Эссе «Как сохранить в школе традиции чтения, ценностное отношение детей к книге, языку и слову?»


Учитель:Крейда О.В.
Эссе «Как сохранить в школе традиции чтения, ценностное отношение детей к книге, языку и слову?»
Люди делятся на две категории:
на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает.
Вербер Бернард
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому — восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению. Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Читать - это значит, и разбирать, и анализировать, и воспринимать текст.
Раньше я не думала, что вопрос о том, как сохранить в школе традиции чтения, ценностное отношение детей к книге, языку и слову, заденет меня за живое.
На протяжении пятнадцати лет я обучала детей русскому языку и литературе, давала им знания, развивала их речь, учила их мыслить - они становились отличниками учебы, победителями различных конкурсов и просто хорошими людьми. Теперь я  критически смотрю на прошлое и задаюсь вопросом: а что произошло сейчас с нашим поколением? Почему год от года читающих детей становится всё меньше? Почему такое негативное отношение к книге, языку?
Очень мало российских семей имеют домашнюю библиотеку. Чтение совсем не пользуется популярностью у детей и подростков. Гораздо охотнее они играют в компьютерные игры, проводят время в сетях интернета и за просмотром телевизионных программ. Практически ушло то общество, в котором читать было престижно, а не читать - стыдно. Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. Одной из причин снижения чтения является появление мультимедийных технологий. Сведения подаются в легко доступной форме: в виде схем, таблиц, картинок с подписями. Проще выбрать правильный ответ из трех предложенных и щелкнуть по нему мышью, чем перечитывать несколько раз параграф или статью в поисках нужной информации. Чтение не всегда сопровождается картинками, и детям, для того чтобы понять, о чем идет речь, нужно самостоятельно представить себе, как выглядят герои, что они делают. В итоге мозг, привыкнув без труда получать информацию, отказывается самостоятельно извлекать ее из текстов. Из-за этого дети с трудом могут разобраться в том, что написано в книге, плохо запоминают тексты, читают мало и неохотно. Это ведет к снижению желания читать. Но я считаю, даже в век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения,— невоспитанный человек, нравственный невежда.
Я думаю, что необходимо возродить интересное занятие – чтение книг. «Всем хорошим я обязан книге», - так говорил Максим Горький. Я с ним полностью согласна. Я считаю, что книги играют очень важную роль в жизни человека.
Во - первых, книга – это ключ к знаниям. Читая, её ты узнаешь много нового и полезного для себя. Даже древние люди говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Во – вторых, книга развивает кругозор.
В – третьих, книга развивает мышление и фантазию.
В – четвёртых, книги помогают нам принимать правильные решения. Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.
В – пятых, читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком.
Следовательно, книга — чудесный мир превращений, через который мы «видим» прошлое, чужую боль, страдания, радость, счастье. Она не только даёт нам знания, но и учит доброте и сердечности. Не даром в пословице говорится: «Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно».