Открытый урок музыки Импрессионизм в музыки и живописи



Открытый урок по музыке
в 6-В классе
тема: «Импрессионизм в живописи и музыки»

Подготовили и провела
Учитель музыки Цибань И.М.
2015г.
Тема урока: «Импрессионизм в музыке и живописи»
Тип урока: урок открытия нового знания, урок- путешествие
Оборудование: компьютер, проектор (презентация), магнитофон, фортепиано
Ожидаемые результаты: обучающиеся смогут раскрыть особенности стиля, найти
ассоциативные связи между художественными образами
музыки и живописи, передать свои впечатления в устной
и творческой форме.
Цель: раскрыть особенности и понятия импрессионизма, как художественного стиля в
живописи и музыке
Задачи:
Образовательная:
-раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примерах художников-импрессионистов и композиторов-импрессионистов;
- создать условия для анализа художественного и музыкального образа
- Развивающая:
-развивать умение следить за развитием музыкального образа, устанавливать взаимосвязи ;-развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитательная:
-воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;
воспитать эмоциональную отзывчивость
Ход урока.
Организационный момент
слайд 1
Посмотрите на экран, что изображено?
Д - Эйфелева башня.
У- Как вы думаете, о какой стране сегодня пойдёт речь?
Д- О Франции.
У - Я вас приглашаю во Францию в город Париж, в котором жили и творили великие художники и музыканты
В 60-е годы в Париже объявились молодые люди, которые таскали с собой на этюды довольно большие холсты и писали на них чистыми красками прямо из тюбика. Причём клали рядом, например: красный и зелёный или жёлтый и фиолетовый, называя эти пары дополнительными цветами. От этих контрастов, краски, положенные крупными раздельными мазками, казались нестерпимо яркими, а предметы, которые новые художники не стремились обводить линейным контуром, теряли точность очертаний и растворялись в окружающей среде.
Эти художники объединились, восставая своим творчеством и совершенно новым методом против традиций и канонов классической живописи. В 1874 году, собранные вместе на первой групповой выставке, их произведения вызвали настоящий шок. Это была выставка независимых художников, независимых от академии, от официального искусства, от устаревших традиций, критики, мещанской публики. Вот имена этих новых художников: Клод Моне, , Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Поль Сезанн.
На экране проецируется картина К.Моне «Восход солнца. Впечатление» (слайд 2)
У: Ребята, что вы можете сказать об этой картине? Как бы вы ее назвали?
Д: картина красивая, на ней изображена природа, встает солнце (высказываются предположительное название картины)
У: Именно эта картина молодого французского художника 19 века Клода Моне, в числе написанных его сотоварищами, была выставлена в в Париже на одной из выставок. И она сыграла особую роль в появлении нового направления в искусстве того периода. Группа молодых художников отказалась от участия в Салоне, ежегодной французской традиционной выставке выпускников Академии художеств и в качестве протеста организовала свою. Люди, пришедшие туда, а среди них были и преподаватели Академии, и ценители высокого искусства, и просто зеваки, были настроены по-разному. Кто-то из них восхищался работами, кто-то был шокирован, кто-то считал все происходящее бредом, а кто-то – всего лишь скандальным способом обратить на себя внимание. Но все посетители были под большим впечатлением. В том числе и этой картины . Она называется «Восход солнца. Впечатление». Именно оно, впечатление, сопровождало всех, никто не остался равнодушен. С ним, с впечатлением от увиденного, все посетители уходили с выставки. Стало ясно, что на свет появилось новое направление в искусстве, которое просто впечатляет. По-французски впечатление – «импрессион». И как же, на ваш взгляд, назвали это новое направление?
Д: - импрессионизм
Определение темы урока.
У- Так о чём мы сегодня будем говорить.
Д- Об импрессионизме.
У- Об импрессионизме в каких видах искусства?
Д- Импрессионизм в живописи и музыки
тема урока : слайд 3
Импрессионизм в живописи и музыке
Совершенно верно. О нем мы и поговорим сегодня на уроке. Импрессионизм в изобразительном искусстве просуществовал недолго, чуть больше 30 лет. Но до сих пор он завораживает, удивляет, впечатляет
Новое течение отличалось от академической живописи как в техническом, так и в идейном плане. В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками.
Прежде всего импрессионисты пытались уловить мимолетное впечатление. Малейшие изменения в каждом предмете в зависимости от освещения и времени суток. Наивысшим воплощением стали циклы картин К.Моне «Стога сена» и «Парламент Лондона. слайды

