Методическая разработка на тему: Знаете ли вы историю своего Отечества ? (7-8 класс)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №2
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА ДЛЯ 7-8-ГО КЛАССА
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА
«ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ИСТОРИЮ СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА?»
Подготовила и составила:
учитель истории и обществознания
Гимназии№2
БЕЛОВА ВЕРА ИВАНОВНА
Город Нелидово
Тверская область
2015 г.
ТИП УРОКА: Повторительно-обобщающий урок.
ФОРМА УРОКА: Урок обобщения и систематизации предметных знаний.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА
«ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ИСТОРИЮ СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА?»
ЦЕЛЬ УРОКА: Обобщение знаний учащихся о замечательных, незабываемых страницах исторической летописи России; формирование у школьников умения восстанавливать силой воображения близкие к действительности картины исторических событий и сражений.
В игре участвуют 2 сборные команды «Истории российской славные сыны» и « Патриоты Родины великой» - по 10 учащихся в каждой (ученики 7- 8 классов). У членов команд эмблемы с названием , отражающим общую тему игры. В состав жюри входят представители ученических коллективов и учителя – 5 человек. Все ответы , кроме конкурса «РАЗМИНКА», оцениваются по 5-балльной системе.
I КОНКУРС – «РОЗЫГРЫШ»
Каждая команда задаёт по 3 вопроса, представляющих исторические факты из разных временных периодов развития Государства Российского.Первая команда задаёт вопросы второй команде:
1.Объясните , что такое «полюдье» и «повоз» ?
ОТВЕТ: Сбор дани князем с подвластного ему населения. Всю зиму князь с дружиной « ходил по людям» - объезжал свои земли, собирая с населения дань (шкуры, мёд, воск, сало и пр.). Это было «полюдье». Одновременно князь разбирал всевозможные жалобы, судил. Жители ( «подданные» - от слова «дань») должны были содержать князя и его дружину. По мере укрепления княжеской власти подданные сами должны были привозить дань. Такой вид дани назывался «повозом».
2.Как называется вспомогательная историческая дисциплина, изучающая древние монеты и медали? ОТВЕТ: Нумизматика.
3. Откуда происходит слово «ГАРДАРИКА» ? ОТВЕТ: В переводе на русский язык данное понятие – «страна городов». Так в Западной Европе называли РУСЬ, где уже в ХII веке было 120 городов. По тем временам это число считалось значительным.
Вторая команда задаёт вопросы первой команде:
1 .Как назывались в Древней Руси рабы и кто мог стать рабом? ОТВЕТ: Они назывались ХОЛОПАМИ. В холопы попадали военнопленные, а также беднейшие крестьяне , продавшие себя феодалам в рабство. Холопом становился и тот, кто женился на холопке.
2.Каких трёх русских былинных богатырей изобразил на своей картине «Три богатыря» художник-живописец ХI Х века В. М. Васнецов? ОТВЕТ: На данной картине изображены российские былинные богатыри: ИЛЬЯ МУРОМЕЦ, ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ, АЛЁША ПОПОВИЧ.
3. Откуда происходит слово «АЗБУКА» ? ОТВЕТ: Буква «А» на Руси называлась «аз», буква «Б» - «буки». Родоначальниками славянской азбуки являются византийские учёные монахи, братья КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ. Было два варианта азбуки: ГЛАГОЛИЦА и КИРИЛЛИЦА. Позже после смерти своего брата Кирилла Мефодий решил оставить как более удобную для изучения кириллицу, вытеснившую глаголицу.

I I КОНКУРС – « НЕОТОСЛАННЫЕ ДЕПЕШИ»
Команды получают карточки с неотосланными депешами. Каждая из них отражает какое-либо историческое событие. Членам команд необходимо будет ответить на следующий вопрос: Кто, когда и в связи с чем мог послать представленные донесения? Ничего, что они может быть и не были отправлены в своё время.
