Конспект урока обучения грамоте УМК Перспектива на тему Буквенная мозаика. Узелки на память. Закрепление о знании гласных звуках


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
Конспект урока по предмету
«Обучение грамоте» в 1 классе УМК «Перспектива».
Тема: «Узелки на память. Буквенная мозаика.
Закрепление о гласных звуках»
Костюк Наталья Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
г. Новомосковск
Содержание учебно-методической разработки
Автор материала (ФИО полностью) Костюк Наталья Геннадьевна
Должность (с указанием преподаваемого предмета) Учитель начальных классов
Образовательное учреждение
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №1»
Номинация конкурса Урок
Название материала Урок обучения грамоте «Узелки на память. Буквенная мозаика. Закрепление о гласных звуках».

Класс (возраст) 1 класс, 7 лет
Предмет Обучение грамоте
УМК, авторы образовательной программы, к которому относится ресурс «Перспектива», Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева,
«Азбука», М.: Просвещение, 2016г.
Вид ресурса (конспект урока, название технологии, методического приема) Конспект урока с презентацией.
Технология проблемно-диалогического обучения, системно - деятельностный подход
Цель, задачи Цель урока:
формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной, практической деятельности по определению гласных звуков в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями.
Образовательные задачи:
-учить звуковому и сравнительному анализу слов;
-способствовать продуктивному формированию навыков сознательного, выразительного, правильного чтения;
-расширить знания детей об окружающем мире.
Развивающие задачи:
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах, группах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
- воспитывать гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностей;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Среда, редактор, в котором выполнен ресурс Microsoft Office Word 2007, Microsoft Office Power Point 2007
Необходимое оборудование и материалы для занятия мультимедийное оборудование -   проектор, компьютер;
презентация к уроку;
учебник «Азбука» 1 класс Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева
карточки с заданиями для групповой работы;
листы успеха (для самооценки)
Аннотация к уроку Данный урок (конспект с презентацией) используется при повторении изученного материала по обучению грамоте в 1 классе. Данный ресурс позволяет проверить знания учащихся о гласных звуках, слогах, предложении; формирует ценностное отношение учащихся к совместной учебно-познавательной, учебно- практической деятельности; расширяет знания детей об окружающем мире, воспитывает гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностей.
Методические рекомендации по использованию Используется на уроке комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). В ходе урока можно использовать сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.
Ссылки на Интернет - источники Ресурс: http://images.yandex.ru/yandsearch
Конспект урока по предмету «Обучение грамоте» в 1 классе УМК «Перспектива»
Тема: «Узелки на память. Буквенная мозаика.
Закрепление о гласных звуках»
Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной, учебно - практической деятельности по определению гласных звуков в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями.

Задачи:
Образовательные:
-закреплять знание общих признаков гласных звуков, умение различать изученные звуки и буквы;
-учить звуковому и сравнительному анализу слов;
-совершенствовать навыки написания изученных букв и коротких слов;
-расширить знания детей об окружающем мире.
Развивающие:
-развивать фонематический слух, внимание и память;
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах, группах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностей;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Результаты:
Личностные МетапредметныеПредметные
-проявление интереса к новому содержанию занятия;
- уважение к духовным и культурным ценностям через понимание роли и значения слова «доброта», «дружба»
- проявление любознательности к изучаемому материалу;
-формируем умение высказывать самые простые правила. Регулятивные УУД:
- формируем умение определять цель деятельности на уроке;
- формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;
- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
- формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
- формируем умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
- формируем умение определять основную мысль текста;
- формируем умение на основе анализа делать выводы;
- формируем умение устанавливать аналогии;
- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
- формируем умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
- формируем умение совместно договариваться о правилах общения, поведения и выполнения общего дела. -выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой;
-читать слоги и слова с изученными буквами;
-читать текст вслух.
Элементы современных образовательных технологий: игровые, личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, проблемное (частично-поисковое).
Тип урока: комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник: Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева, «Азбука», М.: Просвещение, 2016г.
Прописи: Л.Ф.Климанова, А.В.Абрамов, Н.А.Пудикова, М.: Просвещение, 2016г.
Этапы
Урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Орг. момент Личностные УУД (осмысление внутренней позиции учащихся на уровне положительного отношения к уроку)Регулятивные УУД
(самоорганизация и организация своего рабочего места) Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно!
Работаем старательно!
И тогда нас ждет успех!
Слайд № 1.
Успехов! Оценивают свою готовность, настрой на работу.
2.Целеполагание
Личностные УУД
(освоение личностного отношения, осознание своих поступков) Слайд №2.
Жизнь дана на добрые дела.
-Как понимаете эту пословицу?
- А что означает слово доброта?
- А вы можете назвать себя добрыми людьми?
- Какие добрые дела вы совершали для других людей?
Высказывания детей.
Это качество человека щедрого, заботливого, умеющего любить, жалеть других людей, всегда готового прийти на помощь.
3.Мотивация
учебной деятельности. Личностные УУД (самоопределение) -Вспомните и скажите, с какими буквами русского алфавита вы познакомились?
-Как они называются?
-Какие звуки обозначают эти буквы?
-Попробуйте обозначить цель урока.
Слайд №3.
-Для чего нужно повторение?
-Выделим этапы достижения поставленной цели.
Слайд №4.
-Итак, тема урока «Узелки на память. Буквенная мозаика»
-Что такое память?
-Для чего нужна человеку память?
Слайд №5.
Упражнение на зрительное восприятие.
Упражнение на слуховое восприятие.
-Лес, река, грибы, цветы, луна.
Роща, соловьи, трава, роса, земля.
-Какое упражнение выполнили быстрее?
-Как понимаете выражение «узелки на память»? Из истории
А, О, У, И, ы, Э.
Гласные буквы.
Гласные звуки.
Повторяем то, что знаем.
Повторение-мать учения.
1.Повторяем то, что знаем. Т
2.Учимся писать буквы. П3.Делаем выводы. О
Это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также запас хранящихся в сознании впечатлений, воспоминания о чем-либо или о ком-либо.
Выполняют упражнения
Ответы детей.
В древности, когда не было системы счета, завязывали узелки на «долговой» веревке.
4.Первичное закрепление (типовые и конструктивные).
5. Музыкальная
физкультминутка.
6. Творческое применение и добывание знаний.
Познавательные УУД (активизация мыслительной деятельности)Познавательные УУД (понимание отличительных особенностей гласных, умение классифицировать)

