роще.(Подберезовик)2)Я в красной шапочке растуСреди корней осиновыхМеня увидишь за версту – Зовусь я – (Подосиновик)3)Нет грибов дружней, чем эти – Знают взрослые и дети,На пеньках растут в лесу,Как веснушки на носу.Эти дружные ребята называются: (Опята)4)Ходят в рыженьких беретах,Осень в лес приносят летом.Очень дружные сестричкиЗолотистые ( Лисички)5)Он в лесу стоял, никто его не брал,В красной шапке модной, никуда не годной!Для людей он ядовит, отгадайте, что за гриб?( Мухомор )Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отгадали все загадки.4.Дидактическая игра «Подбери слово».- Что мы делаем с грибами? ( Ищем, собираем, срезаем, моем, чистим, режем, солим, едим).Воспитатель: Верно, но не все грибы можно есть. Грибы, которые можно есть называются съедобные. (Воспитатель на проекторе показывает картинки съедобных грибов, дети повторяют их названия). А грибы, которые нельзя есть называются несъедобные или ядовитые. ( Воспитатель показывает картинки несъедобных грибов, дети повторяют их названия). Ребята, почему нельзя есть эти грибы?Дети: Потому что они ядовитые. Если их съесть, человек отравится и может умереть.Воспитатель: Правильно. А сейчас послушайте интересное стихотворение.5.Чтение стихотворения «Вкусный суп».Ведьма суп сварить решила.Змей сушеных покрошила,Развела большой костёрИ поставила котел.Между сосен и полянокСобрала ведро поганок,Поскакала за бугор – Отыскала мухомор,Для приправы – бузины,Для отравы – белены,Волчьих ягод полкорзиныИ отличной свежей тины.Супчик вышел то, что надо:Целых 20 литров яда.Воспитатель: Ребята, из чего ведьма варила суп? А можно такой суп кушать? Почему?Дети: Такой суп кушать нельзя. Он сварен из ядовитых растений. Этим супом можно отравиться.Воспитатель: Правильно, ребята.6.Раскрашивание грибов из соленого теста.Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько на полянке грибов. Но осень забыла их покрасить, давайте ей поможем.Дети берут по грибочку, подходят к столу, на котором лежат краски и кисточки, садятся на стульчики и приступают к раскрашиванию грибов. После завершения работы, детям предлагается описать гриб, который они раскрасили по цвету, форме и размеру его ножки, с обязательным указанием на то, съедобен гриб или несъедобен.Воспитатель: Молодцы, ребята, как красиво вы раскрасили грибочки.7.Пальчиковая игра «Грибы».Раз, два, три, четыре, пятьВышли пальчики гулятьЭтот пальчик гриб нашелЭтот пальчик чистить сталЭтот резал, этот ел,Ну а этот лишь глядел.8.Просмотр мультфильма «Под грибом».Воспитатель: Ребята, а вы любите есть грибы? ( Ответы детей). А как вы думаете, кто ещё ест грибы?Дети: Животные едят грибы.Воспитатель: Правильно, а какие животные в лесу едят грибы?Дети: Белка, ежик, лось.Воспитатель: Правильно, ребята, а ещё маленькие звери в лесу могут спрятаться под грибом от дождя. Давайте мы сейчас с вами посмотрим мультфильм. (Воспитатель показывает на мультимедийном проекторе мультфильм по сказке В. Сутеева «Под грибом»). Дети, вам понравился мультфильм? ( Ответы детей ). Какую известную сказку она напоминает?Дети: Теремок.Воспитатель задаёт вопросы, дети на них отвечают: Чем похожи эти сказки? Какие герои участвуют в сказке «Теремок», а какие в мультфильме «Под грибом»? Кто из героев употребляет в своей речи «волшебное» слово «пожалуйста»? Какие «волшебные» слова вы ещё знаете? А вы догадались почему всем хватило место под грибом?Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться. Давайте, соберем осенние листья, а потом поставим их в вазу. Звучит музыка, дети собирают листья с пола и поют «Осеннюю песенку»:Погуляем, погуляем в садике своём.Желтых листьев, красных листьев много наберем,Посмотрите, посмотрите вот какой букет.Листья в вазу мы поставим в нашем уголке.Воспитатель собирает у детей листья и ставит их в вазу.Воспитатель: Молодцы, ребята, садитесь на стульчики.9.Рефлексия.- Ребята, вам понравилась наша прогулка по лесу?- Что мы сегодня делали?- Какой мультфильм мы посмотрели?- Какого цвета листья осенью?- Какие грибы растут в лесу?- Какие грибы съедобные, а какие несъедобные?- Почему нельзя есть несъедобные грибы?- Какие звери едят грибы?
В конце занятия так же можно выполнить любую продуктивную деятельность.
Итак, по нашему мнению, положительные моменты интеграции в ДОУ: точка роста, внедрение новых технологий. Минусы- в трудностях преодоления. Чтобы перевести образовательный процесс на рельсы интеграции, самому педагогу надо быть профессионально интегрированным в педагогическое и образовательное сообщество
Считаем, что интегрированное обучение дошкольников имеет определенные преимущества: способствует формированию целостной картины мира, повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, раскрепощает детей в творчестве, помогает решать одну и ту же задачу в разных ситуациях и с разных сторон.
Таким образом, интеграция как целостное явление выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.