Классный час, посвященный Году российского кино.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Кальтяево муниципального района
Татышлинский район Республики Башкортостан
Разработка открытого классного часа, посвященного Году российского кино, в 8 классе на тему:
«Рукопожатие муз»

Выполнил: Муратова Ф.И.
МБОУ СОШ с. Кальтяево - 2016
Классный час, посвященный Году российского кино
Тема: «Рукопожатие муз»
Цели урока:
расширить кругозор учащихся, поддерживать интерес их к изучению экранного искусства;
представить учащимся разнообразный, удивительный мир кино;
развивать речь учащихся, совершенствуя, ее образность и выразительность, пополняя их лексикон новыми терминами;
привлечь внимание детей к культурным событиям, происходящим в республике и в стране через кинематограф;
формирование читательского интереса у школьников;
совершенствовать монологическую и диалогическую речь.
Задачи:
Обучающая – понимание языка кинематографии, азами синтетического вида искусства.
Развивающая – введение ребят в мир пространственно-временного искусства, эмоционально связанного с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Воспитательная – формирование нравственного отношения к культурным ценностям. Пробуждение творческой активности, осознание связей различных видов искусств между собой и с жизнью.
Форма проведения классного часа:
Круглый стол, элементами мастер-класса   
                                             
Методы проведения:
Поисковые;
Дискуссионные;
Игровые.
Подготовительный этап:
Распределить игровые роли.
Учащимися подготовить информацию по теме, ответить на вопросы.
Оформление аудитории в соответствии с темой.
Оборудование:
Проектор
Экран
Книжная выставка
Программное обеспечение :Microsoft Word, Power Point.
Пояснительная записка
2016 год объявлен в России годом российского кинематографа. К Году кино в школе были приурочены многие мероприятия различного уровня. Так обучающийся 8 класса Хаирзаманов Денис под моим руководством занял 1 место в конкурсе сочинении « Пою мою Республику» в номинации 2016 год-Год российского кино. Темой его сочинения была Башкортостан в кино. Интерес к кино в республике с каждым годом возрастает.
Например, Уфе с 26 по 28 октября прошел III Международный фестиваль национального и этнического кино «Серебряный Акбузат», который имеет важное значение в культурной жизни республики и страны. Я, как воспитатель, думаю, что мероприятие заслуживает большого внимания у детей, так как оно воспитывает уважение к культуре разных национальностей, расширяет кругозор. Дети должны понимать, что такие встречи могут соединять национальности России, регионы, без которых страна не может быть такой сильной, процветающей.
Как учитель русского языка и литературы, своей работе часто обращаюсь к фильмам , сюжеты которых взяты из русской литературы. В практике случается, что некоторые произведения начинают читать именно после просмотра кинофильма. Экранизация зачастую оживляет интерес современного школьника к чтению в век снижения интереса к чтению художественной литературы, без чего не может существовать киноискусство. Место художественной литературы среди всех видов искусства - особое. Такой действенной связью является эстетическое отношения литературы и кино. Неслучайно тему классного часа я назвала «Рукопожатие муз».
Таким образом, для эффективности взаимодействия кино и литературы необходимо предварительное знакомство учеников со средствами кинематографической выразительности, которое должно завершаться созданием проблемной ситуации, мотивирующей обращение школьников к литературному источнику.
Внеурочное мероприятие посвящено Году российского кино и проходит в форме круглого стола, где проходят беседы и знакомства с интересными фактами и мастер-классы.
Ход мероприятия:Классный руководитель:
-Здравствуйте. Мы рады приветствовать Вас на  «круглом столе» в рамках Года российского кино Сегодня  у нас в гостях специалисты в области кино: сценарист (ученик), режиссер(ученик), кинооператор (ученик), актер ( ученица) и зрители ( учащиеся).
