Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме РАСШИРЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ






РАСШИРЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ









Из опыта работы
учителя начальных классов
Ефановой Ирины Дмитриевны









МОУ «Гимназия № 19»
г. Изобильный




Содержание:

1. Актуальность выбранной темы.

2. Задачи экологического образования в начальной школе.

3. Методы и формы экологического образования и воспитания.

4. Расширение экологического пространства в учебных дисциплинах.

5. Используемые технологии.

Результативность.

Заключение.

Используемая литература.























1. Актуальность выбранной темы.

«В наших детях – наша сила,
внеземных миров огни.
Лишь бы будущее было
столь прекрасным, как они.»
( Александр Николаев)

«Будь милостив ко всему живому, бери у природы лишь самое необходимое, помогай ей вечно цвести и плодоносить, дабы земля не стала пустыней и адом» - мудрость и житейское завещание наших предков. Обожествляя природу, воспевая ее, русский народ прививал любовь к Родине, что называется с колыбелью. Современный ребенок обеднен общением с живой природой. В большей степени это касается, конечно, «детей города». Поэтому я думаю, что тема над которой я работаю три года актуально будет еще очень долго.
Ведь обще признано, что начальная школа – важнейший этап становления личности, формирование экологической культуры, многогранных отношений к природному и социальному окружению. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
Я в своей работе руководствуюсь изречением Сократа: «Не насиловать душу ученика, а вести его за собой, давать ему делать свои робкие шаги».

2. Задачи экологического образования в начальной школе.

Главная цель моей работы – является формирование и расширение экологической культуры подрастающего поколения.
Основные задачи экологического образования вижу в следующем:
- научить понимать многостороннюю ценность природы как источника
материального и духовного развития общества;
- содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;
- формирование системности, мотивации к обучению.
- формирование познавательной активности, расширения кругозора, речи учащихся,
развитие когнитивных навыков. - выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в
природе; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-
ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; коммуникативных
умений; - развитие духовной потребности в общении с природой, стремление к познанию
окружающей природы;
- совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации
обучения.



3. Методы и формы экологического образования и воспитания.
Достижения поставленной цели и задач добиваюсь как традиционными формами и методами организации экологического воспитания, так и инновационными.
Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают :
а) традиционные;
б) активные, инновационные.
Выделяют:
-урок как традиционная форма ( вводные уроки, тематические уроки, уроки-лекции, уроки-беседы и другие).
-специальные уроки (самостоятельная работа учащихся, метод учебных дискуссий, ролевые игры).
-внеклассная и внешкольная работа (исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач).
-факультативы, лекции, рассказ, просмотр кинофильмов.
-различные виды экскурсий.

Важно не только развивать интерес детей к знаниям, но и научить их добывать эти знания самостоятельно в тех областях науки и культуры, которыми интересуется ученик. Для реализации этих задач выявляю индивидуальные особенности (склонности, интересы, способности) учащихся, а также стиль воспитания детей в семье. Каждого ученика включаю в разнообразные виды деятельности: учебную, познавательную, исследовательскую, оздоровительную, эстетическую.
Одна из поставленных мною задач - формирование личной готовности детей к активной жизни в современном обществе. Расширение социально-экологических представлений. Большие возможности раскрывает проектирование. Эффективность во многом зависит от того, удалось ли вызвать у школьников глубокие переживания к объектам природы, желание обмениваться мыслями и впечатлениями, выражать их в творческой деятельности.
Работу над первым проектом начинаю во втором классе «Красная книга Ставрополья» ставя несколько задач:
Образовательные: познакомить с представителями Красной книги Ставропольского края; определить какой вред наносит человек природе своими необдуманными поступками.
Развивающая: развивать навыки исследовательской работы;
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, желание её охранять и защищать.
Работа состояла из трех этапов:
Первый этап- подготовительный.
На этом этапе были поставлены цель и задачи проекта, проведена беседа. Проект решили делать всем классом. Каждый выбрал растение, животное о котором он решил рассказать.
Второй этап- исследовательский.
Так как это учащиеся второго класса им было предложено в дополнительны источниках найти материал на выбранное растение или животное опираясь на помощь родителей и на более любознательных детей.
Третий этап –обобщение результатов.
Выполнение зарисовок детьми.
В ходе исследовательской работе ученики многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Дети решили, что не будут рвать цветы, чтобы не наносить вреда природе. Было решено составить несколько листовок, в которых ребята решили обратиться с призывом к взрослым и детям «Берегите первоцветы!», «Пусть будет зима доброй для пернатых».
Таким образом, проектная деятельность развивает у учащихся способность наблюдать, сравнивать, делать выводы и обобщения, оформлять результаты исследований. Все это способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а это, как известно, является важным качеством.

