Урок по технологии на тему: Производство текстильных волокон


План урока по предмету «Технология»
в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Учителя первой категории МБОУ
Карпикова Е. Н.
Класс: 5
Модуль: Создание изделий из текстильных материалов
Тема урока: Производство текстильных материалов.
Дидактическое обоснование урока
Цели урока:
Предметные цели:
способствовать формированию и развитию знаний о технологии изготовления пряжи, нитей, ткани;
способствовать развитию определения в ткани долевой нити, поперечной нити, кромки, лицевой стороны ткани.
ознакомить с видами переплетений нитей в ткани
Личностные цели:
способствовать развитию речи учащихся;
учить анализировать свою работу, выделять главное
учить сравнивать свою работу с работой друзей по классу:
способствовать овладению всеми видами памяти;
способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».
Метапредметные цели:
ознакомить со старинными способами получения пряжи, нитей и ткани;
ознакомить с современной технологией производства ткани: прядением, ткачеством, отделкой;
проинформировать о профессиях: оператор прядильного производства и ткач;
ознакомить с видами переплетения нитей в ткани, научить определять на схеме раппорт ткацкого рисунка.
Методическое оснащение урока:
Материально – техническая база:
кабинет технологии
инструменты, приспособления
материалы
компьютер
проектор
Дидактическое обеспечение:
учебник §14: Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технологии ведения дома» 5 класс Москва: «Вентана-Граф», 2012
рабочая тетрадь: Н.В.Синица, Рабочая тетрадь 5 класс Москва: «Вентана-Граф», 2013-06-12
интернет: мультимедийные приложения
учебно-техническая документация:
тесты ( 2 варианта)
таблицы
информационные карты
Методы обучения : рассказ, беседа, опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, лабораторные работы
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-исследование
Словарная работа на уроке: волокна растительного происхождения (хлопок, лён), прядение, пряжа (нити), долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка; ткацкий рисунок, раппорт; прядильщик; ткач; полотняное, саржевое, сатиновое, атласное переплетения, отбеливание, крашение, печатание.Ход урока
Этапы урока Деятельность педагога Деятельность обучающихся Мотивационно-целевой этап
I.Организационный момент
Цель этапа:
настрой учащихся на предстоящие исследования, на получение новых знаний
создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс приветствие
проверка явки учащихся
заполнение учителем классно журнала
проверка готовности учащихся к уроку
настрой учащихся на работу
доведение до учащихся плана урока Личностные УУД Осуществляемые действия:
-эмоциональный положительный настрой на урок
Формируемые способы деятельности:
-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Регулятивные УУД Осуществляемые действия:
- помощь учителю в проверке явки на урок
Формируемые способы деятельности:
-выявление готовности к уроку
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
-активное слушание учителя
-выдвижение предложений по теме урока
Формируемые способы деятельности:
-формулирования собственных ожиданий
Коммуникативные УУД Осуществление действия:
-слушание собеседника
Формируемые способы деятельности:
- построение понятных для собеседника высказываний
II. Проверка выполнения домашнего задания
Цель этапа:
установление правильности и осознанности выполнения всеми  учащимися домашнего задания
устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях
выяснение степени усвоения домашнего задания выявление факта выполнения домашнего задания у учащихся, устранение типичных ошибок
формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения Личностные УУД Осуществляемые действия:
-повторение ранее изученного материала
Формируемые способы деятельности:
-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Регулятивные УУД Осуществляемые действия:
-контролируют правильность ответов учащихся
Формируемые способы деятельности:
-оценивают результат по алгоритму
-адекватное восприятие оценки учителя
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
- взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
Формируемые способы деятельности:
-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
-взаимодействуют с учителем во время опроса
Формируемые способы деятельности:
-продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения
-умение полно и точно выражать свои мысли
III. Актуализация знаний
Цель этапа:
организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания заслушивание сообщений учащихся
предложить учащимся ответить на вопросы:
-что служит сырьём для производства тканей;
- из каких растений получают волокно для изготовления ткани Личностные УУД Осуществляемые действия:
-активизация имевшихся ранее знаний
- активное погружение в тему
Формируемые способы деятельности:
- умение слушать в соответствии с целевой установкой –принимать и сохранять учебную цель и задачу
-дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
Практический этап IV.Проблемное изложение новых знаний
