Проект по патриотическому воспитанию Донбасс — наш общий дом


ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ № 2 ГОРОДА ТОРЕЗА
00Педагогический проект
«Донбасс – наш общий дом»
Педагогический проект
«Донбасс – наш общий дом»
156210147955Педагогический проект
по патриотическому воспитанию
«Донбасс – наш общий дом»
Педагогический проект
по патриотическому воспитанию
«Донбасс – наш общий дом»

Руководитель проекта: Мурадян А.П., заместитель директора по воспитательной работе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается к любви к
своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом
она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной
природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до
самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через
какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь,
когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого
начала.
Академик Лихачев Д.С.
Проект  разработан в соответствии с Концепцией патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики.
Проект определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлен на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

АКТУАЛЬНОСТЬ
Донбасс, родина, .…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к школе, к родному городу и родной земле играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Знакомство учащихся с Донбассом: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Республики. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             
Изменение ценностных ориентаций молодежи деформировали самые устойчивые убеждения и взгляды. Размытость понятий «честь», «долг», «совесть», «достоинство», «любовь» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние общества. Поэтому забота о гражданском и патриотическом воспитании учащихся приобретает сегодня для нас актуальное значение.
Работа по патриотическому воспитанию строится комплексно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Необходимо заинтересовать учащихся возможностью самому понять, что чувство патриотизма неотъемлемая черта личности. Поэтому структура воспитательного процесса, направленного на осуществление данного проекта, основана на следующих концептуальных положениях (Приложение 1, приложение 2):
- детоцентризм – приоритетность интересов ребенка;
- увлекательность и творческий подход – развитие творческих способностей через доминанту творческих начал;
- сотрудничество – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых;
- развитие – стимулирование и поддержка ребенка в духовно-нравственном, интеллектуальном, творческом и саморазвитии;
- вариативность – обеспечение выбора индивидуального маршрута;
- открытость воспитательной среды – взаимосвязь с социумом.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Основная цель данного проекта формирование основ патриотизма – воспитание  качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к  истории, традициям культуре своей семьи, малой родины, Отечества в целом;
совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у обучающихся патриотического сознания, верности Республике, готовности к выполнению обязанностей и направленного на решение задач по разностороннему развитию личности юного гражданина ДНР через коллективную творческую деятельность.
Воспитательные задачи проекта:
формировать толерантность школьников через   пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям; одноклассникам.
Способствовать развитию интереса у воспитанников и их родителей к изучению родословной своей семьи, истории, культуры, традиций своего края,  родины, жизни земляков, верно служивших и служащих Донбассу;
обновить содержание системы патриотического воспитания, основанной на воспитании личности с развитым чувством патриотизма, которая не только определяет для себя приоритетными духовные и культурные ценности, но и стремится их преумножать.
установить партнерские взаимоотношения с Советом ветеранов.
организовать поисковый отряд «Луч» для создания летописи героического прошлого Тореза.
Участники проекта:
- учащиеся школы;
- родители учащихся;
- учителя школы.
Направления проектной деятельности:
Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
Ведущей в школьном возрасте становится учебная деятельность.  Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей учащихся, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Поэтому в системе самосовершенствования личности субъект воспитания на данном этапе развития получил условное название «исследователь». Реализация проекта рассчитана на весь курс образования и представляет собой три ступени развития.
I ступень - 1-4 классы «Я люблю мой Донбасс»;
  II ступень – 5-8 классы «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»;
III ступень – 9-11 классы «Я - патриот Донбасса».
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ПЕРВЫЙ ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Продолжительность этапа – две недели
Содержание деятельности:
- разработка плана по организации и проведению мероприятий;
- привлечение обучающихся для участия в мероприятиях;
- формирование творческих групп по направлениям деятельности (журналистское, организационно-досуговое, агитационное, информационно-просветительское);
Результат реализации этапа:
- вовлечение детей и подростков в патриотическое движение, направленное на возрождение и укрепление патриотизма, развитие интереса к военно-историческому прошлому.
Применяемые технологии:
- информационная кампания;
- занятия с элементами тренинга для формирования творческих групп;
- работа в фокус группах.
ВТОРОЙ ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ
Продолжительность этапа – сентябрь – апрель (семь месяцев)
Содержание деятельности:
I ступень - 1-4 классы «Я люблю мой Донбасс»
Задачи:
1.      Воспитание любви  к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;
2.     Развитие творческой активности.
3.     Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
Содержание программного материала:
- Донбасс. Торез. Изучение истории города и республики.
- Архитектурные и культурные памятники города и  республики.
- Символика.
- Природа и экологические проблемы.
- Выдающиеся люди Донбасской земли. Работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков,  изучение значения жизни земляков,  родственников в истории страны во время ВОВ, Афганской войны.
5-8 класс – «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»
 Задачи:
