Разработка педсовета Методология использования современных образовательных технологий в образовательном процессе

Педагогический совет по теме "Методология использования современных образовательных технологий в образовательном процессе"
Шарова Нина Константиновна, заместитель директора по УВР
КГУ «Средняя школа №12» акимата города Рудного

Цели педагогического совета:
1.Анализ влияния применяемых технологий на качество знаний и умений учащихся.
2. Систематизация приемов и методов, способствующих повышению качества знаний учащихся.
Предварительная подготовка к педагогическому совету.
Педагогическому совету предшествовали: школьный семинар «Технология проектного обучения» (октябрь 2012г) и городской семинар “Лингафонно-мультимедийное и интерактивное оборудование как средства эффективного обучения английскому языку” (февраль 2013 г).
Посещение уроков администрацией с целью определения эффективности использования образовательных технологий.


Работа педагогического совета будет включать в себя четыре этапа:
1 этап – Доклад заместителя директора по теме педагогического совета.
2 этап – Выступления педагогов по результативности используемых технологий.
3 этап – Обсуждение за круглым столом ( в группах) вопросов:
Какие из известных технологий позволяют успешно учителю организовать учебно-познавательную деятельность
Какие методы и приемы технологий обеспечивают развитие мышления, творческой активности и самостоятельности учащихся.
4 этап - Рефлексия: оценка работы педсовета и принятие решения педсовета.



Оформление аудитории:
Эпиграф к педагогическому совету: “Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться”. В.Сухомлинский
Плакаты с названиями различных педагогических технологий и кратким их описанием



“Методология использования современных технологий в образовательном процессе”
С развитием прогрессивных идей в образовании, с выдвижением на первый план идей и принципов личностно - ориентированного обучения, активизируются попытки педагогов найти тот инструментарий, который обеспечил бы стабильность достижения большинством учащихся необходимых результатов образования. Когда речь идет об универсальных механизмах обучения, то мы неизбежно обращаемся к понятию «педагогические технологии». Наша школа третий год работает над методической темой «Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых технологий, основанных на компетентностном подходе в обучении и воспитании, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса». Этот год работы над темой завершающий. Поэтому мы должны проанализировать влияние применяемых технологий на различные аспекты деятельности учащихся, определить эффективные технологии для своего преподаваемого предмета и систематизировать приемы и методы, способствующие повышению качества знаний учащихся.
Ключевой идеей любой школы является идея развития ученика и учителя.
Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.







Технология обучения должна:
1.Обеспечить реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью.
2.Быть посильной для применения педагогом.
3.Психологической сущностью новых технологий обучения должно стать планирование учебного процесса от ученика, т.е. психологически ориентированное обучение.
Таким образом, основной задачей становится поиск такой технологии, которая в наибольшей степени отвечала бы принципам соответствия естественным механизмам усвоения знаний обучающимися.
Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Вспомним, что говорил король с одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова?
По существу, в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставь перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило, мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем дать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми как полагалось, они должны овладеть.
Предлагается вопрос группам: - Почему это происходит?
От каждой группы педагогов – устный ответ.
Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом. Надо учиться использовать такие технологии, чтобы было достаточно времени для учащихся для осмысления и применения полученных знаний.
Насколько же оправдано введение инновации, связанной с внедрением современных образовательных технологий в учебный процесс школы, если они связаны с реальным риском недостижения на первых порах желаемого результата?
Вопрос группам:
Какие же необходимы критерии использования педагогических технологий для её эффективности ?
Критерии технологичности педагогической технологии
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:
концептуальность;
системность;
управляемость;
эффективность;
воспроизводимость.





Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.      Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
логикой процесса,
взаимосвязью частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.      Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.      Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.









