Урок русского языка в 3-ем классе «Синонимы и антонимы»

ТЕМА УРОКА: Закрепление по теме «Лексика: синонимы, антонимы»
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УРОКА:
1.Закреплить и уточнить знания по теме: «Лексика: синонимы, антонимы»
2.Развивать речь, обогащать словарный запас, внимательное отношение к слову; орфографическую зоркость; содействовать развитию творческих способностей учащихся путем приобщения к литературному и музыкальному искусству.
3.Воспитание гражданственности, казахстанского патриотизма, ответственности за судьбу своей Родины; гордость за историческое прошлое своей страны и за подвиг своих предков, чувства уважения и признательности к народу, выступавшему против фашизма; аккуратности в процессе работы.
ТИП УРОКА: урок закрепления знаний, умений, навыков.
М/О: словесный, практический, частично-поисковый
ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, компьютер, карточки, пословицы, творческие задания.
ХОД УРОКА: I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
-Станем в наш «круг радости» и поприветствуем окружающий мир и друг друга:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, мир! Здравствуй, я!
Здравствуйте, мои друзья!
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА:
-Ребята, сегодня на уроке мы повторим, закрепим и систематизируем знания по теме: «Лексика: синонимы, антонимы», совершим путешествие в суровые годы ВОВ, узнаем много нового и интересного. Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Алексея Толстого: «Русский народ создал русский язык – яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, как песня над колыбелью»
- Давайте же, дети, будет учиться пользоваться живым русским словом. Урок пройдет под девизом: «Мы это помним»
II.КАЛЛИГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО:
-ребята, на пороге какого большого праздника мы находимся?
- Сколько лет исполняется в этом году Великой Победе? (слайд №1)
Пп Бб
П-беда! Славная П-беда!
Какое сч-стье было в ней!
Победа счастье
-Подберите антонимы к словам победа, счастье.
III ВСПОМИНАЕ, ПОВТОРЯЕМ:
Д/И «ЦВЕТЫ ПОБЕДЫ»
- Я предлагаю вам собрать цветы и одержать свою маленькую победу
№1 Какие слова называются синонимами?
№2 Что мы называем синонимическим рядом?
№3 Какие слова называются антонимами?
№4 Что называется лексическим значением слова?
№5. Назвать антонимы к словам: мир, вражда, разрушать.
IV Работа по теме урока:
-Ребята, а вы знаете, как началась война?
В 41 в сорок памятном году
Прокричали репродукторы беду:
(магнитофонная запись)
-Внимание! Внимание! 22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно без предупреждения войны напали на нашу Родину. (Слайд №2)
Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города. Началась Великая Отечественная Война против фашистских поработителей. Как один поднялись люди на защиту своей земли и свободы. Предстояла долгая и упорная борьба, тяжелые исп
·
(мелодия песни «Священная война»)
Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили,
И ушла за солдатом солдат.
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад.
- Ребята, вы прослушали стихотворение «Ах, война», подберите синонимы к слову «подлая»
-Да, дети, война поистине была и страшная, и ужасная, и беспощадная, ведь она унесла жизни 27 млн. человек, разрушила огромное количество городов и сел. После нашествия фашистских захватчиков оставались руины (Слайд №3). Обратите внимание на этот слайд. Такие дома можно было встретить повсюду, а ведь совсем недавно это был жилой дом, в котором играли и смеялись дети.
-Подберите синоним к слову «руины»
-Запишем предложение
Фашисты оставляли за собой руины и груды пепла.
Подчеркните главные члены предложения.
V ФИЗ ПАУЗА
Мир – это главное слово на свете!
Мир очень нужен нашей планете.
Мир нужен мне, мир нужен тебе.
Мир нужен всем.
Мир! Мир! Мир!
VI – Ребята, всех поражает бесстрашие солдат во время ВОВ. Они шли насмерть со словами преданности Отечеству, испытывали ни с чем не сравнимую гордость за свою Родину, а вы любите свою Родину? Я думаю, что вы тоже будете настоящими патриотами своей Родины. А кто такие патриоты?
Патриот – это тот, кто любит свою Родину.
-Прочитайте пословицы о Родине. Запишите те, в которых встречаются антонимы.
1. Любовь к Родине сильнее смерти.
2. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
3. За Родину и жизнь отдать не страшно.
4. На чужой сторонушке рад родной воронушке.
5.За край родной насмерть стой.
VII ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
Замените подчеркнутые слова антонимами, и вы прочитаете предложения из известных песен:
Ночь проигрыша как она была от нас близка.
Лунный квадрат, земля вокруг.

(РЕЗЕРВ) 1 ряд выбрать ряд синонимов к слову «Враг»
Друг, неприятель, противник, товарищ.
2 ряд – антонимы к слову «Война»
Бой, мир, битва, согласие.

VIII
Война закончилась и пушки замолчали,
И годы сгладили великую беду
И живы мы и вновь весну встречаем
Встречаем День Победы, как лучший день в году
Война закончилась, но память поколений
Как фронтовая дружба вечна и тверда,
Нас никогда никто не ставил на колени
И не поставит никогда!
IX. РЕФЛЕКСИЯ:
- посмотрите ребята, какое чистое голубое небо. Но что это? Давайте подарим небу частицу своего сердца и тепла и пусть ваши желания исполняться. (дети вешают на тучку солнышко и загадывают желания)
Песня «Солнечный круг»
Х ИТОГ УРОКА ОЦЕНКИ ЗА УРОК
XI ЗАДАНИЕ НА ДОМ: повторить все по разделу « Лексика: антонимы, синонимы»



























































15