Эссе Как сохранить в школе традиции чтения, ценностное отношение детей к книге, языку и слову?


Короткова Татьяна Васильевна. Отделение МАОУ «Голышмановская СОШ№4» «Земляновская СОШ»
Как сохранить в школе традиции чтения,
ценностное отношение детей к книге, языку и слову?
Привейте человеку вкус к чтению и дайте возможность читать,
и Вы неизбежно сделаете его счастливым…
Джон Хершел
Книга. Каждый познакомился с ней по-своему. Для меня она стала любимой с раннего детства и осталась такой теперь, когда я - учитель русского языка и литературы. Когда-то маленькой девочкой я любила слушать сказки, затем сама стала читать и полюбила книги. Эту любовь постоянно поддерживала во мне и моя бабушка, которая часто говорила «С книгою жить - век не тужить».
Думаю, и сегодня одной из важных задач учителя - сохранить в детях «тягу» к чтению, формировать и воспитывать уважительное отношение к книге, как источнику знаний и духовного обогащения. Возникает вопрос: Как решить эту задачу? Конечно, в век компьютеров и планшетов чтение у наших воспитанников уходит на второй, а может быть, и на третий план. В этом очень важном вопросе есть два момента, над которыми нужно задуматься, в первую очередь, конечно, учителю русского языка и литературы. Во-первых, интерес к книге последние годы, на мой взгляд, у людей возобновляется, во-вторых, нужно подумать над мотивацией, которая формируется в сознании детей, когда мы постоянно говорим о существовании проблем чтения, ищем новые негативные моменты, говоря о том, что их как-то надо решать. Но эти разговоры в обществе не помогают учителю, а наоборот – только мешают.
Подумаем, если планируется, например, экскурсия, разве нам говорят о том, что она не интересна, и смотреть её не нужно. Очевидно, нет. Вместо этого в нас стараются пробудить интерес к ней, стараются, чтобы как можно больше людей узнали об этом, захотели туда прийти, привлекают все способы информации. Так и с привлечением к чтению, нам нужно увлекать детей, побуждать к повседневному чтению книги, рекламировать «моду» на книгу.
Школа, на мой взгляд, как раз и создает условия для развития читательский культуры школьников. Вот немногие эпизоды из опыта традиций нашего учреждения, где организуются праздники и спектакли на «Дне Памяти Пушкина», на которых принимают участие родители, учащиеся других школ (форма проведения постоянно меняется). Эффективными стали презентации книг-юбиляров, литературно-музыкальные композиции, встречи - конференции с такими писателями, как В.С.Ермаковым, Н.М.Ольковым, А.К.Омельчуком. Всем известные конкурсы «Лучший чтец», «Я – читатель», «Литературные ринги» - позволяют ребенку оценивать свою читательскую деятельность, свои достижения в этой области, учиться считаться с мнением других, проявлять терпение при обсуждении произведений, доверять собеседнику.
Каждому учителю хочется, чтобы его ученики научились выражать свои мысли и чувства, научились выступать с докладами, рефератами, научились грамотно составлять планы, тезисы, конспекты, аннотации, проекты могли свободно пользоваться справочной и научно-популярной литературой. Все это можно реализовать через внеурочную деятельность, работу кружков и студий «Мой край», «Книголюбы», «Загадки русского слова». Внеклассные занятия предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного роста. Для формирования интереса к чтению есть разнообразные формы внеклассных занятий - диспут, ролевая игра, викторины, конкурсы, игры, исследование, проект. Эффективны и задания творческого характера: создание викторины, кроссворда, обсуждение интересного эпизода.
Ребенку интересно что-либо, если это что-либо затрагивает его чувства и эмоции, вызывает переживание - на это и направлен кружок «Литературное краеведение». Самым важным и ценным для меня является рост души моих воспитанников. Прежде всего, стремлюсь к тому, чтобы с помощью произведений писателей нашего края дети смогли укрепить и развить свой русский дух, росли патриотами своей Родины, своего Отечества, своей культуры.
Работая с текстами произведений, мы с детьми вступаем в диалог с автором, сопереживаем, сочувствуем, проникаем в суть, соглашаемся или отвергаем определенные суждения. Как итог работы по произведению мои воспитанники пишут эссе, рецензии, рефераты, исследовательские работы, проекты. Данное направление диктуется и запросами общества, повышением роли личностного фактора в жизни общества: обучению публичной речи, что предполагает развитие у учащихся умения выступать, участвовать в обсуждении жизненно важных вопросов, отстаивать свою точку зрения, убеждать, доказывать. Вдумчивая работа с текстом учит не только грамотно писать, но и логично излагать свои мысли, свободно поддержать разговор на любую тему.
Считаю, сохранить у детей интерес к чтению, школе может помочь сам учитель, сотрудничество с родителями. Нельзя заставить детей любить книгу, их можно только заинтересовать и увлечь, обладая определенными знаниями и навыками. Как сказал французский писатель Д.Пеннак: «Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения».