Конспект урока по окружающему миру на тему Жизнь леса (4 класс)


Тема. Жизнь леса. Лес — сложное единство живой и неживой природы. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса.
Цели урока
Образовательные: Создать условия для формирования понятия «Природное сообщество леса», познакомить с растительным и животным миром леса. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение
Развивающие: Способствовать развитию самостоятельности, умению преодолевать трудности в проблемных ситуациях. Развивать умение организовывать и поддерживать диалог, умение слушать. Развивать воображение, речь.
Воспитательные: Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля, толерантное отношение друг к другу. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Планируемые образовательные результаты
Предметные умения:
Узнавать по иллюстрациям представителей лесного сообщества;
- выделять экологические связи в лесу;
Метапредметные умения:
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- проявлять желание решить проблему используя приобретённые знания;
Тип урока Урок-исследование
Ход урока
Организационный момент
Проверить готовность учащихся
Игра «Комплимент»
Все мальчики нашего класса самые………. СВсе девочки нашего класса самые …………РСообщение темы и целей урока
- Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок вам, так как вы не раз бывали у него в гостях, читали о нем, и он еще далекий для нас, так как вам еще не раз предстоит встреча с прекрасным, миром, полным сказок, чудес, красоты!
-Прослушайте стихотворение.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвоюНочью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои!
- Я думаю, что вы догадались, послушав стихотворение: куда мы отправимся сегодня на уроке?
- Лес украшает землю, а потому и жизнь человека. Это хорошо понимали русские писатели и поэты, которые воспевали в своих произведениях красоту леса, родной природы. О лесе писали А.Пушкин, И.Никитин, Бунин, Лермонтов, Тютчев, Фет.
-А тема нашего урока звучит так: «Жизнь леса. Лес - природное сообщество» (ниже незаконченный рисунок леса)
- Сегодня мы снова отправляемся в лес, откроем его тайны и посмотрим на жизнь его обитателей, побываем в роли исследователей природы, ее защитников.
- А что означает слово лес?
- Где можем найти ответ на этот вопрос?
- В словарях, учебниках.
- Выполните следующую работу
Использование приёма «Инсерт»
В учебнике на стр. 164 прочитайте текст «Что такое лес?» .
- Что нового вы узнали о лесе?
- Мы отправимся в лес.
Отвечают на вопросы, задают свои.
Установка познавательной задачи
- Лес называют природным сообществом.
- Как вы это понимаете? Что такое сообщество?
-А теперь давайте выстроим план урока с помощью кластера.
Крепит на доску карточку «Лес как природное сообщество». Это будет 4 пунктом нашего плана.
Задает проблемный вопрос.
- Что необходимо для существования леса как природного сообщества
- Что относится к лесному сообществу?
Крепит карточки на доске
- Сегодня на уроке мы с вами разделимся на группы и побудем в роли исследователей. У каждой из групп будет своё название и соответственно свои цели и задания.
1 группа – Ботаники
2 группа – Зоологи
3 группа - Экологи
- Вспомните, что за наука ботаника и чем занимаются ботаники? Попробуйте сформулировать название первого пункта нашего плана.
- Верно. Растительный мир.
- Давайте определим, что за наука зоология и чем будет заниматься ваша группа.
- И вторым пунктом плана будет вопрос о животном мире леса.
- 3 группа, как вы догадались, будет выяснять экологические проблемы.
А 3 пункт нашего плана – экологические связи.
- Посмотрите на доску, какие же цели мы поставим перед собой?
(Высказывают мнение)
Усвоение новых знаний
- Отправляемся в экспедицию.
- Повторим правила работы в группе.
- Возьмите карточку под № 1,
(Каждой группе выдаются карточки на которых представлены цель их исследования и источники получения информации)
Ботаникам: определить, сколько ярусов имеет лес и какие растения составляют каждый из них.
Зоологам: кто и где живёт?
Экологам: выяснить, нарушение каких экологических связей могут произойти в лесу по вине человека.
Сейчас каждому из вас будет дано время для выполнения задания которой у вас было на карточке . Вам необходимо выполнить поставленную цель.
- Скажите где мы можем найти нужную нам информацию??
- Правильно. В учебнике.
- Каждый из вас изучил информацию. Теперь ваша задача совместно группой вставить пропущенные слова , чтобы получился связной текст. После чего выберите 1 представителя от каждой группы для зачитывания информации.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу!
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят!
Как они сядут, тоже покажем – руки согнули назад
- Приглашаю для выступления команду ботаников.
Ботаники
Лес можно сравнить с ____________________ _________. На каждом «этаже» живут свои растения и животные. Самым светлым будет «чердак», находящийся в кронах высоких деревьев. Здесь наверху листья всегда смотрят на солнце __________ стороной. Деревья образуют ____ яруса. Верхний ярус состоит из высоких, светолюбивых пород деревьев таких как:_______,__________,____________. Ниже располагаются теневыносливые деревья: рябина, черёмуха.
Этажом ниже уже не так светло. Здесь растут ________________, а именно: калина, лещина.
На следующем ярусе располагаются ______________.
И самый нижний ярус это - ______ и ___________.
- Из скольких ярусов состоит наш лес. 5 – Высокие деревья, деревья пониже, кустарники, травы, мхи и грибы.
(в процессе выступления на доске появляются ярусы)
- из скольких ярусов состоит лес.
- Кто располагается на каждом из них?
- Весь лес – от верхушек до земли - заселен животными. Давайте попробуем «Расселить животных леса по их «квартирам». Приглашаю к выступлению группу зоологов.
Следующая группа Зоологи
Весь лес – от верхушки и до _______ - заселён животными. На деревьях обитают ________такие как:_________, ___________, _____________. Здесь они вьют свои ___________ и находят себе корм.
Наземную жизнь ведут _______, _________, лоси,________,__________.
В почве тоже кипит жизнь – жуки-кожееды, личинки насекомых,____________ _____________ и много других насекомых.
- Итак, из услышанного мы можем сказать, что растения и животные в лесу расселяются «поэтажно». Одни поднимаются на «чердак», другие спускаются в «подвал», то есть под землю. А от чего это зависит? С растениями понятно - теневыносливые ниже, светолюбивые выше, а животные?…
- Кто и где живёт?
- Послушаем группу экологов.
Выступление экологов
Цель вашей группы выяснить, нарушение каких экологических связей могут произойти в лесу по вине человека.
Человек, обычно, оказывает _________ влияние на лес. В тех местах, где леса вырубаются, ________ мелеют, а небольшие речки ________ вовсе. В результате вырубки лесов ветрами выдувается плодородный слой земли, гибнут насекомые, ________, звери. Гибель растений ведет к разрыву _______ питания, Неумеренная охота приводит к полному или почти полному ____________ некоторых видов животных.
Закрепление знаний
- Почему лес называют природным сообществом?
- Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом.
- Какой вывод мы можем сделать?
Делают вывод.
Последним пунктом плана мы должны определить что же такое «Природное сообщество»????
Все обитатели леса тесно связано между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом.
Итог урока
- Какая цель была поставлена в начале урока?
- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы ответили?
-Изучить природное сообщество леса
Рефлексия
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения.
Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок?
Домашнее заданиеС.164 – 186.

ПЛАН
Растительный
мир леса
Животный мир
Экологические связи
Лес – природное сообщество
ЗООЛОГИ

ЭКОЛОГИ

БОТАНИКИ