Разработка урока по технологии на тему: Классификация текстильных волокон.


Дата проведения:
Класс: 5
Тема: Классификация текстильных волокон.
Цель урока:
Познакомить с классификацией текстильных волокон, с видами тканей из растительных волокон и их свойствами.
Задачи урока:
Развивать навыки анализа и сравнения.
2. Развивать познавательный интерес.
3. Содействовать воспитанию внимательности, привитию эстетического вкуса.
Ход.
Организационный момент.
приветствие;
контроль посещаемости;
заполнение учителем классного журнала;
настрой учащихся на работу;
доведение до учащихся плана урока.
Актуализация знаний учащихся. 
- В повседневной жизни нас постоянно окружают вещи из различных материалов. Тканью люди пользуются с древнейших времен.
- Как вы думаете, почему нашу одежду изготовляют из ткани, а не из бумаги? Какой материал мягче – ткань или бумага? Что из них прочнее?
В мире существует огромное количество видов тканей, различных по внешнему виду, по составу, и на ощупь.
- Чтобы сшить любое изделие, надо правильно выбрать соответствующую ткань, узнать её свойства. Поэтому, прежде чем приступать к изготовлению швейного изделия, необходимо познакомиться с основами швейного материаловедения. 
3. Изложение нового материала
Швейное материаловедение – изучает строение и свойства материалов.
- Я загадаю вам загадки, они записаны на доске.
Пушист, да не пух,И бел, да не снег,На поле растётЗамечательный мех.
Голубой глазок, золотой стебелёк,Скромный на вид, на весь мир знаменит,Кормит, одевает, и дом украшает.
- Сейчас вам отгадать их сложно, но если вы будете внимательно слушать новый материал, то вы без труда поймёте, о чём в них говорится.
- С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Их вырабатывают из пряжи на ткацких станках, а пряжу – из волокон.
- Перед вами лежат кусочки ткани. Выделите из ткани одну нить.
- Разорвите нить, внимательно рассмотрите место разрыва, что вы видите? (Дети обычно отвечают: волоски)
- Эти волоски правильно называются волокнами.
Волокно – это очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых во много раз больше, чем их поперечный размер.
Текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных материалов.
Текстильные волокна очень разнообразные, но все они делятся на две основные группы: натуральные и химические. 
Натуральные волокна создаёт сама природа. Натуральные волокна – это волокна растительного, животного и минерального происхождения.
Химические - это волокна, которые получают химическим способом в заводских условиях.
Свойства
Определение
Гигроскопичность
способность хорошо впитывать влагу
Воздухопроницаемость
способность пропускать воздух
Упругость
способность сохранять форму и размеры после нагрузки
Прочность
способность выдерживать нагрузки
В этом году мы познакомимся с натуральными волокнами растительного происхождения.
Хлопчатник 
Хлопок получают из растений хлопчатника — это одно из древнейших растений, его начали возделывать 4000 лет назад. Хлопок называют «белым золотом», произрастает в так называемом хлопковом поясе, охватывающем некоторые районы Китая, Индии, Пакистана, Средней Азии, Америки, Африки. По традиционной версии хлопок - выходец из Египта. Мумия, относящаяся к периоду 2500 лет до н. э., была обернута в хлопковую ткань.
Европа узнала о хлопке намного позже. Ткани эти были очень дорогими и редкими.
О происхождении хлопка в Европе ходили самые фантастические рассказы. Более того, выпускались книги, в которых приводились рисунки «хлопковых овечек», дающих «хлопковую шерсть». В Средней Азии хлопчатник также возделывался с древности. Здесь много солнца, а "дитя солнца", как называют хлопчатник, в пору цветения больше всего любит свет и тепло.
На Руси хлопок-сырец становится известным в середине XV века, но долгое время, до начала XIX столетия, употребление его оставалось ничтожным.
Первые упоминания о промышленной обработке хлопка в России датированы XVI в.
В настоящее время наша страна не только полностью освободилась от импорта хлопка и хлопчатобумажных тканей, но и сама экспортирует высококачественный хлопок во многие страны мира.
Хлопчатник – это однолетнее растение. После его цветения образуется коробочка, внутри которой находятся семена, покрытые тонкими волокнами хлопка в виде волосков. В период созревания коробочка раскрывается, и из нее пушистой массой выходит волокно хлопка.
Эти волокна обычно белые, но существуют сорта хлопчатника с волокнами бежевого, зеленоватого и других цветов. Чем длиннее и тоньше волокно хлопчатника (длина от 6 до 52 мм), тем оно ценнее.
Хлопок собирают хлопкоуборочными машинами, сортируют и упаковывают в кипы. Собранный хлопок поступает на хлопкоочистительные заводы для первичной обработки, где волокна разрыхляют, очищают от сора, расчесывают, вытягивают в тонкую ровную ленту – ровницу. Затем волокно поступает на прядильную фабрику.
Волокна хлопка горят желтым пламенем и сгорают полностью, образуя серый пепел, имеет запах жженой бумаги.