( Слайд №1)
Развитием человечества искусство приумножает свои виды и формы. С достижениями техники родились искусство фотографии, кино , телевидения, которые соседствуют со старейшими видами искусства и от этого взаимовлияния молодеют старые, новые набирают силы. Место художественной литературы среди всех видов искусства- особое, можно сказать скрепляющее. Вряд ли нужно приводить примеры , чтобы доказать влияние литературы на развитие различных искусств. Такой действенной связью является эстетическое отношения литературы и кино. Неслучайно тема нашего круглого стола мы назвали «Рукопожатие муз» , который проходит в рамках Года кино. (Слайд № 4)
Классный руководитель:
- В рамках Года кино какие мероприятия проводились в школе , районе и в республике и в каких из них вы участвовали?( Ответы обучающихся)
- Какие события происходят в мире кино в стране и в республике?
Классный руководитель:
-Уфе с 26 по 28 октября прошел III Международный фестиваль национального и этнического кино «Серебряный Акбузат», который имеет важное значение в культурной жизни республики и страны. Фестиваль призван пропагандировать духовные и культурные ценности народов мира, популяризовать творчества молодых кинематографистов, создающих фильмы национального и этнического направления, развивать культурный обмен между регионами России и зарубежными странами.
( Слайд №5)Классный руководитель:
Рождение кинокартины -это коллективная работа оператора , режиссера , актера и других профессии, которых в кинематографе более 40.(Слайд №6) Сегодня у нас присутствуют основная творческая группа создателей фильмов. Они поделятся с нами секретами своей работы, ответят на наши вопросы и проверят наши знания в области кино.
Я сегодня выступаю в качестве модератора круглого стола и что все, кто находится в зале, они могут поучаствовать в беседе.
Итак, с чего начинается кино? Неважно, художественный фильм или документальный, работа над ним начинается со сценария. Дадим слово уважаемому сценаристу.(Слайд №8)Сценарист:
- Я создаю основу будущего художественного, документального фильма, телесериала.
Сценарий- законченное кинодраматургическое произведение. Он должен содержать полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов. Диалоги должны раскрывать образы героев. Сценарий, который я пишу, напоминает пьесу. Не забывайте, что каждая страница примерно равна минуте экранного времени. Пишите о действиях и ощущениях, а не подробные описания. Наконец, самое главное: сценарий должен быть простым и легко читаемым.
Диалоги должны быть разговорными (живая повседневная речь, а не официальный язык). Чтобы научиться этому, попробуйте послушать чужие разговоры и записать их слово в слово. Фильмы всегда основаны на какой-нибудь идее. Именно она делает фильм интересным, а уже потом его дополняют различные трюки и спецэффекты. И для каждого фильма всегда создается сценарий.
Вопросы из зала:
-Какими качествами должен обладать сценарист?
Сценарист:
-Он должен быть эрудированным, трудолюбивым, уверенным в себе, внимательным , обладать интуитивным мышлением.
Сценарист:
Только книга способна передать различные чувства и пробудить эмоцию, которая захватит человека и не отпустит его ,пока он не дочитает её до конца. Так появляются бестселлеры. А там где популярность книги, там и возможность интересного сценария для фильма. Ребята, ответьте на вопросы викторины, где герои книг с легкой руки сценариста появляются на экране.
(Слайд №9)Вопросы по викторине
«Герои книг на экране»
1.В 1975 году вышел в свет популярный музыкальный телефильм «Приключения Буратино» сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Свою повесть-сказку Алексей Николаевич Толстой написал в 1935 году по мотивам другой сказки.
Какой? Укажите название и автора.
2.Фильм о том, как советский ученый создает гениального робота. Это мальчик, который
способен решать любые математические задачи, он пишет самые лучшие сочинения и отлично поет! А еще он -точная копия школьника Сережи. Кинолента рассказывает об удивительных приключениях мальчика и его двойника.
Что это за кинофильм? Назовите имя автора и название книги.
