Рабочая программа Радуга в палитре(общекультурное направление)

Муниципальное казенное образовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа №2


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического совета
МКОУ Садовской СОШ № 2 протокол №____
от« » г.

Принята педагогическим советом МКОУ Садовской СОШ № 2

протокол №___
от« » г.
«Утверждаю»_________

Директор школы
Г.Н. Мамонова
приказ №
от« » г.





Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Радуга в палитре»





Класс: 1-4
Срок реализации: 1 г.
Составитель:
Мандрыкина Елена Александровна








с. Садовое


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Объем: Программа «Хочу все знать!» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 4 года:
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу «Радуга в палитре» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности. Рабочая программа имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой курса Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» ( М.: Просвещение, 2006 г.)
Цель программы - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьников;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков;
- формирование нравственно-эстетической отзывчивости.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.
 Программа ««Радуга в палитре»» предназначена для детей в возрасте от 7до10 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при выполнении работ.
Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, смело высказывающие свои идеи.
В настоящее время абсолютной ценностью  личностно - ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую.  «Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо,   чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил  с аппетитом возникшие потребности   в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества» (М. Р. Львов).  Полюбив то, что тебя окружает, лучше поймешь и оценишь то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидишь то, что их отличает друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Учащиеся будут учиться рисовать красками, лепить из пластилина, работать с бумагой.
 Большой мир искусства откроет детям свои тайны!
осознанного отношения детей к окружающему миру и умения выражать его как в словесной форме, так и художественными средствами. Учитель строит занятия таким образом, чтобы от урока к уроку школьники учились видеть в природе многообразие формы и цвета, ценить красоту простых, обыденных явлений.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости происходит не только в процессе восприятия окружающей природы, но и в ходе практической деятельности, при восприятии произведений художников (подлинники, слайды, репродукции), при обсуждении творческих работ одноклассников. В результате формирования эмоционально-оценочного отношения к работам одноклассников, к собственному творчеству принимает новые формы и художественно-творческая активность учащихся.
Формирование художественно-творческой активности учащихся в области изобразительной деятельности позволяет им раскрыться, овладеть различными приемами творческой деятельности. В этом возрасте для ребенка является проблемой
письмом, и преодолеть эти трудности поможет графическая работа карандашом, палочкой и тушью, углем и грифелем, работа в мелкой пластике, развивающая пальцы. Живописное освоение листа большого формата с помощью гуашевых красок и широкой кисти помогает раскрепоститься и учит легко работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Художественно-творческая активность детей не только направлена на создание творческого произведения, но и находит проявление в момент вынашивания замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто сам разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, является толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве. Стимулируют рождение художественного образа музыкальный, литературный и визуальный материал.
Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков происходит не только в процессе практической деятельности ребенка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусства, в результате обсуждения детских работ, а также в процессе усвоения способов работы с различными художественными материалами, демонстрируемых учителем на уроке. В работе с учащимися необходимо идти от образа, от эмоционального насыщения каждой темы. Даже задания, связанные с постижением цвета, характера графической линии, освоением технических приемов работы кисточкой, палочкой, карандашом, в первую очередь должны иметь нравственно-эмоциональную нагрузку.
Материал  курса «Радуга в палитре» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- живопись,
- графика,
- скульптура,
- народное и декоративно-прикладное искусство,
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.     Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
  Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
   В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Программа «Радуга в палитре» основывается на принципах.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру ведущий метод нравственного воспитания. Пример педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Ценностные ориентиры содержания данного курса:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность и выставки творческих работ.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс

Наименование разделов и тем
Всего часов
Формы
контроля

1
 Наблюдаем и изображаем осень.
7
Выст. работ. – зан.7

2
В чем красота зимы?
7
Выст. работ. – зан.13

3
Мы и наши друзья.
10
Выст. работ. – зан. 24

4
Какого цвета весна и лето?
9
Выст. работ. – зан.29


Итого:
33
4


2 класс

Наименование разделов и тем
Всего часов
Формы
контроля

1
 Чем и как работают художники.
8
Выст. работ. – зан.8

2
Мы изображаем, украшаем, строим.
8
Выст. работ. – зан.16

3
О чем говорит искусство.
9
Выст. работ. – зан.25

4
Как говорит искусство.
9
Выст. работ. – зан. 34


Итого:
34
4


3 класс

Наименование разделов и тем
Всего часов
Формы
контроля

1
 Искусство в твоем доме.
8
Выст. работ. – зан.6

2
Искусство на улицах твоего села.
7
Выст. работ. – зан.15

3
Художник и зрелище.
9
Выст. работ. – зан.21

4
Художник и музей.
10
Выст. работ. – зан.34


Итого:
34
4


4 класс

Наименование разделов и тем
Всего часов
Формы
контроля

1
 Истоки родного искусства.
8
Выст. работ. – зан.8

2
Древние города нашей земли.
8
Викторина. – зан.16

3
Каждый народ – художник.
10
Викторина– зан.26

4
Искусство объединяет народы.
8
Выст. работ. – зан.34


Итого:
34
4

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
1 класс
Наблюдаем и изображаем осень (7 часов).
Изображение осенних листьев, деревьев, натюрморта из осенних плодов (овощи, фрукты). Выполнение натюрморта-аппликации. Упражнение на смешивание красок.
В чем красота зимы? (7 часов).
Знакомство с новым видом художественной деятельности, видами орнамента, правилами его построения. Роспись варежки орнаментом. Изображение снега.
Мы и наши друзья (10 часов).
Знакомство с работой художника в цирке. Навыки работы с пластилином. Знакомство с рыбами, изображение рыб. Рисуем дом. Выполнение аппликации собаки. Рисуем членов семьи.
Какого цвета весна и лето? (9 часов)
Рисуем природу акварелью и гуашью. Знакомство с новыми техниками изображения – монотипией и «по сырому». Выполнение аппликации весенних цветов из пластилина. Знакомство с симметрией. Рисунок бабочек.                                                                           
                                                                               
2 класс
Чем и как работают художники (8 часов).
Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала. Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на работе – живая связь красок. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день. Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели – учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью или акварелью. Изображение животных родного края из пластилина по впечатлению и по памяти.
Мы изображаем, украшаем, строим (8 часов).
Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Изображения животных или зверей, увиденных в зоопарке, в деревне. Умение фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц, соединяя воедино элементы разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т.д. Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе. "Мастер Украшения" учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).
О чем говорит искусство (9 часов).
Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного. Выражение характера человека в изображении; мужской образ в сюжете сказки. Например, "Сказка о царе Салтане" А.Пушкина дает богатые возможности связи образных решений для всех последующих тем. Изображение доброго и злого воина. Выражение характера человека в изображении; женский образ сюжете сказки. Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие – злых. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха, Баба Яга, Выражение характера человека через украшение. Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе, кто он такой, какой он или она: смелый воин – защитник или он угрожает. Разными будут украшения у Царевны Лебедь и Бабы Бабарихи. Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально). Выражение намерений через украшение. Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Аппликация.
Как говорит искусство (9часов).
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Изображение угасающего костра – "борьба" тепла и холода. Заполняя весь лист, свободно смешивать краски между собой. Костер изображается как бы сверху, гаснущий (работа по памяти и впечатлению). "Перо Жар-птицы". Краски смешиваются прямо на листе. Черная и белая краски не применяются. Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека, по впечатлению и по памяти): нежные и могучие ветки, при этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной. Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная). Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций – большой хвост – маленькая головка – большой клюв. Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Открытие выставки должно стать радостным праздником, событием школьной жизни. Уроки проводятся в форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


























[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников:
1. Раскрытие творческого потенциала школьников.
2. Умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).
Личностными результатами изучения программы  является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения  программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию);
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.

Предметные результаты:
- иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое;
- знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа (линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика);
- уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.

1-2 класс
Учащиеся научатся:
-стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
-без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
-использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
-использовать навыки компоновки;
-передавать пространственное отношение ( изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных  и т.д.);
-менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
-лепить несложные объекты (фрукты, животных, человека, игрушки).

Учащиеся получат возможность научаться:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного искусства ( что больше всего понравилось , почему, какие чувства, переживания может передать художник);
-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;
-применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов ( акварель, гуашь, пастель, тушь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
-составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;
-составлять аппликационные композиции из разных материалов.


3 класс
Учащиеся научатся:
-пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. В рисовании на темы и с натуры;
-передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
-применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.

Учащиеся получат возможность научаться:
-видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
-анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета.

 4 класс
Учащиеся научатся:
-делать по наблюдению и с натуры  зарисовки человека, отдельных  предметов;
-цветом передавать пространственные планы;
-изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;
-пользоваться техникой аппликации;
-конструировать объемные формы, усложняя их декоративными  деталями;
-проводить экскурсию  по выставке работ.