Из хлопка вырабатывают ткани бельевые, платьевые, костюмные, изготавливают полотенца и постельное белье, швейные нитки и пряжу.
Лён
Лен известен человеку с давних пор. Археологи установили, что наиболее древние образцы льна появились примерно за 8 тыс. лет до н. э. Уже 7 тыс. лет назад в Палестине, а за 3 тыс. лет до н.э. в Египте и Ассирии не только выращивали лен, но и ткали из него тонкие ткани. На Руси лен известен с незапамятных времен и любовно в народе именуем "Лен-батюшка". На территории нашей страны он широко возделывается с X в. В XII-XV вв. Основными центрами производства льна и торговли им стали Новгород и Псков. Исстари русский лен считали символом чистоты, света, верности.
В настоящее время лен возделывается во многих странах мира: в России, Египте, Турции, Индии, США, Аргентине и др.
Для получения волокон выращивают специальный вид льна – лён-долгунец. Это однолетнее травянистое растение с одиночным прямым неветвящимся стеблем высотой до 150 см и диаметром 1-2 мм.
Лен-кудряш – имеет ветвящиеся стебли и низкий рост. Дает много семян, содержание льняного масла в которых достигает 52 %, но волокна его низкого качества.
Лен-межеумок – стоит по своим качествам между долгунцом и кудряшом.
Цвет льняных волокон – от светло-серого до темно-серого, с блестящей и гладкой поверхностью, обладают большой прочностью и воздухопроницаемостью.
Гигроскопичность больше, чем у хлопка, выдерживает большую температуру нагрева утюга.
Лен убирают льнокомбайнами и теребильными машинами. От стеблей отделяют семенные коробочки. Такие стебли называют льняной соломой. Льняную солому связывают в снопы и отправляют на специальные фабрики, где она проходит первичную обработку — ее мочат, сушат, мнут, треплют. Это делается для того, чтобы удалить плотные наружные части стеблей. После трепания льна получается очищенное льняное волокно, которое поступает на прядильные фабрики.
Горит лен также как и хлопок.
Используют льняное волокно для производства летних костюмных тканей, белья, скатертей, полотенец, для пошива рабочей одежды. Из льняного волокна получают различные ткани от брезента до батиста, широко используемые в технике и быту.
В семенах льна содержатся масла, имеющего важное техническое значение. Из него приготовляют олифу, лаки, масляные краски. Льняное масло и сами семена применяют и в медицине.
- А теперь вернёмся к нашим загадкам. Можете вы теперь сказать, о чём в них говорится? (В первой загадке говорится о хлопке, а во второй о льне). Выполните рисунок хлопчатника и льна - долгунца в тетради.
4. Физкультминутка.
Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 30 секунд.
Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторять 6-8 раз.
Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, опустить книзу. Повернуть глаза в правую сторону, в левую сторону. Повторить 6-8 раз.
Выполнение практической работы № 1 «Знакомство с натуральными волокнами растительного происхождения»
Далее мы с вами будем выполнять практическую работу № 1 на 8-ой странице ваших учебников. Используя наши коллекции «Волокна» вам нужно сравнить между собой волокна хлопка и льна по внешнему виду и на ощупь. Выполняйте работу по пунктам как указано в учебниках. (В ходе самостоятельной работы учитель следит за правильностью выполнения работы. Если учащимися, допускается много ошибок или возникают затруднения в работе, проводится текущий инструктаж. В ходе текущего инструктажа следует более подробно разъяснить порядок выполнения работы, сконцентрировать внимание учащихся на более эффективных методах выполнения работы. Анализируется работа учащихся, разбираются типичные ошибки.).- Сейчас вы рассмотрели свойства волокон. Теперь обратите внимание, какими свойствами будут обладать ткани из этих волокон.
Виды хлопчатобумажных и льняных тканей 
Виды хлопчатобумажных и льняных тканей, их свойства
Ткани
Положительные свойства
Отрицательные свойства
Виды тканей
Применение
Хлопчато-бумажныеГигроскопичные (легко впитывают влагу), прочные, быстро высыхают, легко стираются, гладятся, хорошо пропускают воздух
Сильная сминаемость, усадка, нестойкость окраски
Ситец – пестрая ткань полотняного переплетения с набивным рисунком; сатин – ткань сатинового переплетения; бязь – ткань полотняного переплетения, она толще и плотнее, чем ситец; фланель – ткань с начесанным двухсторонним ворсом, вельвет
Постельное и столовое белье, бытовая одежда
Льняные
Гигроскопичные (легко впитывают влагу), прочные, быстро высыхают
Сильная сминаемость, осыпаемость, усадка, жесткость
Ткани бытового и технического назначения: скатерти, салфетки, полотенца; тик – плотная полосатая ткань
Постельное и столовое белье, бытовая одежда, скатерти
6. Закрепление пройденного материала. 
- А сейчас мы проверим, какие вы были внимательные на уроке.
1 задание: Решите анаграммы и исключите лишнее слово.
ЕтнхлогояиКтнаьОволнкоЛхпоачнткиУкиланиряЛхпокоЁлнДомашнее задание: знать параграф