Урок ритмики «Танец Полька», 5 класс


Урок ритмики в 5 классе.
Раздел программы «Историко-бытовой танец»
Тема урока: «Танец Полька».
Вид урока - урок искусства, урок образ.
Цель: обогатить опыт эмоционально-целостного отношения к хореографическому искусству через знакомство с историко-бытовым танцем на примере танца «Полька».
Задачи:
Познакомить учащихся с танцевальной культурой 18-19 века.
Изучить элементы танца «Полька», соединить их в танцевальную комбинацию.
Способствовать воспитанию художественного вкуса, интереса к мировому танцевальному искусству, развитию творческого воображения, фантазии, ассоциативного мышления.
Обеспечить благоприятные условия для социальной адаптации через участие в коллективном творческом процессе.
Вводно-
подготовительная часть урока Ход урока.
Музыка Слово Движение хронометраж
Организационный момент.
Настрой учащихся за пределами класса .2.4
Полонез из оперы «Евгений Онегин»
П.И.Чайковский. Здравствуйте дорогие ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке, рада вашим улыбкам и надеюсь, что время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным. Меня зовут Ирина Викторовна. Я хочу вас сегодня пригласить в увлекательное путешествие в прошлое во времена 18-19 век. Итак, встаньте парами, мальчики, как истинные джельтельмены подайте руку девочкам, девочки представят себя изящными дамами в прекрасных платьях. И пусть музыка подскажет вам, как надо войти в класс.
Скажите, услышав первые аккорды музыки, как вам захотелось войти в класс? Кем вы себя представили? И в какое время?
Где такую музыку можно услышать сегодня?
Где могла звучать такая музыка?
Правильно на балах. « Что такое бал?»
(ответы детей)
(слайд №1)Бал дословно переводится, как большой танцевальный вечер Слово пришло в Россию из немецкого языка; в переводе означает мяч. Но изначально бал не был таким каким мы его представляем. (Слайд №2)В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. (Слайд №3)По ходу истории нехитрые крестьянские танцы превратились в салонные бальные танцы. Каждая историческая эпоха наложила отпечаток на церемониал, этикет, костюм.
Скажите, для чего устраивались балы?
Конечно, чтобы танцевать.
А под какую музыку танцевали на балах? Кто исполнял музыку?
(слайд № 4)Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. (Слайд) Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. (Слайд № 5)У входа в танцевальный зал каждая дама получала карточку – программу, где указывались названия танцев и порядок их исполнения. Управлял танцмейстер – дирижер бала.
В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра I были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами.
«Как вы думаете , какие танцы исполнялись на балах?»
(ответы детей)
Полонез, Менуэт, Гавот, Мазурка, Вальс, Полька и др.
Начинался бал Полонезом, под музыку которого вы входили в класс.
Полонез - бальный танец-шествие. Парадно одетые гости с важностью под торжественную музыку шествовали по залу, это была своего рода выставка блеска, пышности и знатности.
Как вы думаете, а в наше время существуют балы?
(ответы детей)
И в наше время проходят балы. Сегодня в России возрождаются традиции проведения балов. Сейчас мы окунемся в атмосферу современного бала и посмотрим фрагмент открытия
Венского бала в Москве.
Бал начинается с выхода дебютантов.
Волшебный Бал – мечта Принцесс,Прекрасных принцев взгляд желанный.И сказка воплотится здесьДля вас подарком долгожданным.
(Звук убирается) Я думаю, каждому из вас захотелось побывать на таком прекрасном мероприятии, надеть красивое платье. И шикарный фрак. Вход в класс. Построение в шахматный порядок. Учащиеся исполняют поклон.
Поклон в классическом исполнении.

Презентация.
1 Кадр: «Бал»
2 Кадр: девушки на пасху.
3 кадр: танцующие пары.
4кадр: оркестр.
5кадр: танцующие пары.
6 кадр: танцмейстер.
7 кадр: Пётр 1.
7 кадр: Полонез
Видео бала в Москве. 1 мин.
+-5 мин.
2 мин.
Ребята, посмотрите на эту картину. Что мы видим? Правильно, танцующую пару. А что мы сможем сказать о характере танца, исполняемого танцорами? Какое настроение у танцующих?
(ответы учащихся)
Наверное, все догадались, что пара танцует зажигательную польку.
Что вы знаете о «Польке»?
