Как сохранить в школе традиции чтения, ценностное отношение к книге, языку и слову?


Малышенко Эльвира Александровна
Сладковский район
Эссе
Как сохранить в школе традиции чтения, ценностное отношение к книге, языку и слову?
Чтение книг – это лишь начало дела. Творчество жизни – вот цель.
По статистическим данным, страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением.
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Чтение – это способ социализации, получения информации, образования, источник эстетического удовольствия, форма общения и развлечения. «Грамотность» в широком смысле, обеспечивающая человеку возможность участия в жизни общества..
Общепризнанным является факт снижения у молодого поколения интереса к чтению. Традиция чтения вслух в семье уходит из культуры. Визит школьника в библиотеку становится скорее исключением, чем правилом. А ведь возникшие в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Это значит, что школа оказывается единственным обязательным местом, в котором не избежать встречи с книгой – стержнем обучения, воспитания и образования. Получается, что именно школа несёт сейчас основную ответственность за формирование будущего поколения читателей – внимательных, активных. Доказано, что такой читатель имеет больший объём памяти и активное творческое воображение; лучше владеет речью; точнее формулирует и свободнее пишет. Активный читатель более критичен, самостоятелен в суждениях и поведении. Он умеет учиться, то есть понимает, где и как найти информацию, а также может научить других пользоваться ею.
Если понимать читательскую компетентность как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях, то следует отметить, что цели в области обучения чтению и развития читательской компетентности сужены до технических навыков работы с текстом. Такие умения, как восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации, соотнесение прочитанного со знаниями из других областей и собственным опытом, критическое осмысление текстов присутствуют в современных образовательных стандартах.
Чтобы сохранить в школе традиции чтения,ценностное отношение к книге, языку и слову, мы создали проект:«Как привить любовь к чтению»
Работая над проектом, обобщили накопленный опыт и сделали вывод: в школе есть все условия для осуществления программы (кадры, материально-техническая база, формы работы, ставшие традиционными).
Цель проекта: 
формирование коммуникативной компетентности обучающихся на основе активизации познавательной, творческой, критической и коммуникативной деятельности в ходе работы с текстами разных жанров, привлечение к самостоятельному чтению.
Задачи проекта:
оптимизировать процесс обучения, создать условия для максимального развития и самореализации каждого ребёнка через внедрение новых методик чтения, использовать информационные коммуникационные технологии, участвовать в исследовательской и литературно-творческой деятельности;
формировать читательскую компетентность как совокупность знаний и навыков, позволяющих отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно использовать её в личных и общественных целях;
увеличивать объём чтения в классе на начальном этапе работы, чтобы в дальнейшем увеличивать долю самостоятельного чтения;
соблюдать принцип: учитель читает детям, вместе с детьми, о детях (как профессиональную, так и детскую и юношескую литературу).
Основные направления деятельности
Как сохранить у учеников интерес к чтению, сделать чтение необходимым? Начинать движение всегда следует с чего-то простого, доступного, но очень важного.
Таким стержнем обучения, воспитания и образования является чтение и книга. Они пронизывают всю систему образования и, не научившись работать с текстом, нельзя получить образование. Для тех, кто уже научился читать и писать, книги становятся любимым занятием, приносящим удовольствие. Школа твердо усвоила, что научить читать и писать необходимо, хоть и трудно, но часто забывает о другом - об удовольствии от чтения.
Мы наметили четыре основных направления, которые объединены помимо прочего необходимостью обращаться к чтению текстов разных жанров для реализации задуманного.
Первое направление.
 Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, на первой ступени обучения – на уроках литературного чтения. Текст – центральная единица обучения.
Формы работы на уроке русского языка: чтение и комплексный анализ образцового текста, работа с деформированным текстом, создание собственного высказывания (устного или письменного), развитие речи по традиционным методикам.
Формы работы на уроке литературы (помимо традиционных): обучение стратегиям чтения, форум, читательская конференция, методика «Реклама книги», обзор новинок, обмен книгами, читательский дневник, книга в открытом доступе.
Особое внимание уделяется урокам внеклассного чтения, позволяющим расширить круг чтения учащихся, увеличить долю самостоятельного чтения. Введён спецкурс «Время читать!» на второй ступени обучения.
Второе направление – исследовательская работа в рамках проекта:
Проект «Школьная Пушкинская Энциклопедия»
Школьная конференция учебно-исследовательских работ «Мир, подаренный подвигом» к 70-летию Победы
Участие в таких проектах важно для учеников. Внимательное отношение к тексту, исследовательская работа, чтение специальной литературы – полезные виды деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Третье направление – литературно-художественная деятельность:
Литературные гостиные, посвященные знаменательным датам писателей и поэтов..
Ежегодная Литературная декада: Музейный урок, Литературные вечера, инсценировки произведений, литературные конкурсы для родителей и детей
Работа по всем направлениям характеризуется также использованием межпредметных связей (мировая художественная культура, история и др.), сотрудничеством со школьной библиотекой (а через неё и с другими библиотеками).
Четвертое направление. 
Вовлеченность всего коллектива в совместную деятельность – это обязательное условие работы. Очень важно, чтобы учителя читали детям, читали вместе с детьми, а также читали о детях как профессиональную, так и детскую и юношескую литературу. Исследования показали, что, как чтение матери в семье определяет чтение ребенка, так и художественные вкусы учителя влияют на формирование читателя-учащегося, причем это положение относится не только к учителю родного языка и литературы, но и к учителю-предметнику, воспитателю, любому члену педагогического коллектива.
Привлечение к работе учителей-предметников имеет огромное значение. Работа с текстом должна стать частью каждого урока, то есть учителя всех специальностей присоединяются к деятельности, изучая стратегии чтения и используя в качестве вспомогательного или иллюстративного материала не только текст учебника, но и научно-популярную литературу по теме, подбирая её по возрасту, учитывая уровень класса.
Работа школьной библиотеки лежит в основе многих программ и проектов поддержки чтения и письма. Проводятся библиотечно-библиографические уроки и уроки или часы чтения и информационной культуры, где учащиеся узнают о том, как надо искать и выбирать книгу, как организован книжный фонд, как работать с каталогом, а также знакомятся с новинками детской и юношеской литературы, писателями и поэтами. Здесь же проводятся читательские конференции.
Помимо школьной библиотеки организуется библиотека класса, уголки чтения, где учитель и учащийся могут свободно взять интересующую их книгу. Формирование этого доступного для всех фонда может происходить совместными силами учащихся, родителей, учителей. Чтение и обсуждение прочитанного должно стать популярным, занимательным, престижным, что важно особенно для подростков. Создаётся также подборка научно-популярной литературы по предмету в каждом специализированном кабинете, а обновляется по мере необходимости.
Ожидаемые результаты
Усиление внимания к формированию коммуникативной компетентности учащихся:
внедрять современные технологии обучения, повышающие качество речевых умений и навыков учеников;
обучить стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале;
научить применять полученные знания в новой ситуации (например, при изучении других дисциплин);
увеличить долю самостоятельного чтения учащихся.
Проведение мониторинга читательской активности с целью выбора форм для дальнейшей работы.
Создание подборки методических рекомендаций для учителей.
Создание в школе развивающей языковой и речевой среды.
Создание единого режима работы с текстовой информацией.
Организация в школе пространства чтения.
Единство школьного и семейного речевого воспитания.( Памятка)
Организация познавательно-творческого труда учащихся.
Ценностное отношение к тексту как к системе личностных смыслов.