ВОПРОСЫ ПЕРВОЙ КОМАНДЕ: - -- - 1.Огромные полчища стянуты к городу. От скрипа колёс и ржанья коней не слышно человеческого голоса. ОТВЕТ: БАТЫЙ , 1240 г. , перед осадой КИЕВА.
2.Основали на ВОРОНЕЖЕ верфь добрую, строили галеры ладные. Будет АЗОВ взят. ОТВЕТ: ПЁТР I , 1696 г. , основание российского флота в ВОРОНЕЖЕ.
3.Победа на этом поле подняла дух русского народа, его веру в свои силы. ОТВЕТ: ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ, 1380 г., КУЛИКОВСКАЯ БИТВА.
ВОПРОСЫ ВТОРОЙ КОМАНДЕ: 1.Вышел к НЕВЕ с дружиной. Ополчению поспешать следом. ОТВЕТ: АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ, 15 июля 1240 г., НЕВСКАЯ БИТВА (поход против шведов) .
2.Крепостная стена подорвана, город пал, низовья КАМЫ и ВОЛГА наша. ОТВЕТ: ИВАН ГРОЗНЫЙ, 1552 г. , штурм КАЗАНИ.
3.Противник разбит на голову. Генералы его пленены. Сам король ранен и спасается бегством. ОТВЕТ: ПЁТР I , 27 июня 1709 г., ПОЛТАВСКАЯ БАТАЛИЯ.
I I I КОНКУРС – «РАЗМИНКА»
Каждый ответ данного конкурса оценивается в 1 балл. Условие конкурса: назвать правильно понятие, соответствующее указанному определению.
ВОПРОСЫ ПЕРВОЙ КОМАНДЕ: 1. Древнее славянское название хлеба. ( ЖИТО )2.Правители в Древней Руси. ( КНЯЗЬЯ)
3.Недоплаченные крестьянином барину денежные взносы. (НЕДОИМКИ)
4.Глава русского духовенства до 1700 г. (ПАТРИАРХ)
5.Имя единого бога у мусульман, которому поклонялись монголы, установившие в ХIII веке своё иго на Руси. (АЛЛАХ)
6. Центр древнерусского государства – « центр, святыня, матерь городов русских». (КИЕВ)
7.Все даровые работы крестьянина в феодальном владении. (БАРЩИНА)
ВОПРОСЫ ВТОРОЙ КОМАНДЕ: 1. Крестьянская повинность феодалу излишками урожая, продуктами, натурой или деньгами. (ОБРОК)
2.Документ, выданный Золотой Ордой и дающий право русским князьям управлять своими землями. ( ЯРЛЫК)
3.Ближайшие помощники царя. ( ЧИНОВНИКИ, ВЕЛЬМОЖИ)
4. Ссуда деньгами, зерном, скотом, данная феодалом смерду, зависимому от самого хозяина. ( КУПА)
5. Религия, введённая на Руси, взамен язычества. (ХРИСТИАНСТВО)
6. Общий сход всех самостоятельных хозяев – жителей Новгорода. (ВЕЧЕ)
7. Исторический отрезок времени, равный 100 годам.
(ВЕК или СТОЛЕТИЕ)
IV КОНКУРС – «РАССКАЗ С ОШИБКАМИ»
Команды получают карточки с рассказами, в которых допущены исторические ошибки. Представители команд должны привести содержание рассказов в соответствие с реальными событиями исторической эпохи. Условие конкурса: необходимо зачеркнуть неверные слова, заменив их правильными.
РАССКАЗ С ОШИБКАМИ ДЛЯ 1-ОЙ КОМАНДЫ:
Вскоре после рижской победы в новгородских землях вновь появились монголо-татары. Они взяли пограничную крепость Изборск и направились к Новгороду. Враги осадили город, напрасно надеясь, что защитники его сдадут. Они собирались снять осаду и отойти, но тут у них неожиданно нашлись союзники – купцы, недовольные порядками в городе. Ночью они тайно закрыли городские ворота. Монголо-татары овладели Новгородом и двинулись дальше в глубь территории.