Многие, вероятно, полагают, что этот веселый, простой и в недавнем прошлом очень популярный танец – польского происхождения. Но на самом деле танец этот чешский. В чешском языке тоже есть слово “полька” (точнее “пулька”), оно означает половину, точнее полшага. Польку танцевали парами по кругу, с поворотами и подскоками. французская литография XVIII века, отображающая молодых людей, танцующих польку. 2 мин.
Разминка на середине зала 4.4
«разминка» Прежде чем мы с вами перейдем к разучиванию движений танца, мы должны разогреть наших мышцы, т. е. сделать разминку.
Повторяйте движения за мной. Муз. Размер 4/4
1.Разминка шеи. Наклоны головы вперёд- назад, вправо-влево.
Круговые движения вправо и влево.
2. Плечи, назад - вперед, вверх- вниз.
3. Руки - комбинация с хлопками.
4.Релеве, плие с поворотами корпуса.
5. «Пружинка», перескоки с одной ноги на другую.
6. Комбинация «пятка-носок» .7. «Соте» по 6 позиции с комбинацией «пятка-носок».
8. «Марш» на месте с па-галоп вправо, влево.
9.Подскоки с поворотом и хлопком вправо, в лево.
2,4 мин.
Основная часть урока разучивание элементов танца полька. 4.4.
Рахманинов
«Итальянская полька»
2/2
Штраус «Полька»
В исполнение Виктора Зинчука.
Молодцы , все в отличной форме. Теперь наберемся терпения,Перейдем к изучению движений,Движения танца просты, посмотри и повтори! Сейчас мы с вами встанем в круг. Повернёмся по линии танца и разучим основной шаг польки.
Молодцы, теперь давайте встанем в два круга. Мальчики во внутренний, девочки образуют внешний .Теперь соединим все движения в комбинацию. Сначала сделаем под счёт.
« Интересное о польке.»
Однажды чешский учитель музыки увидел молодую женщину, танцующую под звуки популярной мелодии какой- то необычный забавный танец. Говорят, именно он назвал этот новый танец «полька». Очень быстро этот танец появился в столице, где обрел подлинный успех и стал чешским национальным танцем. Из Праги полька распространилась в другие европейские города: Вену, Париж, Милан, Лондон, а потом добрался и до Нью-Йорка. Но именно в Париже её успех затмил даже вальс. В столице началась настоящая «полькомания». Полька была самым любимым танцем молодёжи.
Пришла пора исполнить комбинацию под музыку. Вы готовы? Почувствуйте, пожалуйста, весёлый, зажигательный характер музыки и передайте его в танце. Разучивается основной шаг польки, подскоки.
Комбинация в парах .Каблук, носок, па-галоп вправо, влево.
Комбинация с хлопками, поворот, меняемся местами.
Исполнение проученных движений под музыку с продвижением по кругу. +-15 мин.
2.5
мин.
Рефлексия. 4.4.
Па-Де-Труа.
(композитор)
Я вижу, как изменилось ваше настроение. Какие чувства вы испытали, танцуя этот танцевальный фрагмент? А какое ваше настроение сейчас? (ответы детей).
Я думаю, помогла нам в этом прекрасная музыка Иогана Штрауса в исполнении замечательного музыканта, нашего современника Виктора Зинчука. Теперь поделимся на команды по цвету бейджиков и попробуем осмыслить знания полученные на уроке давайте выразим его с помощью графики. Правила очень простые. Это модель солнечной системы, в середине круг солнце – тема урока «Полька», от неё 2 планеты – крупные смысловые единицы, затем планеты соединяются прямой линией с солнцем, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.
В работе я прошу вас соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум.
-дать волю воображению и фантазии;
– продолжать работу, пока звучит эта музыка. (кластер).
Спасибо, мне приятно, что вы усвоили материал урока.
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, (выделяю отдельных ребят) вы были настоящими прекрасными дамами и галантными кавалерами.
Мы сегодня познакомились с историко-бытовым танцем «Полька», который родился в Европе, и стал частью мировой бальной танцевальной культуры. Я желаю вам, что бы в вашей жизни был не один бал, и вы показали себя с наилучшей стороны. Я хочу вам подарить бальные карты с описанием танцев. Ещё хочу пожелать вам вдохновения и творчества. Работа в группах. Составление кластера.
В конце зачитываются варианты. +-2мин.
+-3мин.
Заключительная часть урока.
4.4.
Рахманинов
«Итальянская полька».
Очень жаль, что кончился наш урок.
Давайте завершим его традиционно, и вновь пусть нам в этом поможет музыка. Я хочу, чтобы в своих движениях (поклоне, выходе из класса) вы передали характер звучащей мелодии. Поклон. Выход из зала. 1 мин.