Конспект урока по окружающему миру на тему: Жизнь леса 4 класс

Урок по окружающему миру  4 класс
Программа "Школа России"
О.А.Никольская
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 9, г.Белово
Кемеровской области
Тема:  Жизнь леса.
           Лес – природное сообщество.
Цель:  - сформировать представление о лесе, как природном сообществе.
           - познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
           - развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, выражать свои мысли.
Оборудование: карточки со словами для игр; таблица "Лес"; рисунки животных и птиц, их гнезда; 4 конверта с деталями фотографий животных; муляжи грибов; полоска бумаги для каждого ученика; стенд "А знаете ли вы?"; учебник.
 
 
Ход урока.
 

·. Орг. момент
Эмоциональный настрой.     (стоя приветствуют друг друга)
- посмотрите друг на друга
- улыбнитесь
- подмигните
- оглянитесь, улыбнитесь нашим гостям
- желаю вам узнать много нового и хороших отметок
 

·
·. Проверка Д/З
На предыдущем уроке познакомились с различными видами почвы их составом. И  сейчас, в ходе игры «Будь внимателен» определим, как усвоили материал.
Необходимо выбрать только то, что входит в состав почвы.
Игра 1 "Будь внимателен"/карточки со словами прикреплены к доске справа, правильные слова ученик прикрепляет слева под словом почва.
 
Почва

 

                                                                                 глина           каменный уголь
                                                                                 воздух         соли
                                                                                 вода            мел
                                                                                 зола             торф
                                                                                         мрамор
                                                                                         песок
                                                                                         гумус
 
- Из оставшихся слов уберите лишнее   /зола
     - Что осталось?   /полезные ископаемые
     - Молодцы!
 

·
·
·. Работа по теме урока
Введение в тему урока
Стихотворение /читает учитель, тема урока записана на доске, но закрыта
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.
- О чем пойдет речь на уроке?
- Прочитайте тему урока /открывается тема, сообщаются цели урока
 Сегодня мы поговорим о лесных обитателях, узнаем,  что такое ярусы, нужны ли лесу грибы, что такое лесная подстилка.
Урок проведем по форме устного журнала.
 
Страница 1   "Лесные этажи" /по ходу рассказа учителя на доске идет работа с таблицей "Лес", прикрепляются соответствующие "этажи" – карточки с указанием ярусов. Рисунок 1
- Для живых организмов лес является домом. Этот дом большой, многоэтажный. Самые верхние этажи, а ученые называют их ярусами, которые образованы деревьями. Обычно в лесу выделяются 3 – 4 яруса. При этом 1 ярус составляют самые высокие деревья, потому что они светолюбивы, тянутся вверх.
Низкорослые деревья растут под пологом высоких или между ними - 2 ярус.
Кустарники приспособились жить рядом с низкорослыми деревьями и под ними - -3 ярус.
Ниже кустарников располагаются травы и мхи - 4 ярус.
      Теперь становится понятно, как в густом лесу всем растениям хватает света. Они приспособились сильно не затенять друг друга, а располагаться в лесу по "этажам", т.е. по ярусам.
 
Игра 2  "Найди свой ярус"
     Поиграем в игру "Найди свой ярус" – определить ярус предложенного растения. /карточки с названием растений необходимо прикрепить на соответствующий ярус.
Слова: костяника, мох, папоротник, смородина, земляника, осина, малина, шиповник, рябина, береза, сосна, пихта, ель.
      - Молодцы, с заданием справились!
 
Страница 2 "Животные нашего леса"
 - Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными. В лесах благоприятные условия для жизни животных: достаточно корма, не трудно спрятаться, построить гнездо или дом. Животные между собой делят этажи леса: одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи на земле или даже под землей. Ярусность в жизни  лесных обитателей заметна на примере размещения птичьих гнезд.
Выступления учащихся. / сопровождаются соответствующими рисунками.  Рисунок 2
Тетерев гнездится только на земле, в траве.
Дрозд и зырянка вьют гнезда в кустарниковых зарослях.
Иволги плетут свои гнезда - гамачкивысоко в кронах лиственных деревьев.
В чаще леса, на ветвях деревьев прячутся хищные птицы – совы и ястребы.
Дятлы и поползни устраивают свои гнезда в дуплах высоких деревьев.
Насекомые, например муравьи, обитают в основном в нижних "этажах" леса.
В почве живут кроты, землеройки, земляные черви.
 
     Игра 3 "Фоторобот"     /4 конверта с деталями.  Рисунок 3
 
 
 
 
 
- Посмотрим, как вы знаете лесных обитателей. Из предложенных деталей собрать фотографию лесного обитателя и рассказать, что о нем знаете. 
 
 
 
Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули и кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
 
 
Страница 3 "Нужны ли лесу грибы?"      Рисунок 4
"Нужны ли лесу грибы?" /выступление ученика
 
Игра 4 "Крестики – нолики"/полоска бумаги у каждого ученика,
 если согласен с утверждением – X,
 если не согласен - 0
1.    Грибы образуют особое царство живой природы
2.    Мухомор – съедобный гриб
3.    Известно более 100 тыс. видов грибов
4.    Грибы не служат пищей для животных
5.    Грибы нужно вырывать вместе с грибницей
6.    Нельзя собирать незнакомые и старые грибы
7.    Все грибы человек может употреблять в пищу
8.    Грибы – помощники деревьев
 
Самопроверка    X  0  X  0  0  X  0  X  /открывается на доске
 
Страница 4 "О лесной подстилке"       Рисунок 5
- А знаете ли вы / обратить внимание на подготовленный и оформленный материал "А знаете ли вы?" /, что каждый год на гектар леса падает свыше 2 тонн хвои, листьев, веток, шишек и коры. Все это образует на поверхности почвы лесную подстилку. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.
Медведям, ежам, божьим коровкам и другим животным, /рисунки животных. Рисунок 6 зимующим под снегом, лесная подстилка помогает выжить зимой – служит дополнительной защитой от холодов. 
 
V. Итог урока
     Рефлексия.
 1.- Сделать вывод нам поможет игра "Я знаю"
Продолжите  утверждения,     которые  начинается со слов «Я знаю»
Я знаю, лесные обитатели
Я знаю, ярус леса..
Я знаю, лесная подстилка
Я знаю, грибы ..
1. – Сравним свои утверждения с выводом в учебнике
/чтение вывода в учебнике стр.181
 
- Молодцы! Всем спасибо за активную работу на уроке!