Статья «Опыт использования современных педагогических технологий на уроках в начальной школе».


Статья по теме : «Опыт использования современных педагогических технологий на уроках в начальной школе».
Автор: учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 141
Кульчицкая Нина Борисовна
Вступление
Государственная программа развития образования одной из главных целей ставит «формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны». Для осуществления качественного образования учителя используют на уроках разнообразные педагогические технологии.
В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьника к современной жизни, а значит, научить его самостоятельно осваивать и систематизировать знания, вооружить методами и способами познавательной деятельности, привить интерес к поиску информации, научить проявлять инициативу, воспитывать коммуникативную культуру. Такие возможности открывает применение педагогических технологий.
Цели:
создание позитивной внутренней мотивации учения;
учет психологических закономерностей усвоения содержания учебного материала.
Задачи:
использование учителем компонентов социального опыта учащихся: знаний и умений, ценностных отношений и творчества,
обучение способам и приемам умственной деятельности, методам научного познания,
формирование умений учащихся самостоятельно осваивать информацию,
совершенствование коммуникативных навыков.
Применение традиционных педагогических технологий в сочетании с информационно-коммуникативными технологиями открывает перед учителем неограниченные возможности подбора и структурирования учебного материала, следовательно, многообразие форм и видов, методов и способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Педагогические технологии – это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих реализовывать поставленные образовательные цели.
Все, кто старается строить урок в соответствии с ФГОС, используют на уроках элементы различных педагогических технологий. Многие из них давно нам знакомы, мы использовали эти методы обучения задолго до появления новых стандартов. Вот несколько видов технологий, наиболее часто используемых на уроках в начальной школе:
Развивающее обучение
Проблемное обучение
Разноуровневое обучение
Использование исследовательского метода в обучении
Проектные методы в обучении
Игровые методы
Обучение в сотрудничестве
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие
Стаж моей педагогической деятельности почти 30 лет. За это время многое изменилось и в мире и в школе. Сейчас приходят в первый класс дети, которые очень отличаются от тех, что учились в 80-90-х годах. Современные дети хорошо разбираются в компьютерах, умеют пользоваться другой современной оргтехникой, но у них практически отсутствует мотивация к учению. Они не понимают, зачем родители привели их в школу, чего от них хотят учителя, зачем нужно чему-то учиться, не умеют общаться друг с другом. Столкнувшись с такими проблемами, я пришла к выводу, что старые методы работы, которые были очень полезными и действенными 10-15 лет назад, уже не годятся. Нужно строить свою педагогическую деятельность по-другому. Мне очень помогли очередные курсы повышения квалификации, где нас познакомили с различными видами современных педагогических технологий. Конечно, не все из них подходят для использования в начальной школе, но многие из них я взяла на вооружение, и уроки стали проходить более интересно, динамично, интересно для обучающихся. Хочу поделиться опытом использования некоторых из них на примере одного урока.
В рамках школьного конкурса педагогического мастерства в этом году я давала урок по теме : «Безударные гласные в окончании имен прилагательных. Слова-антонимы». В ходе урока использовала следующие технологии:
информационно-коммуникативная;
здоровьесберегающая;
игровая;
групповая.
Информационно-коммуникативная технология была использована на этапе актуализации знаний, в словарной работе.
В этом году я познакомила детей с сайтом «Фабрика кроссвордов». Детям очень понравилось составлять кроссворды на разные темы. Вот и на уроках мы иногда используем некоторые из них, например, при повторении словарных слов.
Игровая технология использована на этапе «развитие умений». Детям предложено было на слух найти в пословицах слова-антонимы.
На этапе «контроля усвоения новых знаний» использована технология обучения в сотрудничестве (работа в парах). Дети работали над упражнением из учебника, потом пары представляли свои варианты словосочетаний со словами-антонимами.
Здоровьесберегающие технологии – это, всем известные, физкультминутки.
Я думаю, что каждый из вас использует все эти технологии в разных комбинациях и на своих уроках.
Конечно, современные методики предлагают учителям огромное количество способов и методов работы с детьми, и во власти каждого педагога выбрать для себя, те, которые он считает наиболее интересными, продуктивными, актуальными в своей работе.
В заключении хотелось бы сказать, что роль учителя на современном уроке – это создание комфортных условий для саморазвития каждого ребенка. Правильное и своевременное использование различных видов педагогических технологий делает урок более интересным и познавательным для ребенка, создает пространство для саморазвития, творчества, развивает интерес к самостоятельному добыванию новых знаний, учит сотрудничеству.