Рабочая программа История и культура мордовского края (9 класс)


Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения
Председатель МО_______ Утверждена руководителем образовательного учреждения __________/_____________/
/__________________/ «___»__________2016г.
«___»___________2016г.   
Рабочая программа
учебного предмета «История и культура мордовского края»
в 9 «А», 9 «Б» классах
  
Составитель: учитель истории и обществознания
Хлебина Е.Н.
 2016-2017 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «История» 9 класс

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
•осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
•освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
•осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
•понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
•способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
•владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
•способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
•готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
•овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и Познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
•расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
•готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание учебного предмета.
Тема 1. Мордовия в начале XX века: революция или реформы? (4 ч)
Урок 1. Территория и население мордовского края в начале XX в.
Территория и социальная структура. Губернии, из состава которых сформировалась будущая Мордовия. Численность мордвы и населения края по переписи 1897 г. Состояние урбанизации. Социальная структура мордовского края. Основные тенденции эволюции сословий.Состояние сельского хозяйства. Технология аграрного производства. Технологический прогресс. Показатели урожайности. Состояние землевладения и землепользования. Земельный голод и его причины.
Промыслы, промышленность, торговля и транспорт. Эволюция промыслов. Промыслы местные и отхожие. Изменения в распределении трудовых нагрузок в семье. Мероприятия земств по развитию промыслов. Отрасли промышленности, представленные в Мордовии. Изменения в структуре транспорта и торговли.
Национальный и сословный состав. Национальный состав населения. Этноструктура мордвы. Мокша, эрзя, шокша, терюхане, каратаи. Генезис мордовской интеллигенции.
Социальные конфликты. Рост социального противостояния. Агитационная деятельность оппозиционных сил. Формы аграрного сопротивления.
Политические организации на территории Мордовии. Оформление первых эсэровских ячеек в 1903-1905 гг. Деятельность членов РСДРП среди населения края. Газета «Искра» о положении в Мордовии.
Канонизация Серафима Саровского. Приезд императорской семьи. Поток богомольцев в Саровскую пустынь.
Урок 2. Революция 1905—1907 гг. в мордовском крае
Нарастание социально-политической активности рабочих и крестьян. Причины революции: аграрная перенаселенность, низкая социальная защищенность рабочих, несоответствие
политического строя модернизационным ожиданиям общества, экономический кризис 1903 г. Неудачный ход русско-японской войны и участие в ней представителей Мордовии.
Специфика революционного движения в Мордовии. Февральские выступления железнодорожников. Пробуждение революционной активности крестьянства. Октябрьская всероссийская политическая стачка в Мордовии. Реакция в крае на императорский манифест от 17 октября.«Рузаевская республика». Декабрь 1905 г. в Мордовии. Избрание распорядительного комитета и его деятельность. Руководители «Рузаевской республики». Формирование Центрального стачечного комитета Московско-Казанской железной дороги. Подавление восстания. Введение в крае положения об усиленной охране.
Возникновение профсоюзных и политических организаций. Появление отделений Всероссийского железнодорожного союза. Первые профсоюзные организации. «Всероссийский союз учителей». Крестьянские комитеты и крестьянские съезды. Земское либеральное движение. Партийная палитра Мордовии в условиях Первой русской революции.
Мордовия в условиях спада революции. Выборы в первую Государственную думу и деятельность в ней представителей Мордовии. Снижение революционной активности в 1906 г. и фактическое свертывание сопротивления в 1907 г.
Урок 3. Мордовский край в условиях реформ Петра Столыпина
Попытки экономических преобразований. Реализация указа от 9 ноября 1906 г. в Мордовии. Борьба между общинниками и хуторянами, «отрубниками». Ускорение социального расслоения в деревне. Проведение переселенческой политики.
Деятельность земств по реализации реформ: агитационная, образовательная, выставочная, кредитная, землеустроительная и т. д.
Итоги реформ. Обновление техники и технологий производства. Рост урожайности. Интенсификация и специализация сельского хозяйства. Увеличение промышленного производства. Начало деятельности банковского капитала в Мордовии. Социальное расслоение.
Общественно-политическая жизнь. Партийная работа на территории Мордовии. Выборы в третью и четвертую Государственные думы.