4. Расширение экологического пространства в учебных дисциплинах.

Изучив проблему экологического воспитания, я пришла к выводу, что только совокупное воздействие на ребенка при изучении различных предметов способно сформировать экологическое пространство школьников. Хорошие возможности для этого предоставляет курс изучения русского языка в начальной школе. Общеизвестно, что благоприятной формой работы для экологического воспитания является работа над изложениями описательного характера и сочинениями о природных объектах и явлениях. Именно здесь открывается простор для формирования нравственных и эстетических чувств наряду с экологической культурой.
Вот несколько тем для сочинений, которые я предлагаю написать ребятам после проведения экскурсий на природные объекты:

1.Радости и огорчения природы.
При раскрытии этой темы выявляется место природы в системе ценностных ориентаций ребенка.
После беседы о проведенной экскурсии ребенок получает задание ответить на следующие вопросы:

-Опиши наиболее понравившийся уголок природы?
-Что более всего порадовало тебя во время прогулки, когда ты
сильнее всего почувствовал радость?
-Что огорчило тебя во время прогулки?




После анализа сочинений я составляю следующую схему:

Ф.И.
Радости, связанные
Огорчения


с самим с др. людьми
собой
этического эстетического
характера характера


Данная таблица позволяет оценить уровень экологических знаний ребенка, его информированность.
2.”Секретный разговор.”
Методика написания сочинения способствует развитию эмоциональной-чувственной сферы личности ребенка в процессе общения с природой, а так же выявляет имеющийся у ребенка опыт такого общения.
Детям предлагаю представить, что во время прогулки в лес они встретили красивое растение и сумели поговорить с ним. Далее они получают задание написать вопросы, которые они бы хотели задать этому растению, о чем бы рассказали ему, что бы хотели от него услышать?
3.”Лес благодарит и сердится”.
Выявляется отношение школьников к природе, развиваются представления о правилах, нормах взаимодействия с ней.
После предварительной беседы дети вспоминают увиденные в лесу картины, положительные и отрицательные примеры взаимодействия человека и леса. В своих сочинениях ребята должны отразить:
-За что лес мог бы сказать тебе спасибо?
-За что лес рассердился на тебя?
-Чем бы ты мог помочь лесу?
Если в первом, втором классе в сочинениях ребят преобладали такие фразы:” Лес скажет спасибо, если мы не будем рвать цветы, ломать деревья, бросать мусор, пугать диких животных, разводить костры и т.д.”, отражающие позицию невмешательства учащихся в окружающий мир, то в третьем и четвертом классах они приводят примеры практической экологически ориентированной деятельности. “Лес скажет мне спасибо, если я соберу мусор, подкормлю птиц и белок в трудный для них период и т.д.” Это говорит об эффективности методов в формировании более высокого уровня экологической культуры, отражает активную позицию ребенка, как заботливого хозяина, защитника природы. В качестве примеров в своих сочинениях ребята приводят проделанную ими природоохранительную работу. “Весной я нарисовал и повесил в нашем лесу плакаты с изображением редких первоцветов и попросил людей не собирать их.” Объясняя почему лес может сердиться на людей, ребята давали ответы, указывающие на бездействие человека в той или иной форме. “Лес сердится. Если мы не кормим птиц, не очищаем его от мусора, не выставляем зеленые патрули”. Эти ответы говорят об активной жизненной позиции ребенка, оказание помощи природе-норма поведения личности.
Для того, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, я применяю определенную систему приемов воспитания на уроках русского языка.
При изучении темы “Предложение”, знакомя с видами предложений по цели высказывания и знаками препинания в конце, я использую упражнения следующего содержания:
“Природа не терпит ничего безобразного, и его в ней нет. Посмотрите, рядом с нами нет ничего мертвого, все дышит, живет, понимает. Она волнуется в бурю и зябнет в снегу, задумывается спокойным вечерком, отдыхает от солнца, ветров, гроз”(Левитан).
Предлагаю учащимся прочитать удивительные правдивые слова о русской природе художника Левитана. Спрашиваю детей:
-Чем понравились вам слова?
-Как художник любит природу?
Далее сообщаю ребятам:
-Исаак Ильич Левитан по-особому любил русскую природу. Она у него очень красивая и очень русская. Такие прекрасные картины, как “Золотая осень”, “Март” мог создать только человек, горячо любящий Родину. Таким был И. Левитан. Изучение природы невозможно только на одном каком-либо уроке. При изучении русского языка мы будем говорить о природе, бережном отношении к ней, о том, как и для чего нужно любить ее. Помогут нам в этом сочинения по картинам, по художественным открыткам, по иллюстрациям из учебников и журналов. А сейчас спишите высказывание И.Левитана и постарайтесь его запомнить. С него мы и начнем разговор о русской природе.
При повторении темы “Предложение” мы говорим с ребятами о русской белоствольной березке, даем ей словесное описание, определяем цвет и форму листа, лежащего на каждой парте, обращаю внимание на яркую белизну ствола березы, растущей под окном школы, его красоту. Затем с помощью магнитофонной записи прослушиваем шелест березовой листвы при дуновении ветра. После этого учащиеся составляют повествовательное, восклицательное и вопросительное предложения о березе. Лучшие записываем на доске и в тетрадях, делаем синтаксический разбор одного из них. Итогом работы становится разговор о березе, о ее удивительной красоте и бережном отношении человека как к березе , так и к другим деревьям.
При изучении имени прилагательного я также использую поэтический образ русской березы. Мы вспоминаем отрывки из произведений русских писателей:

И весел звучный лес, и ветер меж берез,
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы. (И.Бунин)




Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной. (Р.Рождественский)

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками!

Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую! (А.Прокофьев.)

Старые деревья давно облетели, и только молодые белоствольные березки сохраняют свои увядшие желтоватые листья, блистающие ярким золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. ( По С.Аксакову)

...Осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисует на бледно-голубом небе.
(По И.Тургеневу.)

