Проектная деятельность по математике 5 класс, факультатив Этот загадочный мир математики.





















Содержание

Пояснительная записка
Содержание программы
Цель курса
Задачи курса
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учебно-тематическое планирование
Клендарно-тематическое планирование.
Литература



































Пояснительная записка
Факультативный курс (спецкурс) «Этот загадочный мир математики» предназначен для обучающихся 5 класса общеобразовательных учреждений, разработан в соответствии с основным положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Курс основан на знаниях и умениях, полученных при изучении математики в основной школе. В основе курса лежит:
Программа средней общеобразовательной школы факультативные курсы. Сборник 2. Часть I. Математика, биология, химия. М.: «Просвещение», 1990.
Математика. Сборник рабочих программ. 5 – 6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.
Славенко Н.В. Развивающее обучение в 5 классе. Спецкурс 1. – Департамент образования г.Братска Городской информационно-методический научный центр, 1996. – 123с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011- стр.48.
Федерального базисного учебного плана для ОУ РФ утверждённого приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004, № 1312;
Программа, рассчитана на 17 часов (0,5 ч в неделю).
Рабочая программа факультативного курса (спецкурса) по математике «Этот загадочный мир математики» для 5 класса предназначена, для всех обучающихся 5 класса, как проявляющих интерес и склонность к изучению математики, так и равнодушных к ней. Она составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. Предназначена для:
- обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования;
- обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность. Тематика занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно-ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. А это на сегодняшний день очень актуально в связи с осуществлением компетентностно-ориентированного подхода.
Организация проектной деятельности учащихся в школе является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, спецкурс поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Проектный метод связан с практической деятельностью. Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается уже в 5 классе.


Цель
развивать математический образ мышления

При реализации рабочей программы решаются также следующие задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области математики;
развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
учить применять математическую терминологию;
учить проектной деятельности;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных задач к общим (решение математических задач) и в конце курса презентация проекта.
Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение проектной деятельности, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, овладение методом проектов.

Основные виды деятельности учащихся:
решение математических задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
выполнение проекта, творческих работ;
самостоятельная работа; работа в парах, в группах.









Планируемые результаты освоения программы курса

результаты

формируемые умения

средства формирования


личностные

формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на уроке парно-групповой работы

Метапредметные результаты


регулятивные
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем
плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве


познавательные

умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
расширить поиск информации за счёт библиотек и Интернета


коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Формы и методы организации учебного процесса.
Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в две недели.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.
          Методы контроля: презентация, тестирование.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проектная деятельность;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Предлагаемый порядок действий:
Знакомство класса с темой.
Выбор подтем (областей знания).
Сбор информации.
Выбор проектов.
Работа над проектами.
Презентация проектов.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, викторина, КВНы, газета, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна по данной тематике, или предлагают свою тему.
Тематическое планирование
(1 час в две неделю, всего 17 часа)

п/п

Содержание учебного материала
Кол-во
часов

I
Натуральные числа
5

1
Вводное занятие. Натуральные числа.
1

2
История возникновения цифр и чисел. Числа великаны и карлики.
1

3
Римские цифры. История нуля. Календарь. История математических знаков.
1

4-5
Проект « В мире чисел»
2

II
Дроби
5

6
История дробей. История десятичных дробей
1

7 - 8
Дроби. Действия с дробями. Решение задач.
2

9 -10
Проект по математике – «Ох уж эти загадочные дроби»

2

III
Значение процента в жизни
7

11 - 12
Проценты. Проценты в жизни.

2

13 - 14
Проценты в моей семье и школе.
2

15 - 16
Учебный проект «Этот загадочный мир математики»

2

17
Итоговое занятие. Представление проекта. «Этот загадочный мир математики»
1


Содержание курса «Этот загадочный мир математики»

ТЕМА: «Натуральные числа» (5ч)
История возникновения цифр и чисел. Числа великаны. Римские числа История нуля. Календарь. История математических знаков.

ТЕМА: «Дроби» (5ч)
История дробей. История десятичных дробей. Действия с дробями. Решение задач.

ТЕМА: « Значение процента в жизни» (7ч)
Проценты. Проценты в жизненных ситуациях.

Календарно-тематический план факультатива (спецкурса) по математике «Этот загадочный мир математики»
для 5 класса на 2015 – 2016 уч. год
Календарные сроки
№ урока

Темы
Планируемые результаты

Освоение предметных знаний (базовые понятия)




предметные
личностные
метапредметные


Раздел I. Натуральные числа (5 ч)


1
Вводное занятие. Натуральные числа.
Знать историю и понимать значимость математики.



Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность
(Р) – Определение цели УД; работа по составленному плану. (П) – Передают содержание в сжатом виде. (К) – Уметь отстаивать точку зрения, аргументировать.
История возникновения натуральных чисел.
Запись чисел.


2
История возникновения цифр и чисел. Числа великаны.



История возникновения цифр и чисел. Числа великаны и карлики.


3
Римские цифры. История нуля. Календарь. История математических знаков.



Римские цифры, запись и чтение римских чисел. Календарь. История математических знаков.


4
Обобщающий урок по теме «В мире чисел»



Числа, история чисел, знаков.


5
Зачетная работа «В мире чисел» (защита проекта)



Числа, история чисел, знаков.

Раздел II. Дроби (5 ч)


6
История дробей. История десятичных дробей
Знать и понимать историю дробей, историю десятичных дробей.
Сформировать уважительное отношение к истории предмета «математика», формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры
(Р) - развивать готовность и способность к выполнению норм и требований изучения предмета; (П) - проявлять интерес к основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; (К) - учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве
История дробей. История десятичных дробей


7
Дроби. Действия с дробями.
Использовать умение выполнять действия с дробями при решении заданий опережающего характера.
Иметь критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта.
(Р) - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; (П) - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; (К) -
договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов





Дроби. Действия с дробями. Решение задач


8
Решение задач по теме «Дроби. Десятичные дроби»




Использовать умение выполнять действия с дробями при решении задач, понимать переход от частной задачи к математической модели. Комбинировать известные алгоритмы решения. представлять основные изучаемые понятия как важнейшие математические модели, позволяющие описывать и изучать реальные процессы и явления.
я.
Формировать качества мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе
(Р) - формирование общих способов интеллектуальной деятельности, значимой для различных сфер человеческой деятельности; (П) - исследовать несложные практические задачи; (К) - описывать результаты совместной практической работы.



9
Обобщающий урок по теме «Ох уж эти загадочные дроби»


Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
(Р) - Развивать интерес к математическому творчеству и математические способности; (П) - отображать в речи содержание совершаемых действий; (К) - вести совместный поиск решений




10
Зачетная работа «Ох уж эти загадочные дроби»





Раздел III. Значение процента в жизни (7 ч)


11
Проценты. Проценты в жизни



Знают историю процента, решают задачи практического характера на проценты.
Объясняют отличия в оценках одной ситуации разными людьми; проявляют интерес к способам решения познавательных задач; дают положительную адекватную самооценку на основе заданных критериев успешности УД; проявляют познавательный интерес к предмету.
Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития; проявляют устойчивый интерес к способам решения задач.

Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; работают по составленному плану. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде; выводы правил «если, то». (К) – умеют слушать других; уважительно относиться к мнению других; умеют организовать взаимодействие в группе




Проценты. Решение практических задач на проценты.


12
Решение задач по теме «Проценты в жизни»






13
Решение задач по теме «Проценты в жизни»






14
Решение задач по теме «Проценты в жизни»






15
Обобщающий урок по теме «Значение процента в жизни»






16
Зачетная работа по теме «Значение процента в жизни»






17
Обобщающий урок по теме «Этот загадочный мир математики»







Ожидаемые результаты реализации программы
Учащиеся научатся:
находить наиболее рациональные способы решения задач, используя при решении таблицы и «графы»;
создавать презентации;
оценивать логическую правильность рассуждений;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностными результатами 
 является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты 
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий ).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, дополнительную литературу, Интернет – ресурсы)
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
 
Межпредметные связи на занятиях по математике:
информатика: поиск информации в Интернете, создание презентаций; 
русский язык: грамотное оформление своего проекта.
изобразительное искусство: оформление творческих     работ, участие в выставках рисунков, моделей при защите проектов.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Глейзер Г.И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239с.
Глейзер Г.И. История математики в школе: VII-VIII кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 240с.
Глейзер Г.И. История математики в школе: IX-X кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983. – 351с.
Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. – М.: Флинта, 1998. – 224 с.
Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред. В.А.Володин. – М.: Авантаж, 2003. – 688с.
Ткачева М. В. домашняя математика. М..: Просвещение , 1993. – 181 с.
Славенко Н.В. Развивающее обучение в 5 классе. Спецкурс 1. – Департамент образования г.Братска Городской информационно-методический научный центр, 1996. – 123с.

Электронные ресурсы на компакт – дисках:

Детская энциклопедия «Хочу все знать»
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Большая советская энциклопедия.



















Заголовок 1 Заголовок 315