Конспект урока по литературе на тему Человеческие судьбы по Дубровскому


Урок 5/6(7)
Тип урока: урок-проблематизация с элементами диалога.
Методы проведения урока: дискуссия.
Тема урока: Человеческие судьбы.
Цель: Создать условия для проявления смыслов, версий участников совместной деятельности.
Обучающие: создание условий обучения по обобщению и оформлению версий и текстов учащихся;
Развивающие: создание условий развития смыслов и версий у учащихся;
Воспитательные: создание условий для совершенствования духовно-нравственных качеств личности и формирование уважения к истории и культуре.
Ресурсы: мультимедиа-презентации, фрагменты фильмов, Интернет-ресурсы, художественный текст, словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.
Формы работы: групповая.
Межпредметные связи: культурология, история, русский язык, живопись.
Основные понятия: судьба, характер, человек, жизнь.
Оборудование: рабочая тетрадь ученика, мультимедийное оборудование, дидактический раздаточный материал.
Материал для проектирования урока:
1. Библиографический словарь. Т2. М., Просвещение. 1990. С. 173
2.Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч.1/[авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова]; под ред.Г.И. Беленького. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Мнемозина, 2008. – с. 142-154
4. А.С.Пушкин Полное собрание сочинений: В 10т. – Л.: Наука, 1977-79.
5.http://az.lib.ru/p/pushkin_a_s/
6. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2627
Структура и ход урока 5/6(7)
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Организационный
этапПриветствует
учеников, проверяет подготовленность их к уроку. Приветствуют учителя
2 Этап проверки домашнего задания Проверяет домашнее задание Зачитывают свои сочинения по желанию и сдают их учителю.
3 Мотивация к учебной деятельности Сообщает тему, цель, задачи урока;
мотивирует с помощью мини-лекции погружение в пространство судьбы, создает условие для проявления смыслов, определяя объекты исследования: Маша Троекурова, Троекуров Кирилла Петрович, Владимир Дубровский, Князь Верейский. Погружаются в ситуацию, осуществляют свой смысловой выбор в содержании и деятельности.
4 Актуализация знаний Актуализирует смыслы учащихся, организует работу детей по группам .
Работают в группах, формируют версии по алгоритму:
- выразить психологический портрет героя через афоризм;
- доказать как повлияли данные черты характера на судьбу героя;
- подтвердить правомерность позиции жизни и в культуре
5 Обобщение и систематизация знаний Организует выступление групп с версиями, проявляет свою позицию, выявляют с учащимися проблему. Презентуют свои работы по группам, записывают основные мысли выступающих в тетради.
6 Подведение итогов занятия. Рефлексия учебной деятельности. Подводит итоги занятия, делая акцент на том, что проблема характер-судьба отражена в культуре на разных уровнях, намечает перспективу следующей работы.
Выслушивают позицию учителя- лидера, записывают домашнее задание: подготовиться к сочинению по темам:
1. Герой о котором я хочу рассказать;
2. «Любовь, которая боится препятствий не любовь» Д. Голсуорси
3. « А счастье было так возможно, так близко» А.С. Пушкин