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Вскоре после НЕВСКОЙ победы в новгородских землях вновь появились крестоносцы . Они взяли пограничную крепость Изборск и направились к ПСКОВУ. Враги осадили город, напрасно надеясь, что защитники его сдадут. Они собирались снять осаду и отойти, но тут у них неожиданно нашлись союзники – бояре, недовольные порядками в городе. Ночью они тайно открыли городские ворота. Крестоносцы овладели ПСКОВОМ и двинулись дальше в глубь территории.
РАССКАЗ С ОШИБКАМИ ДЛЯ 2-ОЙ КОМАНДЫ:
Московскому князю ДМИТРИЮ ИВАНОВИЧУ народ дал меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаный пояс с драгоценностями, как деталь обрамляющая одежду. Калитой окрестили князя по двум причинам. Во-первых, ему удалось задобрить крестоносцев, отдав им немало золота и серебра. Во-вторых, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ постоянно носил пояс с драгоценностями для собственного украшения.
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Московскому князю ИВАНУ ДАНИЛОВИЧУ народ дал меткое прозвище КАЛИТА. Так на Руси называли кожаную суму для денег, как деталь обрамляющая одежду. Калитой окрестили князя по двум причинам. Во-первых, ему удалось задобрить ЗОЛОТУЮ ОРДУ, утаив от неё немало золота и серебра. Во-вторых, ИВАН ДАНИЛОВИЧ постоянно носил кошель с монетами для раздачи нищим и бедным.
V КОНКУРС – «ИСТОРИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА»
Условие конкурса: обе команды отвечают на вопросы викторины без предварительной подготовки. Побеждает та команда, которая даст больше результативных ответов.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ , ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ОБЕИМ КОМАНДАМ:
1.Скажите, в каких городах были построены СОФИЙСКИЕ СОБОРЫ? ОТВЕТ: КОНСТАНТИНОПОЛЬ, НОВГОРОД, ПОЛОЦК, КИЕВ.
2.Какой великий киевский князь основал первую русскую библиотеку? ОТВЕТ: ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ.
3.Где писали на берестяных дощечках? ОТВЕТ: В НОВГОРОДЕ.
4.Поставьте вместо точек нужное слово: « Записки важнейших событий по годам – от лета до лета – называются…» ОТВЕТ: ЛЕТОПИСЯМИ.
5. О каких событиях сообщали летописи:
А) «Если не придёт кто завтра на реку… - да будет мне враг!» . (Крещение Руси в 988 г. при Владимире Красно Солнышко)
Б) «Наши стреляли из пищалей, многих татар убили, а их стрелы падали и никого не ранили» . ( Стояние на Угре в 1480 г. при Иване III Великом)
В) «Приди ко мне, брате, в Москов!». (Первое упоминание о Москве в 1147 г. при Юрии Долгоруком)
Г) «… и гнали их русские с боем как по воздуху. И некуда им было убежать. Били их 7 вёрст по льду…» ( Ледовое побоище 5 апреля 1242 г. при Александре Невском)
6. О ком писал такие удивительные слова А. С. Пушкин: « Историк… механик, химик…, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник…» ? (Русский «ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ» - М. В. ЛОМОНОСОВ)
7.Какой величайший русский полководец любил говорить и повторять следующие выражения своим доблестным солдатам: «Тяжело в ученье, легко в бою», «Ученье - свет, а неученье – тьма», «За учёного трёх неучёных дают», «Пуля – дурра, а штык – молодец» ? ( А. В. СУВОРОВ)
8.Когда и где были основаны первые в России университеты? (1726 г. – Санкт- Петербург ; 1755 г. – Москва)
9. Кто и по какому поводу сказал: « С потерей Москвы не потеряна Россия. Надо сохранить армию». ( М. И. ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ ; отступление русской армии и её уход из Москвы 2 сентября 1812 г.)
10. О какой войне и о каком сражении упоминается в следующем предложении: « Французы показали себя в нём достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми»? ( Отечественная война 1812 года; наполеоновское нашествие; Бородинская битва от 26 августа ( от 7 сентября по новому стилю 1812 г.)