Урок 4. Мордовия в годы Первой мировой войны
Патриотический подъем населения. Местная пресса о настроениях населения.
Положение промышленности в годы Первой мировой войны. Перестройка экономики на военный лад. Военные заказы и рост производства. Мобилизации и их влияние на положение в промышленности.
Состояние сельского хозяйства. Влияние войны на состояние аграрной сферы. Положение крестьянских и помещичьих хозяйств. Использование труда беженцев, военнопленных, привлечение к уборочной кампании школьников. Состояние закупок сельскохозяйственной продукции для армии и городов. Дороговизна и дефицит товаров. Меры земств и городских самоуправлений по упорядочению торговли. Рост кооперативного движения. Усиление вмешательства местных властей в повседневную жизнь.
Политическая жизнь в годы войны. Характер противостояния общества и власти в регионе. Выступления рабочих, крестьян и мобилизованных.
Тема 2. Мордовия в период великих потрясений (1917-1920гг.) (2 ч)
Урок 5. Февральская революция на территории края
Начало революции. Проникновение известий о февральских событиях в Мордовию. Первые митинги и демонстрации.
Формирование новой вертикали власти. Изменения в системе власти. Назначение комиссаров и формирование уездных исполнительных комитетов. Реализация законов о земском и городском самоуправлении в Мордовии.
Общественно-политическая жизнь в период революции. Взлет политической активности. Возникновение Советов. Изменения в партийной жизни края. Профсоюзное движение. I съезд мелких народностей Поволжья. Возникновение Мордовского культурно-просветительного общества. «Воззвание к мордовскому народу». Зарождение идеи мордовской культурной автономии. М. Е. Евсевьев.
От Февраля к Октябрю. Аграрная и экономическая политика Временного правительства и реакция на нее на местах. Кризисы власти. Комитеты спасения революции в Мордовии. Рост социальной напряженности. «Черный передел». Выступления солдат. Бессилие власти.
Урок 6. Мордовия в годы Октябрьской революции и Гражданской войны
Октябрьская революция. Первые декреты советской власти. Влияние Декрета о мире, «Декларации прав народов России» на местное население. Реализация Декрета о земле.
Установление советской власти на территории края. Формы, методы и сроки победы большевиков в уездных центрах и на селе. Результаты выборов в Учредительное собрание по Мордовии.
Начало Гражданской войны. Политика продовольственной диктатуры. Создание комбедов. Активное изъятие хлеба и рост крестьянского сопротивления. Антибольшевистские и религиозно-монархические мятежи. «Чапанное движение» в Мордовии. Действия карательных органов: ЧК и ЧОНов.
Боевые действия на территории края в годы Гражданской войны. Захват Чехословацким корпусом Пензы и перенесение губернского центра в Рузаевку. Формирование частей и подразделений Восточного и Южного фронтов. Село Пайгарма Рузаевского уезда — местопребывание штаба и политотдела Восточного фронта. Мобилизационный отдел 1-й армии в Саранске. Мобилизационные мероприятия советской власти. Восстание Ф. К. Миронова.
Политика «военного коммунизма» и ее последствия. Национализация торгово-промышленных заведений. Создание УСНХ. Использование промышленного потенциала региона для военных нужд. Рост безработицы и борьба с ней. Свертывание аграрного производства. Первенцы коллективного землепользования. Торжество натурального обмена и крах денежной системы. «Черный рынок» и мешочничество.
Тема 3. Советская модель модернизации в Мордовии. (3 ч)
Урок 7. Мордовский край в годы Новой экономической политики
Причины поворота к НЭПу. Активизация крестьянских восстаний. Голод 1921 г. в Мордовии.
Особенности восстановления сельской экономики. Медленная реанимация аграрной сферы. Неурожай 1924 г. Восстановление довоенных показателей к 1928 г. Классовая политика государства. Рост числа середняков. Всплеск земельных разделов в конце 1920-х гг. Дробление и обнищание деревни.
Промышленное развитие края. Переход к многоукладной экономике в Мордовии. Сдача в аренду и перевод на хозрасчет национализированных предприятий. Промышленное строительство. Первые электростанции.
