Методическая разработка раздела программы по курсу Религии России


Выполнила: Файзрахманова Ольга Серафимовна, учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ СОШ №175 Ленинского района города Нижнего Новгорда Данный раздел программы базируется на принципе историзма и делает акцент на социальной антропологии, истории культуры, повседневного быта людей, ценностных ориентаций, поведенческой культуры. Пояснительная записка Он даёт возможность привести в систему знания и представления о христианстве, побуждает к самостоятельному постижению знаний о нем. Новизной данного курса является обращение к духовным и историческим корням Россиян; стремление ликвидировать тот пробел периода атеизма в нашем сознании, который складывался на протяжении десятков лет в нашей стране Обоснование выбранной темы:большинство в России составляют христиане ;остро стоит вопрос духовно – нравственного развития нашего общества и цивилизации в целом;в этой теме можно найти ответы на многие вопросы нашего бытия;прослеживается зримая связь христианства с жизнью россиянинатема данного раздела хорошо подходит для интерактивного и проблемного методов обучения при деятельном подходе изучения данной темы. формирование устойчивых представлений об основных этапах становления христианства и его ключевых событиях, о жизни, земных и духовных подвигах Иисуса Христа, его роли в нашей жизни, утверждения догматики и культов в христианстве, закономерностях превращения христианства в мировую религию и утверждении духовных основ религии для последователей этого учения и всего человечества в целом..воспитание доброты, чувства сострадания, любви, утверждение лучших качеств, при духовно- нравственном становлении личности: толерантности, позитивных социальных установок в обществе. Основные цели курса содействовать развитию мыслительных способностей у учащихся, включающих в себя знания, умения и навыки по данной темеспособствовать формированию толерантности на основе усвоения социального опыта, потребности беречь и приумножать то лучшее, что дает нам христианство, развивая позитивные жизненные позицииспособствовать формированию чувства сопричастности, сострадания, доброты, побуждения того прекрасного, что дает нам христианство как часть нашей культуры Задачи курса В результате изучения темы в 8 классе ученик должен знать:историю возникновения христианства, основы его учения;формы и типы культуры, основные культурно- исторические центры и регионы мира по распространению христианства, его место в системе мировой религии и цивилизации в целом;факты, основные термины и догматы в христианстве;основные даты и ключевые события при утверждении христианства как мировой религии; Ожидаемые результаты Результатами изучения темы «Христианство» следует считать:усвоение учащимися информации о христианстве, как учении;знание основ вероучения в христианстве, представление об основных особенностях культа и христианских организациях;знание основной терминологии и понятийного аппарата, относящихся к теме «Христианство»;умение ориентироваться в истории развития взаимоотношений Христианства с другими религиями распространёнными на территории России (сравнительно-исторический аспект);умение самостоятельно формулировать свою позицию;приобретение навыка аналитического мышления в области изучаемой темы;воспитание веротерпимости, уважение прав и свобод сограждан, прав личности в духовной сфере в целом;развитие нравственных начал личности, этической культуры, уважения к традициям и обычаям народов России; Психолого-педагогическое объяснение Результаты исследования возрастных особенностей учащихся:Работают ребята тогда, когда им интересноПроявляют заинтересованность, если включены в работу как участникиХотят утвердиться перед сверстникамиНаличие мотивацииНаш Заречный район – это рабочий район, достаточно удаленный отцентра, сравнительно криминогенный, поэтому вопросы духовности и нравственности являются как никогда наиболее актуальными, а значит, и изучение курса «Религии России» наиболее оправданно. Обоснование используемых подходов. В своей методике я использую деятельностный подход, предполагающий освоение материала с помощью универсальных учебных действий:Личностных;Регулятивных;Познавательных;Коммуникативных.