3.«Обогатиться просто, нужно всего лишь немного хитрости и расторопности», -так
думал один чиновник, отправляясь в российскую глубинку за необычной покупкой-
почившими крепостными. В дальнейшем чиновник планирует совершить с купчими ряд махинаций и сказочно обогатиться. Но осуществиться его наполеоновским планам не суждено.
Назовите главного героя и автора произведения, название и режиссера одноименного
фильма.
4.«От уксуса куксятся, от горчицы огорчаются, от лука лукавят. Как жалко, что об этом никто не знает! Ели бы сдобу и добрели!»
Из какого отечественного анимационного фильма это выражение? Кто их произносит?
По какому литературному произведению снят мультфильм? Укажите автора.
5.Тамара Крюкова –одна из самых популярных современных детских писательниц.
Автор 24 романов, фантастических повестей, повестей-сказок, а также многочисленных сборников рассказов и стихов.
По произведениям Тамары Крюковой сняты два полнометражных художественных фильма: молодёжная романтическая история о Ромео и Джульетте наших дней и кинокомедия о школьниках.
Назовите эти кинокартины.
6.Этого советского кинорежиссера, народного артиста РСФСР справедливо называют первым «кино-сказочником» нашей страны. Он экранизировал русский фольклор, народные сказки.
Назовите этого режиссера и перечислите его киноработы.
Ответы на викторину
«Герои книг на экране»
1.Повесть-сказка А.Н. Толстого написана по мотивам итальянской сказки Карло Коллоди
«Приключения Пиноккио. История деревянной куклы».
2.«Приключения Электроника» по мотивам повестей Евгения Велтистова «Электроник –
мальчик из чемодана» и «Рэсси –неуловимый друг».
3.Чичиков, Н.В. Гоголь «Мертвые души», режиссер М. Швейцер.
4.Эта фраза из мультфильма «Алиса в стране чудес». Слова принадлежат главной героине
Алисе. Мультфильм снят по сказкам Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».
5.Фильмы «Костя Ника. Время лета» и «Потапов,к доске!».
6.Александр Роу, экранизировал более 20 фильмов-сказок: «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Марья-искусница», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога», «Конек-Горбунок», «Майская ночь или утопленница», «Новые похождения кота в сапогах», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Королевство кривых зеркал», «Хрустальный башмачок». (Слайд №16)
Режиссер:
-В кино я главный - режиссер, руковожу всеми, кто задействован в съемках фильма. От меня зависит и выбор сценария, и подбор актеров. Мое творчество , умение определяет стиль фильма. Получив сценарий от автора, переписываю его, указывая, где и как будет снят тот или иной эпизод, что должно быть в кадре. Этим сценарием будет руководствоваться оператор. Как режиссер поясняю актерам, как они должны сыграть очередную сцену. Затем руковожу монтажом фильма. Работа у меня трудная, но почетная.
Вопросы из зала:
-Какие трудности вы испытываете в процессе экранизации художественного произведения?
Режиссер:
- Так определил трудности экранизации кинодраматург и режиссер В.Соловьев: «…невозможно вместить содержание романа, отразившее целую эпоху…В кинотеатрах всегда окажутся зрители , которые с удовольствием «читая» с экрана сцены, включенные в нашу картину, будут сожалеть о сценах, отсутствующих в ней…» Фильмы зритель в любом случае будет сравнивать с художественным текстом.
Вопрос из зала:
-Все ли эпизоды из художественного произведения можно экранизировать?
Режиссер:
- Нельзя, художественное произведение и киносценарии две разные вещи. Самую большую трудность в процессе экранизации словесного искусства создают литературные тропы. Трудно передать на экране душевное состояние человека, внутренний монолог. Но есть приемы, которые позволяет режиссеру и оператору передать мысли героев, как , например, показ крупным планом. Искусство перевода эмоционально-смысловой выразительности литературы на язык кино зависят от актерской подачи, операторской работы и монтажных скреплений кадров в единое художественное целое по воле режиссера, который направляет творческие усилия киноколлектива к конечной цели.
