Презентация Коллектиные способы обучения в малокомплектной школе


«…процесс перемен в школе начинаетсяс учителя, с перемен в его взглядах, методах, решениях организаторских проблем»Ю. Конаржевский  учитель начальных классов МБОУ «Конёвская средняя общеобразовательная школа №25»Климова Нелли Владимировна Балахна 2015 г. Для планирования работы в условиях класса – комплекта нужен принципиально иной, новый подход, так как главная и наиболее сложная по характеру специфическая особенность уроков в этом типе школы состоит в том, что методические приёмы нуждаются в видоизменениии, модификации, вызванные условиями одновременной работы нескольких классов в одном помещении.Требуется поиск новых форм организации учебных занятий в таких условиях, чтобы разнообразить общение, виды деятельности обучающихся, тем самым развивая мотивацию к учебной деятельности, интерес к предмету. самостоятельная работа должна развивать логическое мышление;вся самостоятельная работа должна быть посильной для учеников;виды самостоятельных работ должны быть разнообразными как по форме, так и по содержанию;при организации самостоятельной работы должен соблюдаться принцип систематичности;самостоятельная работа должна иметь место не только при закреплении знаний, но и на других этапах урока. Изучив труды В.К.Дьяченко по новой педагогической технологии (коллективный способ обучения), изучив пособие по КСО А.Д.Семёновой, я пришла к выводу, что КСО является наиболее подходящей формой обучения и воспитания. Именно он даёт возможность ученику работать в своём темпе, снимает психологические перегрузки, а учителю позволяет больше внимания уделять творчеству и индивидуальному общению с обучающимися. ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ТЕХНОЛОГИИ – УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ, А НЕ ПРОСТО ВЫПОЛНЯТЬ ЧТО-ТО ВМЕСТЕ.Коллективная форма обучения – это работа учащихся в парах сменного состава, при котором каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником (обучаемым), то его учителем (обучающим коллектив), т.е. все обучают каждого и каждый обучает всех. Приемы и методы КСО Взаимные диктанты в парах сменного состава Разучивание стихотворений Работа в парах сменного состава по карточкам Методика М.Г. Булановской Взаимообмен заданиями (ВОЗ) Методика работы по вопросникам Методика Ривина А.Г. Сотрудничество учащихся «по вертикали» Педагогика сотрудничества и «погружение» При взаимодиктантах сначала ученик А диктует свой текст, ученик В пишет, потом ученик В диктует, а ученик А записывает. После этого оба ученика вместе проверяют каждый диктант, подчеркивая допущенные ошибки. Проводится работа над ошибками. Ученики обмениваются текстами диктантов, а затем меняются партнерами. Ученик А в новой паре по тексту полученному от ученика В, становится диктующим и цикл работ повторяется. Используя методику Булановской, я учу детей читать: у каждого из учеников свой текст ( рассказ или стих) и, работая в парах, ученики зачитывают друг другу эти тексты, чаще всего обмениваются ими и затем, получив от партнера новый текст, встречаются с новым партнером.Развивает коллективистские отношения работа по методике взаимообмена карточками. Предварительно заготавливаю карточки, которые могут быть даны в учебнике в готовом виде. В каждой карточке по 3 аналогичных задания. Ученик читает напарнику свое задание и решает его с объяснением в тетради напарника. Затем напарник решает задание 2 из карточки 1 ученика. Затем происходит смена ролей. Теперь напарник даст задание своей карточки по пунктам 1и 2. Самостоятельная работа по заданию 3. Проверка друг друга. Смена напарника. Когда важно довести действия до автоматизма, использую взаимотренаж. Взаимотренаж применяю для закрепления всевозможного материала: можно упражняться в устном счете, заучивать таблицу умножения, формулы, сведения, факты, находить орфограммы и т.д.Когда важно за счет закрепления получить не автоматизированные действия, а осознанные, то применяю такой вид работы в паре, как проверка. Она может быть взаимной или односторонней. При проверке в паре различаются две позиции: проверяющего и проверяемого. В отличие от тренажа проверка направлена не на ответ. Предмет проверки – содержание действий по решению задачи, вопроса: связка между логикой, ходом мыслей по решению задачи и ответом. Хочется отметить два достоинства этой проверки. Во- первых, в ходе комментирования, объяснения своих действий ученик часто сам обнаруживает ошибки. Во-вторых, проверка осуществляется «здесь и сейчас»; если ошибка обнаружена, то здесь же и исправляется, а не вдали от ученика. Таким образом, используя методики КСО, различные элементы КСО в малокомплектной школе, можно решать вопросы организации самостоятельной работы. Рассмотренные методики можно использовать на всех уроках в начальной школе. Взаимодиктанты на уроках русского языка, математики; самостоятельное изучение темы на чтении, на уроках окружающего мира; взаимообмен карточками на уроках русского языка, математики, окружающего мира; методику Булановской при изучении стихотворений на чтении.КСО делает высоким уровень активности детей на уроке, развивает мыслительную деятельность, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения, формирует универсальные учебные действия, делает урок более интересным, живым, заставляет учителя и учеников быть в постоянном творческом поиске: развиваешься сам – развиваются ученики. «…общение в паре – это основная и первоначальная ячейка, простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с другими людьми, благодаря которой человек приобщается к знаниям и опыту других людей, а через них – к знаниям и опыту всего человечества”.В.К.Дьяченко Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.Дьяченко В.К. Коллективная и групповая форма организации обучения в школе.// Начальная школа. – 1998.- №1.Кувшинова С.А. Современные образовательные технологии: Сборник статей и методических материалов/НОУ «Институт современного образования». – Калиниград, 2007.