Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы


Конспект урока русского языка в 6 классе по теме
«Переходные и непереходные глаголы».


Цели урока:
учащиеся должны знать критерий переходности-непереходности глаголов;
создать условия для успешного усвоения материала;
учащиеся должны уметь различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять их в речи;
развивать речь учащихся.
Задачи урока:
Личностные: воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать своего товарища, быть культурным, воспитанным.
Метапредметные: формировать умение  видеть задачу в контексте проблемной ситуации и в самой жизни; умение находить способы решения поставленной цели; умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные: познакомить учащихся с переходными и непереходными глаголами, научить различать их в тексте и использовать в речи.
Результат урока: воспроизведение своими силами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация.


Ход урока

Слово учителя. Здравствуйте, ребята. ( Слайд 1-2)
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Сегодня у нас необычный урок. Мы продолжаем делать новые открытия по теме «Глагол». Ребята, давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу, гостям, мне и пожелаем друг другу хорошей работы и отличных результатов. Прежде, проведем лингвистическую разминку.

1.Лингвистическая разминка (слайд 3)


13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?
Мы знакомы домами.
В одном переулке стояли дома.
Родина - наш общий дом.
Летом мы были в доме отдыха.

Ответ: Мы знакомы домами. (Слайд 4)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



II. Подготовка к восприятию нового материала
Слово учителя: прочитайте выразительно стихотворение (слайд 5)


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Дома

На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное –
Домой так и тянет меня.
А. Барто
Слово учителя: Хорошо, когда у человека есть крепкая семья, дом, где тебя любят и понимают, где тебя всегда выслушают, поймут, простят и помогут. Каждому из нас очень важно, какие отношения в семье, но еще хочется, чтобы наш дом был просторным, светлым, уютным. Большой красивый дом будет цениться во все времена, поэтому профессия строителя никогда не устареет.
- Что же делает строитель, какие виды работ он выполняет? (Слайд 6).
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Посмотрите на картинки и запишите словосочетания глагол + существительное. (Слайд 7)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(Слайд 8)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




(Слайд 9)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



(Слайд 10)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

(Слайд 11)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Задание: в записанных словосочетаниях обозначить главное слово и указать часть речи и падеж зависимого слова (слайд 12).

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





Строит дом (сущ., В.п).,
кладет кирпич (сущ., В.п).,
штукатурит стены (сущ., В.п).,
белит потолок (сущ., В.п).,
клеит обои (сущ., В.п).,
настилает линолеум (сущ., В.п).,
прибивает плинтус (сущ., В.п).

- Что общего в значении всех этих глаголов? (Действие направлено на какой-то предмет) ( Слайд 13).


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415






Действительно, действие, производимое одним предметом, переходит на другой предмет, поэтому такие глаголы и называются переходными.
Сегодня мы познакомимся с новым для вас явлением переходности и непереходности глаголов, научимся разграничивать эти понятия, определять переходность глаголов.

III.Изучение нового материала

Слово учителя: Обратите внимание на словосочетания правого столбика
(слайд 14.)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Вывод: Переходными называются глаголы, выражающие действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога. Простейший способ почувствовать переходность - просто показать пальцем на тот предмет, на который обращено действие. Во избежание путаницы между винительным и родительным падежами учимся задавать сразу два вопроса (кого? / чего? и кого? / что?).
Открывать (кого? что?) окно, дверь, книгу, тетрадь.


Особые случаи, когда дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже (слайд 15).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Дополнение (существительное или местоимение) может стоять при переходном глаголе в родительном падеже:
при отрицании, (слайд 16)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


при указании на часть предмета (слайд 17).

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Вспомните, как называются глаголы с суффиксом-ся? (Возвратными)
(Слайд 18).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

В чем особенность возвратных глаголов? (Действие возвращается на предмет, который его производит).
Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными? (Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет -слайд 19).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Слово учителя: К непереходным относятся все глаголы с суффиксом -ся (ср.: убедить - убедиться) (Слайд 20).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Обратите внимание, что суффикс -ся прибавляется после согласных, а -сь - после гласных: умылась, причесалась, оделась; пригляделись, познакомились.

IV. Тренировочные упражнения
1.Орфографическая работа. (Слайд 21)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

МАЛЯР
ШТУКАТУР
2.Дифференцированная работа.
Сильные ученики работают по карточкам на местах.
Карточка
Переписать, указать переходные и непереходные глаголы. Графически объяснить.
Не уча..твовал в эксп..диции, (не)увидел оши..ки, не построили жилищ.., не пр..сутствовал на с..брании, не п..сеяли с..мена, созд..вал произв..дение, не чувствовал (не)приязни, не было пр..пятствий, ненастье не пр..кращалось, ребенку (не)здоровилось, не преследовал непр..ятеля.
Слабые - работают у доски под руководством учителя.(Определить падеж, указать переходность)
Защитить землю, защищаться от врага, отстоять город, стать героем, выполнить долг, гордиться победой, поздравить ветеранов, заботиться о ветеранах, встречать гостя, мириться с другом, считать минуты, белить потолок.
3. Синтаксический разбор предложения.
Люди не боялись каменного дождя и огненного пламени.
Игра «Семафор»
Красная карточка – переходный глагол, синяя – непереходный.
Взял пилу, не размешал раствор для кладки, встречаться с друзьями, остановить трамвай, рассердить товарища, извиниться перед мамой, принести дрова, стоять на носочках, строить дом.
V. Домашнее задание (Слайд 22)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Слово учителя: С детства вы задумывались о том, какую профессию выбрать. Помните стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие строчки:
Книгу переворошив,
Намотай себе на ус -
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!
И я предлагаю вам выбрать какую-то профессию и описать действия, которые выполняет данный специалист. Подчеркните переходные глаголы в получившемся тексте (слайд 21).
VI. Итоги урока
(слайд 23)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Слово учителя: Какие глаголы называются переходными?
От чего может зависеть переходность глаголов?
Как соотносятся категории переходности и возвратности?


VII. Рефлексия учащихся
(слайд24)


Root Entry