(Слайд №17)-Итак, что вы знаете о великих режиссерах?
1. Кто из советских режиссеров получил премию Оскар за фильм о жизни в Москве?
Георгий Данелия
Владимир Меньшов
Карен Шахназаров
2. Кто снял фильм «Иван Васильевич меняет профессию»?
Андрей Тарковский
Леонид Гайдай
Никита Михалков
3. Какой русский фильм стал лауреатом кинопремии «Оскар»?
Утомленные солнцем
Вор
Утомленные солнцем 2
4. В каком году советский фильм «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука первым получил «Оскара», как лучший иностранный фильм?
1. В 1969 году
2. В 1930 году
3. В 1985 году
(Слайд №19)Кинооператор:
-Кинооператору приходится иметь дело с тяжелой видеокамерой и другим оборудованием. Я в своей работе совмещаю художественную и техническую составляющие фильма. Буквально рисую фильм с помощью света, работаю с таким огромным количеством осветительных приборов, что они могут занимать в несколько раз большую площадь, чем сам снимаемый кадр. Если режиссер решает, что показать в очередной сцене, то я, как кинооператор , решаю, как это показать. С помощью композиции, цвета, света и фактуры, ракурса кадра, кинооператор помогает проявить все замыслы сценариста и режиссера. В своей работе приходится использовать самые неожиданные вещи для того чтобы создать эффект дождя, снега, грозы, теней и света луны, когда за окном день. Особенно сложны ночные съемки, когда по сценарию необходимо показать киногероев, показать их эмоции. Зритель не должен догадаться и видеть, что за кадром.
Многие задаются вопросом : «В фильме «Джентльмены удачи» актёры действительно сидели в цементе в эпизоде побега в цистерне.» На самом деле нет. Режиссёры не такие жестокие. Этот эпизод снимали на «Мосфильме». Актёры сидели в специальной ёмкости, а цемент имитировала жижа - засыпанная в воду манная крупа, подкрашенная в серый цвет.) - По работе съемки эпизода , какие еще вне съемки какая работа?
Кинооператор:
- Кинооператор помимо съемок принимает самое активное участие на стадии монтажа фильма, следя за качеством проделанных монтажных работ и цветокоррекции. На этом этапе важно не потерять ни один художественный эффект, работающий на образ всей картины. Поэтому ему на этом этапе приходится совместно работать со звукорежиссером, сценаристом, режиссером, продюсером и другими участниками съемочного процесса.
(Слайд №20)Вопросы от кинооператора:
1. За какое время перед нами проходят двадцать четыре кадра кинопленки? (За одну секунду)
2. Когда была создана первая цветная кинопленка? (В 1906 году Джордж Элберт Смит (годы его жизни — 1864—1959) запатентовал цветную пленку)
3. Когда появилась первая система записи звука на кинопленку? (В 1912 году в Великобритании)
-Что скажете о профессии актера? (Слайд №21) Актер:
-Основой задачей для актера кино является перевоплощение внешнее и внутреннее. Внешне показать героя актер использует грим, костюмы, маски, вырабатывает интонацию, мимику, жесты. Чтобы показать внутренние чувства персонажа, актеру необходимо раскрыть духовный мир своего героя, показать его характер, передать мысли и переживания. Основатель МХАТа К. С. Станиславский создал знаменитой актерскую систему, так называемую Систему Станиславского, целью которой является достижение максимальной психологической достоверности игры актеров. Великий мастер призывал актеров чувствовать то, что чувствует герой, чтобы верно передать эмоций на сцене.
Викторина «Артисты и кино» (Слайд № 22-24)Какой фильм принес первые лавры Кристине Орбакайте?
Какого ученого звания неожиданно для себя удостоился скромный директор детского сада, он же «джентльмен удачи»?
