Урок по литературному чтению на тему М.Пришвин Изобретатель (3 класс)


Тема урока: М.М.Пришвина « Изобретатель».
Цели урока:
знакомство с творчеством М. Пришвина и его произведениями;
развитие умения учащихся прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; составлять план и пересказывать текст по этому плану; определять основную тему и главную мысль произведения;
отработка навыки беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением всех необходимых норм;
прививать любовь и интерес к чтению;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным;
развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию и т. д.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент.
2. Проверка д/з.
- Чем отличаются сказки А. Толстого от других литературных сказок, например Е. Шварца ?(В сказках Шварца использованы традиционные сюжеты, элементы народных сказок. В произведениях Е. Шварца основная мысль: будьте внимательны к близким, живите дружно, необходимость ценить семейное счастье. Сказки Толстого похожи на рассказ о детях.Нет волшебства, волшебных героев, сказочных элементов. Нет характерных для сказок зачина и концовки, зато есть диалог героев, на котором построено повествование, т.е сказки необычны по форме и содержанию.В них автор глядит на мир глазами ребёнка, знает его душу, интересы, помогает читателю вернуться в его детство)
- Чем необычны герои сказок А.Толстого.( обычные дети, коты, предметы)
- Назовите писателей, в книгах которых звери и птицы чаще всего главные герои.
(« Слон» Куприн, « Неслышимка» В. Бианки, « Жалобы зайки» К. Ушинский, К. Паустовский « Кот -ворюга»,» Жильцы старого дома» (герои кот Степан, такса Фунтик,Петух Горлач,Чёрная курица), Мамин- Сибиряк « Емеля- охотник» (Слайд 1)
3. Работа с текстом до чтения. ( Слайд 2)
Сегодня мы познакомимся с рассказом ещё одного писателя, которого С.Я. Маршаку удалось превратить в детского. ( Слайд 3)
Ученица: ( Слайд 4)
- Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво Орловской губернии в семье купца. Учился в гимназии, в реальном училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. Много путешествовал с экспедициями учёных-языковедов, изучая фольклор народов Севера.
Учитель:
- Но к писательскому творчеству Михаил Михайлович пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале "Родник” в 1906 году, когда Пришвину было 33 года. Однако лишь в 1925 году (автору -52 года) вышла его первая книжка "Матрёшка в картошке”. Затем увидели свет другие произведения Пришвина "Ярик”, "Ёж”, "Лисичкин хлеб”.
б) Обдумывание заголовка, иллюстраций. Предположение о содержании рассказа.
Учитель: ( Слайд 5)
- Сейчас откройте учебник на странице 94, рассказ называется "Изобретатель”, попытаемся определить, о чём он. Сложно?
- Кто такой изобретатель?( ответы детей)( Слайд 6)
-В толковом словаре Ожегова написано:
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ_тот, кто создал, изобрёл что-нибудь новое, прежде неизвестное
Посмотрите внимательно, какими иллюстрациями сопровождается это произведение и, учитывая то, что чаще всего Михаил Михайлович писал о природе и животных, теперь попробуйте догадаться о содержании текста. (Ответы детей. )Учитель:
- Почему, по-вашему, название текста записано в кавычках? Почему автор назвал рассказ именно так? (Потому, что это прозвище. )4. Работа с текстом во время чтения.
а) Чтение рассказа М. Пришвина хорошо читающими учениками.
Чтение 1 части текста (Дикие утята)
- Как утята появились у рассказчика? (автор взял себе их на воспитание)
-Какой момент этой части вас может насторожить? Почему? (автор забрал себе утят…)
-Попробуйте предположить, что может произойти дальше.
Чтение 2 части (Как пиковая дама стала утиной мамой)
- Оправдались ваши предположения?
- Кто помог высиживать утиные яйца?
- Что значит «пустая голова»?
- Почему автор назвал Мусю «пустая голова»?
- Кто такая Пиковая Дама?
- Что может произойти дальше?
Чтение 3 части (Почему рассердилась Пиковая Дама)
- Предположение подтвердилось?
- Почему Пиковая Дама была сердита?
- Подумайте, как могут развернуться события дальше?
Чтение 4 части (Как он выбрался из корзинки?)
- Оправдался ли ваш прогноз?
- Что значит «воин ростом с огурец»?
- Кого он так называет?
-Почему автор назвал так утёнка?
- Какой вопрос задает сам себе и нам автор?
- Как вы думаете, что же будет дальше?
- Следующую часть я прочитаю сама, а вы подумайте, какие вопросы вы можете к ней задать.
Чтение 5 части (Эксперимент с ленточкой)
- Подтвердились ваши предположения?
Дети задают вопросы к отрывку.
- Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка?
- Как утёнок мог вылезти из корзины?
- Предположите, чем закончится эта история.
Самостоятельное чтение 6 части (Изобретатель)
- Оправдались ваши прогнозы?
- Можно ли назвать утёнка изобретателем?
- Прочитайте последнее предложение.
-Что заметили? (слово Изобретатель написано с заглавной буквы.)
-Почему? (Понятно, что утенок-изобретатель и это стало его именем)
- Как Пришвин в своём рассказе отвечает на вопрос «могут ли животные быть изобретателями, или только люди могут что-то изобрести?»
5.Самостоятельная работа учащихся с текстом.
Повторное чтение текста и составление плана. (Игра "Расположи элементы плана в правильной последовательности”)
- Восстановите последовательность событий.
ПЛАН:
Эксперимент с ленточкой.
Дикие утята.
Как Пиковая Дама стала утиной мамой.
Изобретатель.
Как он выбрался из корзинки?
Почему рассердилась Пиковая дама?
6.Проверка самостоятельной работы.( Слайд 6)
Учитель:
- Как по-другому можно назвать утёнка? Из ряда слов выберите синонимы, а лишние слова уберём.
СмышлёнышДогадливый НедотёпаУмничкаСообразительный
Философ 6.Подробный пересказ по плану.
Учитель:
- А кто сможет по получившемуся плану пересказать весь рассказ? (1 ученик)
Учитель:
- Понаблюдайте, как рождается индивидуальные характеры птиц в рассказе М.Пришвина. (Работа в тетради)
1. Прозвище птицы.
2. Её поступки, поведение.
3. Характер птицы.
4. Отношение автора к птице.
7. Обобщающая беседа.
Учитель:
- Современники иногда называли Пришвина "птичником”. Как вы думает почему?
- Чем необычны птицы в изображении Пришвина?
- Как вы думаете, какими качествами обладал М. Пришвин? (Был добрым, отзывчивым, любящим природу и всё живое человеком. )8 . Итог урока. (Слайд 7)
- Выберите пословицу, которая подходит к данному произведению?
Смекнешь да схитришь - врагов победишь.
Сметлив и хитер - пятерым нос утер.
Умному свистни, а он уже смыслит.
Дружба заботой да подмогой крепка.
7. Д/з. Перечитайте рассказ "Изобретатель” ещё раз и изобразите утёнка или любого понравившегося вам персонажа этого произведения.