Противоречия социально-политического развития. Проблема малоземелья. Недостаток промышленной продукции. Перенаселенность в деревне и рост безработицы. «Второе рождение общины». Противостояние общинных и советских органов на селе.
Культура мордовского края в 1920-е гг. Реализация декрета о ликвидации неграмотности в Мордовии. Деятельность общества «Долой неграмотность». Рост школ и числа учащихся. Расширение сети культурно-просветительных учреждений: изб-читален, библиотек, музеев, кинотеатров и т. д. Зарождение национальной печати. Научно-исследовательская деятельность национальной интеллигенции.
Урок 8. Общественно-политическая жизнь Мордовии в 1920-1930-е гг.
Поиски форм национальной государственности. Национальная политика большевиков. Первые решения о самоопределении мордвы на уездных съездах Советов. Мордовский отдел при Наркомнаце. Всероссийский съезд коммунистов мордовской национальности (июнь 1921 г.) и его решения. Декрет «Об изменениях в составе Тамбовской губернии». Образование мордовских сельских Советов и волостей в 1925-1928 гг. Районирование Среднего Поволжья и создание Мордовского округа (июль 1928 г.).
10 января 1930 г. — образование Мордовской автономной области. Органы власти и управления. Выбор столицы мордовской государственности. Преобразование Мордовской автономной области в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в 1934 г. Принятие Конституции МАССР и вхождение республики напрямую в состав РСФСР.
Культура Мордовии в 1930-е гг. Становление мордовской национальной школы. Подготовка интеллигенции. Рост вузов, техникумов, училищ и рабфаков. Решение задачи всеобщего начального обучения и перевод образования на всеобщее семилетнее обучение. Развитие национальной печати, литературы, театра, изобразительного и музыкального искусства. Л. П. Кирюков. Л. И. Воинов. И. М. Яушев. Ф. В. Сычков. С. Д. Эрьзя. А. П. Рябов. НИИМК и становление научной деятельности.
Урок 9. Модернизационные процессы 1930-х гг. в Мордовии
Поворот руководства СССР в конце 1920-х гг. в сторону форсированной индустриализации. Планы первых пятилеток в области промышленного развития Мордовии. Задача пре-вращения Мордовии из аграрного в индустриально-аграрный регион. Трудности с реализацией планов. Возникновение новых отраслей промышленности: химической, строительных материалов, мясной, консервной и др. Изменения в численности и структуре населения. Рост рабочего класса республики. Проблема обеспечения предприятий инженерно-техническими кадрами.
Курс на развертывание сплошной коллективизации. Планы, особенности проведения, основные итоги и последствия коллективизации для деревни Мордовии. Голод 1932/33, 1936/37 гг. в сельской местности. Попытки организационно-хозяйственного укрепления колхозно-совхозной системы, меры по повышению культурно-образовательного уровня села и т. п. Переход от экономического вытеснения зажиточных хозяйств к политике «ликвидации кулачества как класса» в конце 1929 г. Цели и задачи раскулачивания. Раскулачивание и массовые депортации крестьянских семей из Мордовии в начале 1930-х гг. Последствия раскулачивания. «Большой террор» 1937-1938 гг. против «бывших кулаков».
Развитие командно-административной системы. Репрессии 1930-х гг. в Мордовии. Политическое господство ВКП(б), необходимость концентрации ресурсов для форсированной модернизации, становление режима личной власти И. В. Сталина как истоки складывания командно-административной системы. Репрессии как метод подстегивания темпов модернизации и контроля над обществом. «Чистки» во властных структурах и в партии. Острова ГУЛАГа в Мордовии.
Советская власть и церковь. Конфессиональная ситуация накануне 1917 г. Отношение РПЦ к первым мероприятиям советской власти. Реализация декрета об отделении церкви от государства в Мордовии. Изъятие церковных ценностей во время голода 1921—1922 гг. Обновленческое движение. Закрытие монастырей. Ликвидация Саровской пустыни и изъятие мощей Серафима Саровского. Местные организации Союза воинствующих безбожников. 1930-е гг. - новый этап во взаимоотношениях власти и церкви. Массовое закрытие приходских храмов. Разрушение народных устоев и трудности в привитии новых традиций.