Он сыграл заведующего терапевтического отделения в фильме «Интерны»
Назови актера «Кто есть кто?»
Классный руководитель:
-Ребята! Вы познакомились основными специалистами в области кино , но на самом деле их значительно больше. Назовите, какие еще профессии в кино знаете?
(Ребята называют профессии в кино)

Классный руководитель:
-В кино гримёр помогают актёру в работе над образом , а художник по костюмам создаёт одежду для героев. Зачастую каскадёры подменяют , т. е. дублируют актёров в кадре на время выполнения сложных трюков. Художник-постановщик отвечает за изготовление декораций, подбирает реквизит, мебель, выбирает место для съемок.
И от того, как сработал каждый специалист в этой цепочке, будет зависеть конечный результат – готовый фильм. Теперь, в очередной раз, просматривая какой-либо фильм, вы будете знать, насколько сложным является процесс съемки.
-Кино, как массовый вид искусства, может повысить интерес к чтению художественной литературы?
-Какие фильмы, снятые по произведениям русской литературы, вы знаете?
(Слайд № 27)ТАК ПО ДАННЫМ КИНОПОИСКА ВЫГЛЯДИТ ДЕСЯТКА САМЫХ ЭКРАНИЗИРУЕМЫХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
1. А. Чехов — 426 фильмов (300 иностранных)
2. Ф. Достоевский — 201 (160)
3. Л. Толстой — 180 (120)
4. Н. Гоголь — 138 (90)
5. А. Пушкин — 130 (62)
6. М. Горький — 114 (62)
7. И. Тургенев — 90 (59)
8. А. Островский — 60 (18)
9. А. Куприн — 29 (5)
10. М. Лермонтов — 25 (9)
(Слайд № 29)ПРОБЛЕМНЫЕ ВОРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ -Какие из них удачны, а какие нет?
-Нужно ли, по-вашему, экранизировать русскую классику?
-Что, на ваш взгляд, приобретает произведение при экранизации и что теряет?
-Какое произведение русской литературы вы взяли бы для экранизации?
-Ваши любимые актёры и режиссёры.
-Какие понятия и термины, связанные с киноискусством, вы знаете?
-Что стоит экранизировать обязательно?  Предложите своих актёров и режиссёра.
-В современном кино много жестокости?
-Заменит ли книгу ее экранизация?
В ходе нашей дискуссии многие из вас грамотно высказались и обосновывали свои мысли , выражая тем самым различное отношение к экранным произведениям. Все мы любим кино, и нам нужно развить навыки экранного восприятия , который поможет найти общее и различное в литературных произведениях и фильмах. Над книгой, над романом или повестью работает один человек, бьется одна мысль, одно понимание жизни, а произведение, перенесенное в кино с помощью съемочной группы , делается совершенно другим. Литературы и кино дополняют друг друга , но есть возможности и пределы каждого из этих искусств и что каждый неповторим и незаменим.
Книга и фильм доносят до нас разными выразительными средствами одинаковую информацию, заставляют переживать одинаковые эмоции. Любая удачная экранизация приоткрывает для зрителя дверцу в мир литературы, а вот войдет ли он в нее, воспользуется ли предоставленной возможностью, зависит уже от самого человека.
Хочется поблагодарить вас за вашу продуктивную работу  на нашем круглом столе и  выказать  уверенность, что сегодняшняя встреча пробудило у вас желание стать грамотным, эрудированным и интеллектуально развитым человеком.
Литература:
Ю.Лотман   Ю.Цивьян  «Диалог с экраном», Таллинн, «Александра», 1994.
Л.А.Зайцева  «Образный язык кино», Москва, «Знание», 1965.
«Что такое язык кино», Москва, «Искусство», 1989.
С.Корытная «Пером и объективом», Москва, «Искусство».1966.
Старкова З.С. Литература и кино. Москва «Просвещение»1978