Учащиеся получат возможность научаться: 
-передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности  композиции, рисунка, цвета;
-свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций;
-выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;
-участвовать в групповой работе при создании коллективного панно.









СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.

Формы контроля
выставки, презентации
коллективные проекты
работа в парах, малых группах
индивидуальные работы
коллективные игры и праздники

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.






















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс.- М.: ВАКО, 2008.-212с.-  ( в помощь школьному учителю).    
2. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 2 класс.- М.: ВАКО, 2011.-144с.- ( в помощь школьному учителю).    
3..Неменский Б.М. Методическое пособие 1-4 класс. Б.М.Неменский.-М.:Просвещение,2005.-188с.
4. Неменская Л.А. Каждый народ художник. Л.А. Неменская. М.: Просвещение .2007
5. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Издательство «Просвещение», 2005 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]













МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Технические средства обучения:
аудио / видеомагнитофон, CD / DVD-проигрыватели, компьютер с программным обеспечением, телевизор, мультимедийный проектор, магнитная доска, экспозиционный экран, фотокамера цифровая, принтер лазерный ч/б.
Для фронтальной работы используется кабинет информатики
Информационно-коммуникативные средства:
Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
В пособиях представлены слайдовые иллюстрации тем, закадровые комментарии к ним, видеозаписи с подробными комментариями учителей – методистов. Представленна видеозапись проектной деятельности учащихся также снабжена квалифицированными комментариями.

Интернет-ресурсы:
Методические материалы к урокам
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на сайте Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на портале RusEdu
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для школы на Российском образовательном портале
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на сайте «Учительский портал»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – представлены методические материалы для учителей начальных классов на сайте педагогического сообщества Екатерины Пашковой Pedsovet.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сообщества и виртуальные клубы учителей начальной школы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сообщество для людей от 6-и лет и старше, имеющих отношение к начальной школе.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сообщество учителей начальной школы на портале «Сеть творческих учителей»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – виртуальная творческая группа «Начальная школа» на портале МЕТОДИСТЫ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Виртуальный клуб учителей начальной школы







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс

№ п/п
Содержание тематического    блока
Количество часов
Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся
Дата





План
Факт/Примечания

Наблюдаем и изображаем осень (7 часов)




1
Введение в предмет. Все дети любят рисовать.
1
Умение правильно организовать свое рабочее место, правильно держать кисть, лист бумаги, свободно работать с карандашом, правильно передавать форму, пропорции изображаемого.

4.09


2
Мы знакомимся с волшебными красками.
1

11.09


3
Какого цвета осенняя листва? Коллективная работа «Дерево в осеннем убранстве».
1

18.09


4
Осенний букет.
1

25.09


5
Ветер в осеннем лесу.
1

2.10


6
Осень пора плодородия. Овощи.
1

9.10


7
Осень - пора плодородия. Фрукты. Выставка работ.
1

16.10


В чем красота зимы? (7 часов)


8
Мы готовимся к зиме.
1
Умение самостоятельно рисовать кистью, применять технику разбрызгивания, простейшие приемы росписи.
23.10


9
Коллективная работа «Первый снег».
1

30.10


10
Наши зимние забавы.
1

13.11


11
Наши зимние забавы.
1

20.11


12
Морозные узоры.
1

27.11


13
Морозные узоры. Выставка работ.
1

4.12


14
Коллективная работа «Зимний день на природе».
1

11.12


Мы и наши друзья. (10 часов)

15
Мы в цирке.
1
Умение передавать в рисунках
пространство, правильно располагать лист бумаги,  быть наблюдательным, рисовать рыбок, портрет, лепить животных.
18.12


16
Мир нашего аквариума. Красивые рыбы.
1

25.12


17
Мир нашего аквариума. Подводный мир.
1

15.01


18
Домик для собачки.
1

22.01


19
Учимся делать из бумаги собачку.
1

29.01


20
Сделаем подарок нашим папам.
1

5.02


21
Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Портрет «Мамина улыбка».
1

19.02


22
Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Коллективная работа «Чудо-букет».
1

26.02


23
Лепим любимых животных. Ох уж эти кошки!
1

5.03


24
Мы рисуем своих друзей. Выставка работ.
1

12.03


Какого цвета весна и лето? (9 часов)