Дети называют словосочетания звучный лес, белые березы, тихий дождь, алмазных слез, зеленые косы, горячее лето, русскую светлую, грустную, нарядную, ясную, кипучую, родную, ненаглядную, плакучую березу, молодые белоствольные березки, сказочное дерево и т.д. и объясняют их значение. После этого я им предлагаю создать образ березы в целом, используя названные слова. На таких ярких примерах дети убеждаются в необходимости использовать имена прилагательные.
-Благодаря чему писатели и поэты достигли такого выразительного, эмоционального описания березы, всей природы в целом?- спрашиваю я.
-Они видят в березке не просто дерево, а красоту, очарование. И еще больше видят Родину! –отвечают дети.
Предлагаю ребятам самим составить маленькие рассказы – описания березы, используя имена прилагательные. Я читаю их и ясно представляю себе, что учащиеся любят природу.
Заслуживает внимание такой методический прием, как работа с художественными открытками и плакатами, изображающими природные объекты. Эти изображения очень яркие, эмоциональные, выразительные, воздействуют на ребенка положительно, учат любить и понимать природу.
На доске вывешен плакат В.М.Давыдова “Осень”. Я предлагаю детям следующие задания и вопросы:
-Чем понравился тебе этот фотоплакат? Как ты почувствовал “дыхание осени”?
-Составь и запиши повествовательное и восклицательное предложение. Одно из них разбери по членам предложения.
-Запиши несколько глаголов в настоящем времени . С двумя из них составь и запиши предложения.
-Составь и запиши предложения о небе, листьях, кустарниках. Определи падеж имен существительных.
Много радости у ребенка вызывает и фотоплакат “Лесное озеро” В.Захарова. Дети любуются лесным озером, гладью глубокого зеркала среди зеленых лугов, ветвями кустарников, свисающих к прохладной озерной воде, серебристыми бликами солнца на воде. Эту открытку я использую при изучении имен прилагательных и глаголов.
Для грамматического разбора я предлагаю ребятам предложения следующего содержания:
Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины.
Под песцовым малахаем спрятал кудри темный бор.
Пышным букетом пурпурных цветов выпорхнула стайка снегирей.
Тихая и темная заря занималась над землёй.
Зимний лес походит на серебристо-белые заросли на замёрзших окнах.
Снег отражает яростные атаки весеннего солнца.
Земля оделась нежно-зелёной травой.
Замерзающий бор шумит среди лазури.
Для опроса учащихся я использую карточки с содержанием экологической направленности.
Карточка 1.
1.Выразительно прочитай предложение, выдели образные слова, объясни их значение. Чем тебе понравилось это предложение?
2.Объясни правописание слов с безударной гласной в корне.
3.Разбери по составу слово лиловые.
Сверкают в росинках лиловые звезды сирени.

Карточка 2.
1.Приготовся выразительно прочитать предложение, найди слова, понравившиеся тебе. Чем они тебе понравились?
2.Определи род, число, падеж имен существительных и прилагательных.
В морозном воздухе далеко слышаться гулкие голоса косачей.

Мы с учениками приходим к выводу, Что каждый из нас может увидеть тайны природы, стоит только быть внимательными, почаще останавливаться и наблюдать за окружающим.

