Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Урок 54
Дата:
Тема: Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Тип урока: как урок деятельностной направленности по целеполаганию это урок комплексного применения знаний и умений (классификация Александра Константиновича Дусави
·цкого (5 мая 1928 года 24 октября 2012 года) советский и украинский психолог. Специалист в области психологии личности, теории формирования познавательного интереса, проблем индивидуального развития ребенка.)
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные: извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица, схема ­ образец), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (схема, план, ключевые слова), анализировать, сравнивать, строить рассуждения.
Предметные: демонстрировать приобретённые знания и умения по теме «Деепричастие» (расставлять знаки препинания при деепричастном обороте, правильно писать НЕ с деепричастиями, образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида).
Личностные: смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (другими словами осознание важности и значимости каждой изученной темы для усвоения новых знаний).
Методическое оборудование урока: интерактивная доска SMART Board 680 iv; раздаточный материал к уроку; мультимедийные презентации.
Ход урока.

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Организационный момент.

1 минута
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
- Здравствуйте. Я снова рада видеть вас на уроке здоровыми и с хорошим настроением. Говорить друг другу «Здравствуйте» - значит желать здоровья. Повернитесь, улыбнитесь друг другу, поздоровайтесь кивком головы.
Приветствуют учителя и друг друга
Коммуникативные. Готовность слушать собеседника и вести диалог

II. Проверка домашнего задания: а) театрализованное задание



б) Сверка домашнего упражнения и оценивание работы

Создает условие для театрализации
Индивидуальное сообщение у нас готовила (стук в дверь)
- Войдите. У нас с вами гость! Что вам нужно? Выслушаем его? Чтобы помочь заполните таблицу.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!
Готовит образец выполнения домашнего задания
Готовит монолог «Деепричастие» и выступает с ним перед классом. Класс заполняет таблички.


Сверяют свою работу с образцом, выставляют оценки.
Предметные УУД: создавать связное устное высказывание на грамматическую тему

Предметные УУД: находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами и пуктограммами;
Регулятивные УУД: определять степень успешности своей работы

III. Мотивация учащихся к деятельности на уроке.
- Какую часть речи мы продолжаем изучать?
- Что мы изучили на сегодня о деепричастии? Соотнесите свое сказанное с этапами урока.
(заранее на доске даны этапы урока)
Называют изученные темы или правила по теме «Деепричастие»
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательное УУД: устанавливать причинно-следственные связи

IV. Синтаксическая пятиминутка.
Появившись из-за мелких облаков, первый снег медленно падал на кусты деревьев, крыши домов.
Записать предложение, произвести его синтаксический разбор. Нарисовать схему предложения.
Что мы с вами проверяли из изученного о деепричастии? Уберите тот плана урока, который соответствует выполненному заданию.
Класс делает в тетради, один ученик выполняет задание после его записи на доске с наборным полотном. Дает его характеристику, рисует схему предложения. Убирает этап урока, который пройден.
Познавательное УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему)

V. Повторение сведений об образовании деепричастий «Образуй слово»
Готовит раздаточный материал для конструирования слов.
Класс делится на три группы.
Познавательное УУД: осуществлять анализ и синтез
Предметное УУД: образовывать деепричастия, используя суффиксы.

VI. «Найди деепричастие».

Прослушать отрывок из художественной литературы. Выписать деепричастие, указать его вид и определить художественное произведение и автора.
1. Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
(А.С.Пушкин. «Зимнее утро»)
2. Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
(И.Крылов. «Волк на псарне»)
3.Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)
4. Мой грустный товарищ,
Махая крылом,
кровавую пищу клюет под окном.
(А.С.Пушкин. «Узник»)
5. Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном.
(А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
6. Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
(М.Лермонтов. « Песня про купца Калашникова»)


Предметное УУД: различать деепричастия, определять известные примеры из литературы (интегрирование)

VII. Работа с текстом.

1 уровень: репродуктивный
2 уровень: аналитический
3 уровень: творческий
Готовит задание для класса по уровням:
1 уровень
Спишите текст, расставляя пропущенные запятые. Выделите слова, обозначающие главное действие. Укажите деепричастные обороты.
Молодая Мать держа малыша на руках была счастлива. Играя с ним на лужайке купая его в потоках чистых вод она всегда радостно улыбалась.
И когда наступила темная ночь, началась буря, малыш дрожа от страха прижался к Матери. Она обнимая сына укрыла своим покрывалом. И малыш сказал: "Мама, я не боюсь, потому что ты рядом".
2 уровень
Спишите текст. Вставьте подходящие по смыслу слова из справок. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните, что изменилось в тексте при вашей вставке слов?
Однажды к маме пришли ее дети. _________________ спросили, кого она любит больше всех на свете. Мать __________ взяла свечу, зажгла ее и начала говорить: «Вот свеча – это я! Ее огонь – моя любовь». Мама ________________ зажгла ее от своей. «Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь. Разве огонь моей свечи стал меньше?». И так она зажгла столько свечей, сколько у нее было деток. Она с любовью смотрела на них __________ . А огонь ее свечи оставался все таким же большим и теплым.
 
Слова для справок: улыбнувшись, споря между собой, взяв еще одну свечу, внимательно вглядываясь в их глаза.
3 уровень Используя текст, оформите тезис своего сочинения-рассуждения. Напишите небольшой текст рассуждения, доказывая данный тезис. Используйте в своей письменной работе деепричастия и деепричастные обороты.
Еще не родившись, ребенок спросил у Бога:
- Я не знаю, что делать в этом мире.
Бог, подумав, ответил:
- Я подарю тебе Ангела. Он всегда будет рядом с тобой.
- Но я не понимаю его язык.
- Ангел будет учить тебя своему языку, охраняя от всех бед.
- А как зовут моего Ангела? – спросил, облегченно вздохнув, ребенок.
- Неважно, как его зовут Ты будешь называть его Мама.


1 уровень: Познавательное УУД
Умение правильно списывать текст, расставляя знаки препинания и выделяя грамматические явления.
2 уровень:
Познавательное УУД
Умение правильно вставлять слова в деформированный текст, расставляя знаки препинания и выделяя грамматические явления.
Познавательное УУД: устанавливать причинно-следственные связи.
3 уровень: Познавательные УУД
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; строить рассуждения.
Коммуникативное УУД: оформлять свои мысли в письменной форме с учетом речевой ситуации.

VIII. Рефлексия.

Продолжи фразу:
Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Я понял, что

Теперь я могу
Я научился
У меня получилось
Меня удивило
Личностные УУД: осознавать и определять (называть) свои эмоции;
Регулятивное УУД: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

IX. Домашнее задание:
§ 28-32, упр. 207 (особое внимание стоит обратить на выполнение дополнительных заданий к тексту – подготовка к сочинению-описанию по картине).




Использованная литература:
1) Монолог Деепричастия: kopilkaurokov.ru урок по теме «Деепричастие как особая форма глаголов».
2) ГозманТ.М. Интеграция образовательного процесса: технологии. Учебное пособие. Барнаул: Издательство АКИПКРО, 2006.
3) Иваницкий А.И. Системно - деятельностный подход к разработке и внедрению обобщённых технологий обучения. Наука и школа.-1998.
4) Построение модели личностно - ориентированного обучения. Под научной редакцией Якиманской И.С.-М.:КСП+, 2001.



15