25
Какого цвета небо?
1
Умение видеть и отражать красоту окружающего мира в творческой работе, применять простейшие приемы при рисовании кистью (штрих, точка, волнистые линии).
19.03


26
Деревья проснулись.
1

2.04


27
Деревья любуются своим отражением .
1

9.04


28
Красота природы.
1

16.04


29
Мы изображаем весенние цветы. Выставка работ.
1

23.04


30
Аппликация «Разноцветные букашки».
1

30.04


31
Коллективная работа «Танец бабочек-красавиц».
1

7.05


32
Здравствуй, лето! Итоговый урок в форме игры-путешествия.
1

14.05


33
Экскурсия на природу. «Природа в красках»
1

21.05



Итого:
33













2 класс
№ п/п
Содержание тематического    блока
Количество часов

Дата





План
Факт/Примечания

Чем и как работают художники? (8 часов)




1
Гуашь. Цветочная поляна
1
Умение использовать выразительные возможности художественные материалы: красками, пастелью, бумагой, пластилином.
2.09


2
Гуашь, добавление черной и белой краски. Природная стихия
1

9.09


3
Восковые мелки. Букет осени
1

16.09


4
Восковые мелки. Букет осени
1

23.09


5
Аппликация из осенних листьев
1

30.09


6
Аппликация «Осенний ковер» (коллективная работа)
1

7.10


7
Графические материалы. Волшебный цветок
1

14.10


8
Пластилин. Древний мир. Выставка работ.
1

21.10


Мы изображаем, украшаем, строим (8 часов)


9
Изображение и реальность. Птицы родного края
1
Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным, фантазировать в создании предметов, видеть красоту в природе.
28.10


10
Изображение и фантазия.
1

11.11


11
Изображение и фантазия. Сказочная птица
1

18.11


12
Украшение и реальность. Паутинка
1

25.11


13
Украшение и фантазия. Кружева
1

2.12


14
Постройка и реальность. Мой дом
1

9.12


15
Постройка и фантазия. Городок-коробок (коллективная работа)
1

16.12


16
Постройка и фантазия. Городок-коробок (продолжение работы). Выставка работ.
1

23.12


О чем говорит искусство? (9 часов)


17
Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море.
1
Умение выражать свое отношение к тому, что изображается в практической работе, воспринимать оттенки чувств, характер изображаемого животного и человека, проявлять фантазию при выполнении творческой работы.
13.01


18
Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных.
1

20.01


19
Образ человека и его характер (женский образ).
1

27.01


20
Образ человека и его характер (в объеме, женский образ).
1

3.02


21
Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ).
1

10.02


22
Выражение характера человека через украшение.
1

17.02


23
Выражение намерений человека через конструкцию и декор.
1

24.02


24
Выражение намерений человека через конструкцию и декор (сказочный флот)
1

3.03


25
Обобщение темы. Космическое путешествие. Выставка работ.
1

10.03


Как говорит искусство?(9 часов)


26
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета
1
Умение выражать в цвете настроение, характер предметов, применять законы композиции, ритма и пропорции в изображении объектов.
17.03


27
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Смешивание с черным, белым, серым цветами.
1

7.04


28
Цвет как средство выражения. Автопортрет в теплых тонах.
1

14.04


29
Цвет как средство выражения. Автопортрет в холодных тонах.
1

21.04


30
Цвет как средство выражения. Портрет друга.
1

28.04


31
Линия как средство выражения. Изображение ветки.
1

5.05


32-33
Цвет, ритм, композиция средства выразительности.
2

12.05


34
Весна, шум птиц (коллективная работа). Выставка работ.
1

19.05



                                           Итого:
34




      3 класс  
                                                           
№ п/п
  Содержание тематического блока
Количество часов
Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся. 
Дата





План
Факт/Примечания

Искусство в твоем доме (8 часов)


1
Твои игрушки придумал художник.
1
Умение придумывать, конструировать и украшать игрушки, лепить посуду, выполнять эскиз и  роспись платка, обоев и штор; выполнять иллюстрации к книге, изготавливать открытку.
 