Все учебные предметы признаны нести свой вклад в формирование экологической культуры личности.
В своей работе для повышения качества экологического образования я использую приём “экологизации” уроков трудового обучения. Главной целью на данном этапе является формирование у ребят ответственного отношения к природе. Прежде, чем ребята придут к конечному результату-пониманию, что человек и природа составляют одно целое, необходимо организовать творческую работу так, чтобы выводы учащихся органично вытекали из всего того, что он увидел и услышал, почувствовал, прочитал, осмыслил, сделал своими руками на занятиях и применил сделанное на практике, на уроках и внеклассных мероприятиях.
Реализуя идеи экологического воспитания я провожу с ребятами на уроках экологические дискуссии, связанные с обсуждением на доступном уровне экологических проблем и путей их решения.
Перед уроками трудового обучения, посвященным работе с природным материалом я провожу обучающую экскурсию, где ребята получают сведения о том, как надо правильно собирать природный материал , готовить его к работе. Знакомлю ребят с правилами работы с природными объектами. Наблюдая за окружающим, ребята улавливают связь живой и неживой природы, пытаются проследить за круговоротом превращения живого в неживое.
-Вот клен, посмотрите, какая у него пышная крона. Каждый листочек как будто вырезан мастером-художником. Обратите внимание на окраску листвы: вот ярко-жёлтый листок, а у этого по краям багровый узор, этот листик коричневый в жёлтых подпалинах, но есть и совсем зелёная листва. А вот и облетевшие листочки. Знаете ли вы ребята зачем нужны дереву листья? Почему они меняют окраску осенью?
Ребята говорят в первую очередь об эстетической ценности листвы, а затем уже мы выясняем биологическое значение листьев, нахождение в них особого вещества, которое и придает зелёную окраску. Это вещество помогает растениям питаться, поглощает на свету углекислый газ и выделяя кислород, Осенью хлорофилл разрушается и листья приобретают другую окраску. Говорим о том, почему наступает листопад, и что происходит с упавшими листочками. Таким образом при сборе листьев для выполнения поделок и аппликаций ребята получают сведения о круговороте веществ в природе. Растения живут, дышат, питаются, растут, образуют листья. Листья в свою очередь опадают, возвращая в землю питательные вещества, которыми снова воспользуются растения. Обсуждаем мы и экологические ошибки, допускаемые нами. Осенью очень часто сжигают опавшую листву, не думая о том, что из экологической цепочки безвозвратно уходят некоторые компоненты. Сгорая, листья не отдают в почву массу питательных для растений веществ. Почва начинает терять свое основное свойство-плодородие.
На уроке обсуждаем с ребятами композицию из листьев, уделяя внимание форме листьев и цветовой гамме их, затем ребята выполняют аппликацию.
Работая с аппликацией из бумаги предлагаю учащимся выполнить ряд творческих заданий, направленных на раскрытие понятия-антропогенного влияния на природу. При этом ребята:
1.Придумывают разрешающие и запрещающие знаки поведения на природных объектах.
2.Затем подбирают необходимый материал для работы и распределяют обязанности в творческой группе для коллективной работы.
3.Затем ребята выполняют работу и анализируют сделанное.
4.Получают задание подготовить беседу на экологическую тему, используя разрешающие и запрещающие знаки.
Тематику этих уроков я планирую на апрель месяц, когда в школе проходит экологическая неделя, ребята выступают со своими сообщениями в других классах.