Рефлексия
Познавательные УУД (умение выполнять слого-звуковой анализ слов, определять ударение)
Познавательные УУД (умение сравнивать слова, соотносить со звуковой схемой, анализировать и обобщать.)
Личностные УУД (умение применять правила поведения в лесу)
Познавательные УУД (умение сравнивать слова, соотносить со звуковой схемой, анализировать и обобщать, применять знания о предложении.)

Коммуникативные УУД (применение навыков работы в паре)
Рефлексия.
Познавательные УУД (осознание значимости чтения для дальнейшего обучения)
Коммуникативные УУД (применение навыков работы в группе)
Регулятивные УУД
(формирование умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей)
Личностные УУД (оценивание разного вида деятельности на уроке) 1 задание.
-Из чего состоит наша речь?
-Какая бывает речь?
-Что такое предложение?
-Из чего состоит предложение?
-Из чего состоят слова?
-Как узнать, сколько слогов в слове?
-Как образуется слог?
-Выделите две группы звуков.
2 задание. Слайд № 6.
Слышно пение.
-Что заметили?
-Докажите. Помогите гласным встать по-разному в две группы по определенному признаку.
-Какими буквами обозначены эти звуки?
-Соберите буквы мозаики, назовите их.
3 задание.
-На первой строке с.18 напечатайте эти буквы.
-Расскажите стихотворения о буквах.
-Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.
Разминка «Семья пальчиков».
4 задание. Слайд №7.
Работа по «Азбуке» с.76
-Какое слово зашифровано с помощью букв и рисунков?
-Работа со словом: количество слогов, постановка ударения, слабая позиция гласного.
-Рассмотрите картинку.
-Что делают дети? Прочитайте.
-Расскажите о происхождении слова «Айболит».
-Выделите первый звук в слове. Какой буквой обозначен?
5 задание. Слайд №9.
Работа в Прописях с.18
-Написание буквы А, а.
-Что такое обруч?
-Почему художник нарисовал обруч рядом с буквой О?
-Напишите заглавную и строчную буквы.
-Какая буква изображена на следующей карточке?
--Выделите первый звук в слове. Какой буквой обозначен?
-Пропишите 3-ю строчку.
6 задание.
-Разгадайте ребус.
-Определите количество слогов, ударный слог.
7 задание. Слайд №8.
Работа по «Азбуке» с.77
-Какое слово зашифровано с помощью букв и рисунков?
-Работа со словом: количество слогов, постановка ударения, слабая позиция гласного
-Работаем в паре. Взаимопроверка.
-Какие буквы увидели на рисунке?
-Прочитайте стихотворение.
-Озвучьте карточки с буквами
--Выделите первый звук в слове. Какой буквой обозначен?
-Пропишите 4 и 5-ую строчки.
8 задание.
-Разгадайте ребус.
-Определите количество слогов, ударный слог.
Гимнастика для глаз.
9 задание. Слайд №10.
Работа в Прописях с.19
-Как понимаете выражение «Пиши, да не спеши!»
10 задание.
-Что записано на последних строчках в Прописях?
-Прочитайте, определите количество слов.
-Обведите буквы в словах предложений.
Слайд №11.
Что у вас получалось сегодня лучше всего?
В чем испытали затруднения?
Кому сегодня было легко?
Кому пока было трудновато?
Кто доволен сегодня своей работой?
Как бы вы оценили свою работу?
Слайд №12.
На доске появляются слова:
Речь
Предложение
Слова
Слоги
Звуки
Гласные Согласные
Буквы
Обобщают знания о речи, предложении, словах, слогах, буквах, звуках, согласных, гласныхГласные и согласные.
Дети называют гласные, их отличительные признаки; классифицируют гласные по определенным признакам.
-Гласные произносятся с голосом. Их легко петь. При произношении они не встречают преграды. Гласные образуют слог.
-Большие – маленькие, смягчающие согласный – обозначающие твердость согласного, буква ы, т.к. нет слов с неё начинающихся.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка
Но не желают свистеть и ворчать.
А О У И Э ыДети выполняют движения пальчиками.
Сова.
Выполняют звуко-буквенный анализ слова в Прописях с.19.

Работа в Азбуке с.76
Когда что-то болит, мы говорим: «Ай!»
Работают в тетрадях, один у доски с объяснением.
Похож на букву о.
У, улитка
Аист.
Выполняют под музыку физические упражнения.
Дупло
Ответы детей
Игла.
Поспешишь-людей насмешишь.
Предложения.
Чтение слов в парах, хоровое чтение предложений.
Рефлексия
Регулятивные УУД
(формирование умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей)
Личностные УУД (оценивание разного вида деятельности на уроке) - Что у вас получалось сегодня лучше всего?
В чем испытали затруднения?
Кому сегодня было легко?
Кому пока было трудновато?
Кто доволен сегодня своей работой?
Как бы вы оценили свою работу?
Слайд №12. Заполняют лист успеха.