1.      Воспитание любви  к семье, родным и близким людям; уважения к  историческому прошлому и настоящему малой и большой родины;
2.     Развитие творческой активности.
3.     Формирование у учащихся и их родителей интереса к изучению связей  истории своей семьи с историей Донбасса.
Содержание программного материала: 
- отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории республики;
- узнать об интересных людях: героях войны, труда, людях искусства; 
-народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи.
-Донбасс в живописи, песнях и стихах.
- Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.
 9-11 классы – «Я патриот Донбасса»
Развитие патриотического движения по направлениям:
- журналистское (организация работы группы «Поиск»; создание видеоматериалов по патриотическому воспитанию, составление исторической летописи о героях-земляках, организация встреч с ветеранами ВОВ, Афганистана);
- организационно-досуговое (организация и проведение мероприятий «Я патриот Донбасса», флешмоб-акции «Я люблю Донбасс», участие в городских акциях);
- агитационно-театральное (подготовка и выступление агитбригад, пропагандирующих патриотизм, концертных программ, участие в конкурсах, выезды на дом к ветеранам в рамках акции «Добрые дела»);
- информационно-просветительские (деятельность диспут-клуба «Донбасс – наш общий дом». Освещение реализации проекта «Донбасс – наш общий дом».
Применяемые технологии: - КТД (конкурсная и концертная деятельность, благоустройство исторических памятников, шефство над ветеранами ВОВ);
- флешмоб-акция;
- агитбригада;
- диспут;
- телекоммуникационные технологии.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
Мероприятие Термин Ответственный
Устный журнал «Дотрагиваясь сердцем подвига» 5 – 8 кл. 08.09.2015 кл. руководители 5-8 кл.
«Пусть мир шагает по планете» конкурс рисунка 1-4 кл. 06.09-08.09.2015 кл. руководители 1-4 кл.
Тематические диспуты, круглые столы «Защитники Отчизны среди нас» 08.09.2015 кл. руководители 9-11 кл.
Возложение цветов к памятнику в районе школы ко Дню освобождения Донбасса и Дню города 08.09.2015 кл. руководители 1-4 кл.
Исследовательская деятельность – создание видеоролика «Сохраним память о подвиге» (интервью ветерана) 9-11 кл. – поисковый отряд «Луч» 09.09 -24.09. 2015 Руководитель поискового отряда «Луч» Боровкова Ю.В.
Выступление поискового отряда «Луч» «Партизанскими тропами» ко Дню партизанской славы 22.09.2015 Руководитель поискового отряда «Луч» Боровкова Ю.В.
Трудовые дела: акции «Детство в огне» (посещение ветеранов) 01.10-10.10.2015 кл. руководители 9-11 кл.
КТД «Я люблю мой Донбасс» 1-4 кл. 15.10-30.10.2015 кл. руководители 1-4 кл.
Классный час «Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего» 5-8 кл. 01.11-15.11.2015 кл. руководители 5-8 кл.
Тренинг общения «Я – патриот Донбасса» 9-11 кл. 15.11 – 30.11.2015 Зам. директора по ВР Мурадян А.П.
Семейная гостинная «Родословная семьи» 1-4 кл. 14.12.2015 кл. руководители 1-4 кл.
Семейная гостинная «Пишем историю своей семьи» 5-8 кл. 23.12.2015 кл. руководители 5-8 кл.
Флешмоб акция «Мой любимый Донбасс» 24.12.2015 Педагог-организатор
Конкурс творческих рисунков «Природа родного края» 1-4 кл. 17.01.2016 Педагог-организатор
Конкурс творческих презентаций «С любовью к Донбассу» 5-8 кл. 05.02.2016 кл. руководители 5-8 кл.
Подготовка и проведение военно-спортивной игры посвященной Дню защитника отечества 9-11 кл. 23.02.2016 Учитель НВП Терещенко И.В.
Создание семейной книги «Гордость нашей семьи» 15.02 – 15.04.2016 кл. руководители 5-8 кл.
Фестиваль семейного творчества «Крепкая семья – крепкая Республика» 01.03-30.03.2016 кл. руководители 1-4 кл.
Познавательная игра «Есть такая профессия – родину защищать» 03.04-10.04.2016 кл. руководители 9-11 кл.
Конкурс «Лучшая открытка ветерану» 15.04-25.04.2016 Педагог-организатор
Конкурс патриотической песни «И память нам покоя не дает…» 5-11 кл. 06.05.2016 кл. руководители 5-8 кл.
Праздничный митинг «Ничто не забыто» с участием субьектов образовательного округа № 3 07.05.2016 Педагог-организатор
ТРЕТИЙ ЭТАП - АНАЛИТИЧЕСКИЙ
Продолжительность этапа – май (месяц)
Содержание деятельности:
- рефлексия выбранной жизненной позиции участников проекта;
- организация диагностических мероприятий с участниками проекта;
- мониторинг эффективности реализации проекта.
Применяемые технологии:
- опрос, анкетирование, тестирование;
- собеседования;
- анализ.
Результат реализации этапа:
Обобщение и распространение опыта работы патриотического движения: проведение акции «Я – патриот Донбасса».
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Реализация данного проекта предполагает сформированность:
системы  краеведческих знаний, системы патриотического воспитания,
устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины, Республики,
уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры и культуры;
 любви и бережного отношения к родной природе;
 посильного служения Отечеству: активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
  уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдение правил культуры,
активности и инициативности у воспитанников по оказанию помощи ветеранам ВОВ,
партнерских взаимоотношений с другими социальными институтами с целью повышения эффективности деятельности всех участников проекта по патриотическому воспитанию детей и подростков.
Критерии оценки эффективности проекта:
- проявление интереса учащихся к той или иной информации патриотического характера;- получение навыков и умений в процессе проведения мероприятия;- оценки и суждения учащихся о проводимом мероприятии;- проявление инициативы, творчества, активности при проведении конкретного мероприятия.
Оценка рисков и мероприятия по их минимализации:
Вид рисков Описание Мероприятия по снижению рисков
Социальные риски Достижение значительно меньшего эффекта, чем было запланировано Осуществление контроля и постоянного мониторинга хода реализации проекта.
Своевременное внесение изменений в случае значительного изменения действительности устаревания мероприятий
Экономические риски Затягивание сроков реализации мероприятий Своевременное предоставление информации о проведении мероприятий и отчетности по проекту
Правовые риски Изменение порядка принятия законов Своевременное внесение изменений в проект
Дальнейшее развитие проекта
Проект может быть рекомендован учителям общеобразовательных учреждений, родителям детей школьного возраста.
Приложение 1
Приложение 2