Тема 4. Мордовия в условиях войны и послевоенного восстановления экономики. (3ч)
Урок 10.Уроженцы Мордовии на фронтах Великой Отечественной войны
Начало Великой Отечественной войны. Участие солдат и офицеров из Мордовии в героической обороне рубежей СССР. Уроженцы республики в битвах за Ленинград и Москву, в сражениях под Сталинградом и на Курской дуге. Наступательные бои 1944-1945 гг. Освобождение Восточной Европы, разгром фашистской Германии и ее союзников.
Герои Советского Союза — уроженцы Мордовии (М. П. Девятаев, И. С. Кудашкин, В. И. Чудайкин, Б. М. Зайцев и др.). Советские военачальники из Мордовии (М. А. Пуркаев, И. В. Болдин, С. К. Горюнов и др.).
Формирование в Саранске воинских подразделений — 409-го стрелкового полка, 259-го запасного лыжного полка, лыжных батальонов. Размещение на территории республики оперативных аэродромов, расквартирование авиаполков и т. д. Мордовская АССР - база формирования 326-й Рославльской стрелковой дивизии. Боевой путь дивизии. Организация отрядов народного ополчения: сводного отряда и специальных команд (саперов, связи, химзащиты). Строительство оборонительных рубежей на территории Мордовии по берегам Мокши и Суры.
Урок 11. Мордовия — составная часть тыла
Перевод народного хозяйства Мордовской АССР на военный лад. Эвакуация в республику предприятий Украины, Белоруссии и др. Ввод в строй Саранского механического завода, завода «Электровыпрямитель». Создание фундамента для послевоенного развития крупной промышленности. Организация социалистического соревнования на предприятиях Мордовии, работа комсомольско-молодежных бригад. Рост удельного веса труда женщин и подростков в народном хозяйстве республики.
Кризисные явления в сельском хозяйстве МАССР в военные годы: сокращение посевных площадей и урожайности, ослабление материально-технической базы, распространение голода и инфекционных болезней, уменьшение трудоспособного населения колхозов. Трудности в обеспечении фронта и промышленности необходимым продовольствием и сырьем. Сбор средств в поддержку Красной Армии. Помощь освобожденным районам.
Организация заботы об эвакуированных советских гражданах из оккупированных районов, о семьях военнослужащих. Мордовия - один из центров реабилитации советских воинов в Среднем Поволжье. Состояние народного образования в республике, деятельность культурно-просветительных учреждений. Изменения в общественно-политической жизни Мордовии. Работа партийных, комсомольских и профсоюзных организаций.
Урок 12. Восстановление и развитие Мордовии в послевоенный период (1945-1953 гг.)
Тяжелые последствия войны для промышленности Мордовии. Трудности перехода к мирной жизни. Задачи и проблемы реализации четвертого пятилетнего плана восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства МАССР на 1946-1950 гг., пятого пятилетнего плана развития народного хозяйства МАССР на 1951-1955 гг. Строительство крупных предприятий союзного значения — инструментального, кабельного, молочного заводов, ТЭЦ-2 и т. д.
Положение в сельском хозяйстве МАССР после войны. Голод 1946-1947 гг. в деревне и его последствия. Мероприятия властей по укреплению колхозного строя, повышению трудовой дисциплины в колхозах, ужесточению мер уголовной и административной ответственности, усилению налогового гнета. Меры по улучшению материально-технической базы общественного производства, обеспечению его необходимыми специалистами. Политика укрупнения колхозов. Самоотверженный труд в послевоенной деревне. Герои Социалистического Труда - уроженцы Мордовии.
Проблемы социального развития в послевоенное десятилетие. Отмена карточной системы, денежная реформа, политика снижения цен на товары массового потребления. Общественно-политическая жизнь в республике. Усиление партийного руководства социокультурной сферой (литература, театр, кино, музыка и наука).
Осуществление задачи всеобщего 7-летнего образования в послевоенные годы, в первой половине 1950-х гг. - всеобщего среднего образования. Расширение сети культурно-просветительных учреждений, укрепление их материальной базы. Деятельность МГПИ им. А. И. Полежаева, НИИЯЛИ при Совете Министров МАССР. Творчество живописца Ф. В. Сычкова, скульптора С. Д. Эрьзи.