На обобщающих уроках я использую игровые подходы – форма учебного процесса, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях.: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Все эти подходы нацелены на самостоятельность в добывании знаний, свободное развитие каждого ученика как субъекта учения и как личности, а также способность самостоятельного решения поставленных проблем . Используемые на уроке методы и техники:Работа с печатными источникамиТехника активно-продуктивного чтенияТехника сжатия полученной информацииТехника интерактивного обученияИгрыТехника обратной связи Обоснование используемых методов Обоснование используемых методики При работе с учащимися я использую инновационные методики обучения:Развивающее обучениеЛичностно-ориентированное обучение,А также интерактивные методики – когда учитель регулирует учебный процесс, осуществляя общее направление и помощь. Интерактивная методика включает в себя следующие приемы:КластерСинквейнТАСКСтратегия «Зигзаг»ИНСЕРТБуримеПОПСДанные приемы и методики могут использоваться на различных по форме уроках. № урока Название тем, разделов Количество часов 1(22) Возникновение христианства. Основные христианские источники 1 2(23) Иисус Христос и его учение 1 3(24) Христианство как мировая религия. Утверждение догматики и культа 1 4(25) Обобщающие уроки 5(26) 1.урок- игра2. урок- семинар 2 Поурочное планирование Технологическая карта раздела программы «Христианство» Тема урока: Христианство как мировая религия. Утверждение догматики и культа.Класс: 8-аМесто урока: блочно-тематическая планировка. 3 урок 6 теме – «Христианство».Тип урока: комбинированный. Имеет две дидактические цели.Цель урока: проверив знания учащихся о личности Иисуса Христа и его учении, показать формирование христианства как мировой религии и утверждение догматики и культа в нем.Задачи урока: Способствовать формированию представление о христианстве как мировой религии и основных догматов в ней.Развивать навыки работы с источниками, умение работать в группах и индивидуально, используя различные приемы и средства на уроке.Способствовать развитию интереса и уважения к христианству и его основам – духовности и морали. Разработка урока Дидактические средства: Учебник, хрестоматия, раздаточный материал (карточки, таблицы, документы, доска).Средства: рассказ, диалог, беседа, учебник, литература, документы.Форма организации деятельности: Предметно-графическая иллюстрация. Индивидуальное, фронтальное и групповое обсуждение. Разработка урока Разработка урока Методы:1)Словесный – рассказ, беседа, диалог.2)Печатно-словесный – учебник, хрестоматия и раздаточный материал..3)Наглядный – картинки, кубик Блума.Приемы: анализ документа «Задай вопрос», кубик Блума, пометки на полях, «Знал +» , «Узнал –» , «Хочу узнать» , ключевые слова, ПОПС, текст, базовый лист контроля, синквейн, кластер, Буриме (лишнее слово).(Базовый лист контроля: Этапы/Даты/ Основное содержание) Ход урока Ход урока Результативность изучения темы «Христианство» Районные «Рождественские чтения», посвященные Серафиму Саровскому, 2012 год Харитоновские чтения, 2012Духовно-нравственное развитие на примере российского общества Список литературы Список литературыУчебники, учебные пособияВведение в общее религоведение. – М., 2001.Галицкая, И.А. Новые религиозные культы и школа : пособие для руководителей образование и учителей / И.А. Галицкая, И.В. Метлик. – М., 2001Гараджа, В.И. Религоведение / В.И. Гараджа. – М., 1995.Елисеев, Г.А. История религий : 10- 11 классы / Г.А. Елисеев. – М., 1997.Закон Божий. – Н.Новгород, 2003История религии : в 2 т. – М., 2004.История религии в России. – М., 2004.История религии : лекции, прочитанные в Санкт- Петербургском университете. – Спб., 1998.Кулаков, А.Е. Религии мира : 10- 11 классы / А.Е. Кулаков. – М., 1998.Основы религоведения. – М., 2000Библия - Ветхий Завет : Бытие, Исход, Книга Иова, Притчи Соломона, Книга Екклесиаста, Песнь песней Соломона; Новый Завет: Евангелия (от. Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна);Публикации по проблеме «Школа и религия»Бездухов, В.П. И.В. Киреевский, А.С. Хомяков: принципы соборности в воспитании / В.П. Бездухов // Педагогика. – 1998. - №7Гасанов, З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2001. - №4.Иоанн (Экономцев) (игумен). Православное образование в России : традиции и развитие , уроки и перспективы / игумен Иоанн (Экономцев) // Педагогика. – 1999. - №4Метлик, И.В. Религия и образование в светской школе / И.В. Метлик. – М., 2004Донини, А.У истоков христианства : (от зарождения до Юстиниана) / А. Донини. – М., 1989.Мень, А.В. Мировая духовная культура. Христианство, Церковь : лекции и беседы / А.В. Мень. – М., 1997Курбатов, Г.Л. Христианство : Античность. Византия. Древняя Русь / Г.Л. Курбатов, Э.Д. Фролов, И.Я. Фроянов. – Л., 1988.