В четвертом классе запланированы работы по пошиву мягкой игрушки. Дети выбирают понравившихся животных, переводят выкройки игрушек и шьют их. При защите своих работ они рассказывают о своем животном, его повадках, местах обитания. Мы разыгрываем спектакли на экологическую тему с участием игрушек.
Уроки трудового обучения открывают новые возможности для реализации принципа связи обучения и труда. Причем экологические понятия, сформированные в ходе практических и творческих работ, отличаются большей усвояемостью и более успешным применением их в жизни.
Экологическая работа детей продолжается на всех уроках, плавно переходя от одного к другом. Ребята очень любят выполнять творческую работу, изготовление книжки-самоделки.
После наблюдений в природе на экскурсии, я предлагаю сделать книжку-самоделку “У природы нет плохой погоды”. В ней они описывают свои сезонные наблюдения. Но для того чтобы они выполнили это задание мы с ними на уроках технологии предварительно изготовили эти книжки. На уроках изобразительного искусства я предлагаю ученикам проиллюстрировать свою книжку-самоделку. После того как работа выполнена, мы устраиваем выставку наших работ. Свои сочинения о самом дорогом человеке- маме, о солнце, цирке, животных, о том, что больше всего радует, дети оформляют в другую книжку, под названием “Как прекрасен этот мир!”
Школа тигров и леопардов
Безграничные возможности экологического образования.
Работая над своей темой я пришла к выводы, что эту работу я могу продолжать и на таких уроках как рисование и физическая культура. Как объединить разнохарактерные знания в целостную картину, которая станет базой экологического мировоззрения? Например, в рамках занятий по природоведения наступает время, когда необходимо рассказать ученикам о животных и растениях Красной книги. Я постаралась сделать так, чтобы эти живые существа не остались для ребенка просто картинками из книги, чтобы он ощутил свою ответственность за них и желание встать на их защиту. Вот поэтому и была придумана школа тигров и леопардов. Началась она с игрушки, которая была так хороша!(тигр, леопард и т.д.) Эти игрушки были у меня на уроке, котором мы рассматривали с детьми толстенную книгу в твердом переплете со множеством цветных рисунков. На картинках были изображены животные и растения. Когда я закрыла книгу и показала обложку. Обложка была красной. Красный цвет означает опасность не только на дорогах. Животные и растения, которых мы с вами только что рассматривали, тоже находятся в опасности, вот потому обложка этой книги такого тревожного цвета, да она так и называется- Красная книга. После этого я показала им игрушку леопарда, рассказала где он обитает, о его повадках. Прочитала статью о варварском поступке браконьеров, убивших трех из четырех последних “российских” леопардов. Осталась одна самка. На уроке игровой физкультуры мы продолжили начатый разговор. Мы отправились в воображаемое путешествие, в тот край, где живут леопарды. Вот здесь мы и вспомнили все что знали уже о тайге. На уроке игровой физкультуры мы играли в такие игры как”Мягкие лапы”, “Охота”,”Это моя добыча”. Так в игровой форме мы пытаемся прожить немножко, как леопард, тигр. Вот и получается какой же это был урок физкультуры или экологии. Безграничные возможности экологического образования дают нам возможность перешагнуть и через границы расписания. Только что у нас был урок игровой физкультуры, а теперь мы отправляемся на урок изобразительного искусства, где продолжим говорить о Красной книге, ее жителях в частности о леопарде, тигре и т.