Тема 5. Мордовия во второй половине XX – начале XXI в. (4 ч)
Урок 13. Республика в годы реформ (1953-1964 гг.)
Переход на территориальную систему управления. Создание Мордовского экономического административного района во главе с Совнархозом. Характер, основные направления и результаты деятельности Мордовского совнархоза. Достоинства и недостатки территориальной системы управления. Разделение органов власти на городские и сельские, изменения в системе управления и их результаты. Смещение Н. С. Хрущева. Восстановление предыдущих механизмов управления.
Противоречивый характер развития сельского хозяйства. Переход от позитивных сдвигов к волюнтаризму. Реорганизация МТС: ее достоинства и недостатки. Укрупнение колхозов, переход к денежной оплате труда, политика в отношении личных подсобных хозяйств. Итоги аграрной политики в Мордовии к середине 1960-х гг.
Десталинизация советского общества и ее проявления в МАССР. Политическая система советского общества и организация власти в Мордовской АССР. Политическая роль обкома КПСС. Организация и функции системы Советов. Центральный аппарат управления народным хозяйством. Общественные организации и их политическая роль. Крупнейшие общественно-политические организации республики.
Изменения численности населения, его социального и национального состава. Рост городского населения. Развитие образования на территории республики. Цели, задачи и проблемы совершенствования системы образования. Открытие Мордовского госуниверситета. Расширение системы здравоохранения. Развитие учреждений культуры.
Урок 14.Мордовская АССР во второй половине 1960-х — 1980-е гг.
Хозяйственная реформа второй половины 1960-х гг. Проблема стимулирования промышленного производства. Переход к принципам самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования. Результаты реформы на предприятиях Мордовии и ее противоречия.
Курс на ускоренное развитие национальных республик. Основные направления промышленного развития Мордовии. Структуры промышленного производства республики и ее дальнейшее развитие.
Меры по улучшению положения в сельском хозяйстве и их результаты. Достижение устойчивого роста сельскохозяйственной продукции. Влияние больших государственных программ на состояние сельского хозяйства Мордовии. Проявление неблагоприятных тенденций, тормозящих развитие отрасли.
Причины принятия Конституции МАССР 1978 г. и ее основные положения. Смена политического поколения в республике и его основные представители. Развитие побратимских связей Саранска и их влияние на общественно-политическую жизнь.
Изменения в демографическом, социальном и национальном составе населения. Рост миграции населения за пределы республики и его причины. Социальные приоритеты советского руководства и их реализация в условиях Мордовии. Дальнейшее развитие системы образования и медицинского обслуживания. Достижения в развитии науки.
Урок 15. Мордовия в период перестройки (1985—1995 гг.)
Нарастание кризисных явлений в советском обществе и их проявления. Экономические, социальные и политические проблемы, характерные для Мордовии. Причины перестройки.
Программа ускорения социально-экономического развития в промышленности и сельском хозяйстве республики. Ее результаты и последствия. Изменение принципов функционирования советской экономики. Падение объемов производства.
Демократизация общественно-политической жизни. Гласность. Подъем политической активности населения. Начало эпохи альтернативных выборов. Кризис власти КПСС и усиление демократической оппозиции в Мордовии. Появление национального движения. Изменение политической системы СССР и МАССР. Принятие Декларации о суверенитете. Выборы Президента МССР и их результаты.
Начало радикальных экономических реформ и их влияние на состояние экономики республики. Социально-экономический курс Президента МССР. Дезорганизация системы управления. Ликвидация президентской власти в Мордовии. Эскалация политического кризиса в республике и пути его преодоления. Конституционное собрание, его результаты и последствия. Принципы новой Конституции. Завершение политической реформы. Создание новой политической системы. Ее основные звенья.
Урок 16. Мордовия на пути созидания (1995—2010 гг.)
Итоги социально-экономического развития республики к середине 1990-х гг. Мероприятия правительства по преодолению кризиса в экономике и обществе. Курс на поддержку производителя и привлечение инвестиций. Кризис 1998 г. и его влияние на политическую систему России. Добровольная отставка Б. Н. Ельцина.