Цель этапа:
сформулировать и согласовать цели урока
организовать уточнение и согласование темы урока
организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала объяснения учителя с опорой на личные знания учащихся
демонстрация мультимедийных приложений из сети интернет
информирование учащихся о классификации текстильных волокон
объяснить из каких этапов состоит процесс производства ткани
дать характеристику нитям и объяснить различие
продемонстрировать макеты переплетений
продемонстрировать приёмы определения долевой нити, кромки
научить определять лицевую сторону в ткани Регулятивные УУД Осуществляемые действия:
-самостоятельное определение темы урока
-осознание целей и задач обучения
Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
Формируемые способы деятельности:
- формирование умения учится высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- формирование умения слушать и понимать других
Формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
-развитие углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
-развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме
-развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации
-развитие умения строить простые рассуждения
Формируемые способы деятельности:
-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию
V. Первичное закрепление
Итог урока:
организовывать усвоение учащимися нового материла
предложить учащимся выполнить в рабочей тетради задание 13 п.1,2
использовать различные способы закрепления знаний, творческого осмысления материала Личностные УУД Осуществляемые действия:
-осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
-применение на практике и последующее повторение нового материала
Формируемые способы деятельности:
-формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
Формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
-формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия
-формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
Формируемые способы деятельности:
-умение строить речевые высказывания 
VI.ФизкультминуткаПриложение VII. Лабораторные работы:
1. « Определение направления долевой нити»,
2.«Определение лицевой и изнаночной сторон ткани»,  3.«Сравнительный анализ прочности окраски тканей»
проверить умения работать по алгоритму
организовать самопроверку работы 7.1.1. Вводный инструктаж учителя:
сообщение темы, цели и задачи работы
обсуждение порядка её выполнения
сообщение оценивания этой работы
7.1.2. Текущий инструктаж:
контроль правильности выполнения работы ( по мере необходимости проведение индивидуальных инструктажей)
7.1.3.Заключительный инструктаж:
выслушивание сформулированных выводов во время лабораторной работы
7.2.1.Вводный инструктаж учителя:
обсудить порядок выполнения работы
пояснения критериев оценки работ Личностные УУД Осуществляемые действия:
-проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
-восприятие, осмысление , запоминание учебного материала
Формируемые способы деятельности:
-применение на практике полученных знаний
Регулятивные УУД Осуществляемые действия:
-взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность
-самоконтроль выполнения задания
Формируемые способы деятельности:
-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
-усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации
Формируемые способы деятельности:
-умения структурировать знания
-построение логической цепи рассуждений
организовать выявление и исправление допущенных ошибок
по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха 7.2.2.Текущий инструктаж:
следить за правильностью выполнения работы
проверка организации рабочих мест
соблюдение правил техники безопасности
7.2.3.Заключительный инструктаж:
анализ выполненных работ
разбор типичных ошибок
7.3.1.Вводный инструктаж:
ознакомить с определением прочности окраски тканей
7.3.2.Текущий инструктаж:
напомнить правила безопасной работы
выполнить проутюживание утюгом образцов (избежать ожогов)
7.3.3.Заключительный инструктаж:
анализ выполненной работы Рефлексивно-оценочный этап VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
Цель этапа:
включить новый способ действий в систему знаний инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
задание учащимся на подготовку к следующему уроку
сообщение темы следующего урока Познавательные УУД Осуществляемые действия:
-отработка алгоритма по изученной теме «Производство текстильных материалов»
-поиск в интернет источниках и электронных книгах
Формируемые способы деятельности:
-поиск и выделение информации
IX.Уборка рабочих мест X. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа:
Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке
По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности рефлексия учителя и учащихся о достижении целей
выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
- оценка и самооценка учебной деятельности
- обобщение и систематизация знаний
-выражение учащимися эмоций по поводу урока
Формируемые способы деятельности:
-формирование умений полно и точно выражать свои мысли