5.09


2
Посуда у тебя дома.
1

12.09


3
Мамин платок.
1

19.09


4-5
Обои и шторы в твоем доме.
2

26.09
3.10


6
Твои книжки.
1

10.10


7
Поздравительная открытка. Выставка работ.
1

17.10


8
Что сделал художник в нашем доме.
1

24.10


Искусство на улицах твоего города (7 часов)




9
Памятники архитектуры – наследие веков.
1
 Умение проектировать свой парк, украшать его ажурными оградами и фонарями; оформлять витрину магазина. Умение видеть образ в форме машины. 
31.10


10
Парки, скверы, бульвары.
1

14.11


11
Ажурные ограды.
1

21.11


12
Фонари на улицах и в парках.
1

28.11


13
Витрины магазинов.
1

5.12


14
Транспорт.
1

12.12


15
Что сделал художник на улицах моего села. Выставка работ.
1

19.12


Художник и зрелище (9 часов)




16
Художник в цирке.
1
 Умение создавать атмосферу праздника в рисунке циркового представления, подбирать яркие цвета красок, владеть навыком смешивания красок, видеть образ, стоящий за маской, правильно оформить афишу  к заданной теме спектакля.
 
26.12


17
Художник в театре.
1

16.01


18
Маски.
1

23.01


19-
20
Театр кукол.
2

30.01
6.02


21
Афиша и плакат. Выставка работ.
1

13.02


22-23
Праздник в моем селе.
2

20.02
27.02


24
Школьный праздник.
1

6.03


Художник и музей (10 часов)




25
Музеи в жизни города.
1
 Умение представлять и рисовать музейный интерьер, выражать в пейзаже настроение; выражать свое отношение к проблеме экологии в творческом задании (плакат);передавать характер и особенности человека при выполнении портрета; работать в жанре натюрморта.
 
 
 
13.03


26-
27
Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.
2

20.03


28
Защита природы в искусстве.
1

3.04


29-
30
Картина-портрет.
2

10.04



31
Картина-натюрморт.
1

17.04


32
Картины исторические и бытовые.
1

24.04


33
Скульптура в музее и на улице.
1

8.05


34
Художественная выставка-отчет
 «Искусство вокруг нас»
1

15.05



Итого:
34

22.05



4 класс

№ п/п
Содержание тематического блока
Количество часов
Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся. 
Дата





План
Факт/Примечания

Истоки родного искусства (8 часов)




1
Пейзаж родной земли.
1
Умение изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;
делать по наблюдению и с натуры  зарисовки человека;
проводить экскурсию  по выставке работ.
1.09


2
Пейзаж родной земли. Осень
1

8.09


3
Гармония жилья с природой
1

15.09


4
Образ красоты человека. Добрый молодец.
1

22.09


5
Образ красоты человека. Русская красавица.
1

29.09


6
Народные праздники. Ярмарка.
1

6.10


7
Народные праздники.
1

13.10



8
Народные праздники. Выставка работ.
1

20.10


Древние города нашей земли ( 8 часов)




9
Древнерусский город – крепость.
1
Умение цветом передавать пространственные планы; передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности  композиции, рисунка, цвета.
27.10


10
Древние соборы.
1

10.11


11
Древний город и его жители.
1

17.10


12
Древнерусские воины-защитники.
1

24.10


13
Города Русской земли.
1

1.12


14
Узоречье теремов.
1

8.12


15
Праздничный пир в теремных палатах.
1

15.12


16
Викторина «Древние города нашей земли».
1

22.12


Каждый народ – художник (10 часов)




17
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
1

Умение конструировать объемные формы, усложняя их декоративными  деталями;
анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого.
12.01


18
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Китая
1

19.01


19
Искусство народов гор и степей
1

26.01


20
Искусство народов гор и степей Постройки.
1

2.02


21
Образ художественной культуры Средней Азии
1

9.02


22
Образ художественной культуры Средней Азии. Город в пустыне.
1

16.02


23
Образ художественной культуры Древней Греции
1

2.03


24
Образ художественной культуры Древней Греции. Природа.
1




25
Образ художественной культуры средневековой западной Европы.
1

9.03


26
Викторина « «Каждый народ художник».
1

16.03


Искусство объединяет народы (8 часов)




27
Все народы воспевают материнство.
1
Умение передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности  композиции, рисунка, цвета.
6.04


28
Все народы воспевают мудрость старости.
1

13.04


29-
30
Сопереживание – великая тема искусства.
2

20.04


31
Герои, борцы и защитник.
1

27.04


32
Герои, борцы и защитники. Тема героя в искусстве разных народов.
1

4.05


33
Юность и надежды.
1

11.05


34
Искусство народов  мира (обобщение). Выставка работ.
1

18.05



                               Итого:
34