Созидательная политика руководства Мордовии и ее приоритеты. Курс на консолидацию общества. Формирование позитивной государственной идеологии и ее ключевые постулаты. Конструктивная экономическая политика. Улучшение показателей социально-экономического развития. Эффективная аграрная политика. Развитие инфраструктуры. Активная социальная политика. Повышение инвестиционной привлекательности республики.
Рост культурного потенциала Мордовии. Развитие профессиональной мордовской культуры. Возрождение интереса к религии. Строительство храмов. Курс на развитие физкультуры и спорта высших достижений. Спортивные победы республики.
Урок 17. Контрольная работа по теме « Мордовия в XX веке» (1ч)
Повторение и закрепление пройденного материала либо экскурсия по историческим местам Мордовии.
При освоении данного курса школьники должны научиться следующим видам деятельности и умениям:
Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процесса;
Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий
Читать историческую карту с опорой на легенду
Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
Рассказывать устно или письменно об исторических событиях и их участниках
Описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи
Соотносить единичные исторические факты и общие явления
Называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений
Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий
Сравнивать важнейшие исторические события и явления, определять их общее и различия
Определять, объяснять свое отношение, оценку наиболее значительных событий в личностей в историиТематическое планирование «История и культура мордовского края»
№ Наименование разделов и тем Максимальная нагрузка учащегося, ч. Из них Теоретическое обучение, ч. Практические работы, чКонтрольная работа, ч. Экскурсии, ч.
Самостоятельная работа, ч. Контрольная работа, ч. Зачет, ч1 Тема 1. Мордовия в начале XX века: революция или реформы? 4 3 1 - - - 2 Тема 2. Мордовия в период великих потрясений (1917-1920гг.) 2 1 1 - - - 3 Тема 3. Советская модель модернизации в Мордовии. 3 1 1 - - 1 1 -
4 Тема 4. Мордовия в условиях войны и послевоенного восстановления экономики. 3 1 1 - 1 - 5 Тема 5. Мордовия во второй половине XX – начале XXI в. 4 3 1 - - 1 6 Повторительно-обобщающий урок 1 - - 1 - - Итого 17 9 5 1 1 2 Календарно-тематический план
№ п/пНаименование раздела и темы Вид занятия
Кол-во
часов Виды самостоятельной работы
Дата проведения занятий
Планируемая Фактическая
1 Тема 1. Мордовия в начале XX века: революция или реформы? 4 А Б
А Б
1.1 Территория и населения мордовского края в начале XX века. Урок-лекция 1 Составление тезисов 1.2 Революция 1905-1907 гг. в мордовском крае. Комбинированный урок 1 Составление плана 1.3 Мордовский край в условиях реформ Петра Столыпина Урок-лекция 1 Работа с презентацией 1.4 Практикум. Мордовия в годы Первой мировой войны. Урок-практикум 1 Выписка основных понятий, терминов 2 Тема 2. Мордовия в период великих потрясений (1917-1920гг.) 2 2.1 Февральская революция на территории края. Комбинированный урок с элементами дискуссии 1 Работа с презентацией 2.2 Практикум. Мордовия в годы Октябрьской революции и Гражданской войны. Урок-практикум 1 Работа с источником 3 Тема 3. Советская модель модернизации в Мордовии. 3 3.1 Мордовский край в годы Новой экономической политики. Комбинированный урок 1 Составление плана 3.2 Практикум. Общественно-политическая жизнь Мордовии в 1920-1930 гг. Урок-практикум 1 Составление тезисов 3.3 Модернизационные процессы 1930-х гг. в Мордовии. Комбинированный урок с элементами дискуссии 1 Заполнение таблицы 4 Тема 4. Мордовия в условиях войны и послевоенного восстановления экономики. 3 4.1 Уроженцы Мордовии на фронтах Великой Отечественной войны. Заочная экскурсия 1 4.2 Мордовия – составная часть тыла. Комбинированный урок с использованием ИКТ 1 Заполнение таблицы 4.3 Практикум. Восстановление и развитие Мордовии в послевоенный период (1945-1953гг.) Урок-практикум 1 Выписка основных понятий, терминов 5 Тема 5. Мордовия во второй половине XX – начале XXI в. 4 5.1 Республика в годы реформ (1953-1964 гг.) Комбинированный урок с использованием ИКТ Урок-практикум 1 Работа с источником 5.2 Мордовская АССР во второй половине 1960-х – 1980-е гг. 1 Тест 5.3 Мордовия в период перестройки(1985-1995 г.) Урок-презентация 1 Выписка выводов 5.4 Практикум. Мордовия на пути созидания (1995-2013 г.) Урок-практикум 1 Подготовка докладов 6 Контрольная работа по теме « Мордовия в XX веке» Урок- контроль 1 Тест Итого 17 Материально-техническое обеспечение предмета
1.Мультимедийный проектор-1
2.Компьютер-1
3.Экран-1
Учебно- методическое обеспечение предмета
Основная учебно - методическая литература
Учебник: История и культура мордовского края XXвеке: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений под ред. Н.М. Арсентьева – Саранск: Издательский центр Историко-социологического института МГУ им. Н.П.Огарёва, 2008 – 248 с.: ил.