Если строго следовать за трактовкой понятия “педагогическая технология”, то необходимы критерии, позволяющие четко отследить достижение всех поставленных целейИзвестный американский ученый - психолог К. Роджерс на одной из своих лекций для учителей школ сказал, что “никакие их усилия не имеют смысла. Поскольку знанием становится только та часть информации, которая принята ребенком. А этот процесс зависит только от него”. В чем же состоит процесс принятия или иными словами осознание информации? Как мы можем помочь в этом своим ученикам?....
“Однажды два монаха смотрели на флаг, развивающийся на ветру. “Это флаг движется” - говорил один. “Нет, ты не прав, - возразил другой. – Это ветер движется” Настоятель, услышав их спор, приблизился к ним и сказал: “Вы оба не правы. Движется ваша мысль”
Независимо от того, как вы ответите на вопрос о причине движения флага, вам не изменить сам факт движения. Наши версии будут определяться правилами, которым мы не всегда осознанно следим. Наши мысли зависят от того, каким правилам подчинен ход. Наши мысли делают нас тем, кто мы есть. Наше мышление определяет нашу судьбу. Основная проблема – правильный выбор направления мысли. Вот мы, педагоги, и должны найти способ правильного направления мыслей обучающихся, т. Е. технологию и методы обучения.
В одной из критерий - концептуальности педагогической технологии предполагается психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Давайте проверим себя, умеем ли мы создавать психологический микроклимат в классе, это очень важное условие для успешного применения любой технологии.
Далее педагогам предлагается ответить на вопросы анкеты
Анкета
“Общение с детьми”
(отвечайте “ДА” или “НЕТ”)
Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю. ____.
Когда ребенок “мямлит”, мне очень хочется его слегка одернуть. ___.
Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться. _____
Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего его знания, а не эмоции.____
Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо. _____
Когда учащиеся несут околесицу, я пытаюсь поставить их на “место”____
Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса._____
Если вы набрали больше трех ответов “ДА”, ваши ученики, вероятно, испытывают недостаток положительного внимания, а оно играет не маловажную роль в процессе обучения.

Каждому учителю при прослушивании выступлений предлагается выполнить задание:
На листе бумаги написать названия тех технологий, о которых вы услышали в ходе педсовета.
Выберите ту педагогическую технологию, которой вы отдаете наибольшее предпочтение.
Задание для групп: приём «Перекрёстная дискуссия»
Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.

Я готов применить технологию_______________________________на своих уроках


да
нет







Вывод:


Выступления педагогов по результативности используемых технологий.
Смородина Г.О.
Луковкина Г.А.
Писаренко А.В.
Тулепбергенова М.Е.
Кульченко М.С.
Жаканина В.Т.

Из выбранных технологий напишите названия тех методов, приемов и средств, которые используются вами чаще всего.
Выберите метод или прием, которому вы придаете особое значение. Сделайте его описание по схеме:
Название метода (приема) в точной и ясной формулировке;
Краткое описание того, что делаете вы как учитель, и того, что делают ученики;
Характеристика условий, при которых данный метод (прием) наиболее приемлем;
Определение того, что получается в итоге;

Презентация результатов обсуждения вопросов. Итоговые записи оформляются на ватмане в виде кластера. Представители групп выступают со своими наработками. Остальные участники педагогического совета вступают в дискуссию по теме педсовета.

Рефлексия. (Прием из технологии критического мышления). Напишите синквейны к нашему педагогическому совету.
Если вы еще не знаете что такое cинквейн, то я вам сейчас объясню.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Образец:
Активный участник:
Педсовет.
Полезный, интересный.
Обучает, помогает, расширяет.
Позволяет привести свои знания и умения в систему
Работа.
Пассивный участник:
Педсовет
Забитое, ненужное
Вспомнила, вздохнула, улыбнулась
Какая это все ерунда.
Но интересно.


Формирование проекта решения педагогического совета. Его обсуждение.
Написать самоанализ эффективности применения учителем определённой технологии за последние 3 года. Срок: до 20 апреля 2013 г. Ответственные: все педагоги.
Создать методический сборник: Итоги работы педагогического коллектива над методической темой «Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых технологий, основанных на компетентностном подходе в обучении и воспитании, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса». Самоанализ педагогов. Срок: 30 апреля 2013 г. Ответственный: заместитель директора по УВР Шарова Н.К.
Продолжать использовать технологии в процессе обучения с учётом человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.