д. Я предлагаю ученикам нарисовать животное которое его больше всего чем то поразило. Мы снова рассматриваем картинки в Красной книге, вспоминаем как нам лучше изобразить на своих рисунках туловище, голову, лапы, хвост. И вот уже ребята увлечены творческой работой. В конце урока мы рассматриваем рисунки, обсуждаем их, отмечаем более удачные, организуем выставку работ. После этого на уроке окружающего мира я показала детям презентацию составленную мною по Красной книге Ставропольского края. После цикла этих уроков была проведена природоохранная акция “Пусть будет зима доброй для пернатых”. Цель которой развивать у детей представление о зимующих птицах, развивать интерес к птицам и ответственность за все живое.
В начале осени дети заготовили корм для птиц ( семена арбузов, дынь, ягоды калины, рябины, семена сорных трав).
С наступлением холодов ребята вместе с родителями соорудили кормушки из молочных пакетов, полиэтиленовых бутылок и фанеры.
После промерзания почвы и выпадения снега кормушки были развешаны на столбах и деревьях.
По мере необходимости дети чистили кормушки и подкладывали в них корм. Кроме этого дети составили и развесили листовки в районе гимназии, призывая жителей помочь зимующим птицам.
Используемые технологии.
1.Технология проектного обучения применяю с целью формирования навыков самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; развитие умения самовыражения; умение интегрировать знания из разных дисциплин. Воспитание целеустремленности, ответственности, инициативности. Как правило результат это расширение кругозора учащихся. Формирование и закрепление полученных знаний и умений по изученным темам.
2.Технология проблемного обучения применяется с целью поднять уровень мотивации учебной деятельности, активизировать познавательный интерес.
Как правило через проблематизацию повышается эффективность уровня усвоения общеучебных ЗУН.
3.Здоровьесберегающая технология применяется, чтобы обеспечить ученика высоким уровнем здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни. Воспитания культуры здоровья у учащихся. Научить детей умению заботиться о своем здоровье и бережно относится к здоровью других людей.
4.Чтобы повысить интерес к учению. Создать почву для межпредметных связей применяю ИКТ. Эта технология изменяет позицию и характер деятельности учителя, активизирует самостоятельность учебной деятельности школьников, изменив характер её работы.
Заключение.

Благодаря такой планомерной работе результаты обучения и воспитания младших школьников достаточно высокие, что подтверждается итоговыми оценками по окончании начальной школы. Эта работа помогает изменить отношение школьников к природному окружению на более эмоциональное, этичное и деятельностное, позволяет эффективнее развивать у детей коммуникативные навыки, повышает качество знаний и развивает умение применять их на практике. В результате уменьшается число школьников, стремящихся взаимодействовать с природой только как с объектом красоты и пользы и возрастает число учащихся, желающих изучать природу и действовать с целью улучшения состояния природного окружения. Самое главное у детей появилось чувство сострадания, сопереживания к окружающему нас живому миру.














































Используемая литература.

1. Журнал «Начальная школа» 2009 – 2010 гг.

2. Журнал «Начальная школа плюс до и после» 2009 – 2010 гг.

3. А. А. Плешаков «Мир вокруг нас».

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа, 2000 № 4.

5. Л. И. Грехова. Экологическая подготовка детей в дошкольных образовательных учреждениях.

6. Л. С. Литвинова. Нравственно-экологическое воспитание школьников.