Программа курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. История и культура мордовского края. Саранск Издательский центр Историко-социологического института МГУ им. Н.П.Огарёва, 2010.
Дополнительная учебно - методическая литература
Абрамов В. К. Мордовский народ (1897-1939 гг.). - Саранск, 1996.
Агеев М. В. Социалистическое преобразование сельского хозяйства Мордовии.— Саранск, 1979.
В братской семье. - Саранск, 1981.
Все о Мордовии: Энциклопедический справочник. - Саранск, 2005.
Города и села Мордовии. - Саранск, 1977. Давыдов С. И. Растут города и кварталы. - Саранск, 1979. 2001 факт из жизни Мордовского университета. — Саранск, 2001.
Житаев В. Л. Развитие культуры в Мордовии (1960—1970 гг.). — Саранск, 1985.
Ивлиев В. Л. Период перелома. Из истории рабочего, профсоюзного и общественно-политического движения в Мордовии. — Саранск, 1998.
Из истории профсоюзов Мордовии: 1918-1978. - Саранск, 1979. История Мордовской АССР. - Саранск, 1981. - Т. 2. История советского крестьянства Мордовии. - Саранск, 1989. -Ч. 2.
Кожурин Ю. Ф., Яшкин И. А. Мордовия на этапе зрелого социализма. — Саранск, 1984.
Кондрашин В. Голод 1932-1933 годов: трагедия российской де-ревни. - М., 2008.
Кониченко Ж. Д., Юрченков В. А. На пороге реформ: Общественно-политическая жизнь Мордовии в первой половине 1990-х годов. - Саранск, 2006.
Костаманин К. Николай Меркушкин: известный и неизвестный. - Саранск, 2002.
Ломшин В. А., Надькин Т. Д. Деревня Мордовии в послевоенные годы / НИИ ГН при Правительстве РМ. - Саранск, 2006.
Малое предпринимательство Республики Мордовия. - Саранск, 2004.
Маресьев В. В. Общественные движения в Мордовии. Документы. Материалы. - М.,1993.
Меркушина Т. В. Из истории профсоюзов Мордовии: События. Факты. Документы. - Саранск, 2004.
Моисеев Е. В. Мордовия во второй половине XX века: тенденции и противоречия социально-экономического развития (исторический аспект). - М., 2004.
Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. - Саранск, 2004.
Мордовия в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: в 2 т. / под общ. ред. В. А. Юрченкова; НИИ ГН при Правительстве РМ. - Саранск, 2005. - Т. 1.
Мордовия в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.: в 2 т. / под общ. ред. В. А. Юрченкова; НИИ ГН при Правительстве РМ. - Саранск, 2005. - Т. 2.
Мордовия в период реформ: Материалы II Меркушкинских научных чтений. — Саранск, 2001.
Мордовский государственный университет. 75 лет. - Саранск, 2006.
Память: Жертвы политических репрессий / сост.: П. Е. Сенькин, Ф. П. Сараев. - Саранск, 2000.
Память: Жертвы политических репрессий / сост.: С. В. Куденеев, Ф. П. Сараев. — Саранск, 2004.
Интернат – сайты:
http://lesson-history.narod.ru/index.htmhttp://www.uchportal.ru/load/69-1-0-28344http://www.zavuch.info/methodlib/users/55028/http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D1%82http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=20