У: А это работы Эдгара Дега
Знаменитые балерины и «Голубые танцовщицы» слайды
У: Итак, что чаще всего изображено в работах художников?
Д: люди, , природа
У: Какую цветовую гамму они используют?
Д: пастельные, но разнообразные, с многочисленными оттенками
У: Но ведь и раньше художники изображали людей и природу (слайды ).
Шишкин В сосновом бору
портрет Марии Лопухиной
И палитра красок была разнообразной. Что же все-таки отличает эти работы?
Д: контуры как бы размыты, расплывчатые, линии нечеткие; в образах из-за этого есть какая-то загадка, что-то неуловимое
У: Действительно, художники-импрессионисты передавали в работах свои мимолетные впечатления, едва уловимые психологические состояния человека. Вот почему нет четких линий. Именно это так потрясло весь профессиональный мир, за это их невзлюбили и вместе с тем восхищались. Но эти молодые художники вопреки всему, вооружившись тем, чему их учили педагоги в Академии художеств, поднялись на новую ступеньку творчества. И до сих пор радуют своих поклонников. А как вы думаете, мог ли импрессионизм с его основными чертами, которые мы выделили, проявиться в музыке?
Д: …? У: Главным представителем в музыке является Клод Дебюсси. Его музыка будет сегодня звучать на нашем уроке
Влияние живописи на композитора было очень велико.  Дебюсси так же как и художники - импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира. Музыка Дебюсси основана на зрительных образах, наполнена прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен.
Названия большинства произведений звучат, как поэтические строки: «Девушка с волосами цвета льна» , «Лунный свет», «Арабески»и т. д. Клод Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Он создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью
Сейчас мы прослушаем с вами произведение Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»
Слушание: К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»
У: Какие муз. инструменты звучат?
Какой инструмент солирует?
Звучит только группа струнных инструментов. А солирует арфа. Нет ни ударных, ни духовых инструментов. Импрессионизм в музыке не предполагает смешивание разных групп инструментов и это отличает эту музыку от другой.

У: Давайте попробуем нарисовать словесный портрет этой девушки, что она делает, какое у нее настроение.
У: Итак, какую девушку вы себе представили?
Д: она спокойная, задумчивая
У: А как это слышно в музыке?
Д: музыка неторопливая, небыстрая
У: А темп все время звучит одинаково неторопливо?
Д: Нет, музыка как бы покачивается, то чуть ускоряется, то замедляется и даже как бы зависает; свободный темп
У: А какое настроение у девушки: она смеется, плачет, сердится?
Д: она спокойна, может быть мечтает или что-то вспоминает.
У: А какие краски вы бы подобрали, если бы хотели изобразить ее на холсте?
Д: неяркие, но красивые; светлые, пастельные
У: А как бы это можно было отразить в картине?
Д: наверное, не конкретизируя детали, чтобы чувствовалось дыхание, свобода
У: Так значит, черты какого направления мы уловили в этом произведении?
Д: импрессионизма
У: А с чертами какого жанра перекликаются черты импрессионизма?
Д: свободный темп, переменный лад, украшения – это черты романтизма
У: Абсолютно верно, но что отличает романтизм от импрессионизма?
Д: у романтиков выражаются чувства, переживания, а у импрессионистов – впечатления
У: И что может являться подтверждением этих впечатлений в произведении?
Д: наверное, цвет волос девушки
(Ребятам предлагается два портрета разных стилей) слайды
- Какой портрет вы бы подобрали к прозвучавшей музыке? Объясните, почему
1 Вл. Боровиковский  Портрет графини Лопухиной
2. О.Ренуар Юная девушка, расчесывающая волосы
Следующее произведение называется «Лунный свет» . слайд
Прослушивание «Лунный свет ».
У- А в этом произведение какой музыкальный инструмент солирует?
Д- это произведение исполняют на фортепиано
У- правильно, а как мелодия развивается
Д- здесь она тоже спокойная и неторопливая, как в предыдущем
У- Какие чувства у вас вызвало это муз. произведение?
У- Какое настроение  создает эта музыка
Итог.
- Мы выявили основные черты импрессионизма в живописи и музыке. Давайте все вместе прочтём (слайд)
Художники - импрессионисты используя цветовую палитру, а композиторы – импрессионисты, используя звуковую палитру передают игру света и тени, сверкание солнечных бликов, радужное сиянье водяных струй и чистую прозрачность голубого неба. Каждый человек в душе- художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию.
У: Вот теперь наверняка никто из вас не сомневается в том, что импрессионизм проявился в равной степени в музыке и изобразительном искусстве. Но тем и интересно искусство. Ведь наш мир настолько разнообразен. И посмотреть что в нем происходит, можно по-разному и через призму разных видов искусств и жанров. Например, как в песне Гладкова «Песня о картинах»
Дети исполняют песню
. Обобщение понятия «импрессионизм» в музыке, живописи и поэзии.
ИТОГ  УРОКА
Сегодня на уроке мы встретились с картинами художников-импрессионистов, а также с музыкальными картинами композитора-импрессиониста.
В них важен не столько сюжет, сколько чувства, ощущения, возникшие от соприкосновения с этими произведениями искусства. А музыка и живопись очень дополняют друг друга
РЕФЛЕКСИЯ